Ремонт программы капитального ремонта
Принципы функционирования и возможности присоединения Саратовского региона к государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ) на минувшей неделе обсуждали на совещании у губернатора области Валерия Радаева.
Глобальная коммунальная
ГИС ЖКХ обзавелась своим собственным доменом в интернете только в феврале текущего года, и с тех пор работает в тестовом режиме. Постепенно к ней начинают подключаться региональные управляющие жилищные организации. Как рассказала саратовскому губернатору глава областного комитета по информатизации Лариса Кузнецова, со стороны нашего региона в систему ГИС надо встроить свыше двух тысяч «поставщиков информации». Ранее ведомством Кузнецовой сообщалось, что 29 саратовских компаний уже зарегистрировались в системе.
С 1 июля 2016 года сайт ГИС ЖКХ должен заработать в обычном режиме. То есть правительству региона и комитету по информатизации за год нужно решить множество организационных вопросов, связанных с подключением к системе «поставщиков информации» и обучением всех пользователей системы тому, как с ней работать.
Государственная информационная система ЖКХ была придумана пару лет назад для того, чтобы объединить всю информацию по управляющим организациям. Для всеобщего, так сказать, удобства все делалось. Чтобы жителям легко было отслеживать работу своих управленцев, а госорганам контролировать.
На сайте ГИС представлено множество сервисов, которые делают взаимоотношения жильцов с управляющими организациями публичными и прозрачными. Здесь можно будет оплатить жилищно-коммунальные услуги, узнать о задолженности по ЖКУ, передать показания приборов учета, проверить лицензию управляющей компании, ознакомиться со списком работ и услуг по дому, в том числе узнать о планах по капремонту, можно будет все понять про субсидии и льготы и даже написать обращение. Здесь же будет представлена актуальная информация по тарифам на жилищно-коммунальные услуги, всевозможные реестры (лицензии УК, «черные списки» управляющих организаций, наказанных невозможностью работать с клиентами, планы и результаты проверок и прочее), программы и все законодательство, которым регулируется сфера жилищно-коммунального хозяйства.
При этом участие в государственной информационной системе ЖКХ будет обязательно для всех управляющих жилищных организаций. Ослушание чревато для них неприятными последствиями. Как, например, тем, что если управляющая организация не представлена на сайте, не раскрывает на нем информацию о своей работе, не публикует там платежные документы для потребителей, то жильцы могут и не платить за предоставленные услуги. Предусмотрено для граждан такое заманчивое правило.
Иначе весь жилищный фонд превратится в большой аварийный дом
От программы капитального ремонта государство отказываться не хочет, несмотря на все проблемы с собираемостью платежей, основанные на недоверии населения к этой системе финансирования. И даже приостанавливать действие программы на некоторое время из-за снижения платежеспособности россиян после экономических проблем в стране тоже не собирается.
В своем недавнем интервью «Российской газете» заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис заявил, что сейчас система капитального ремонта работает со сбоями. Это в Минстрое РФ признают, однако уверены, что уже с 2016 года программа заработает «как нужно» повсеместно. Отказываться от ее реализации даже на короткий срок, по мнению Чибиса, ни в коем случае нельзя. Иначе весь жилищный фонд превратится в большой аварийный дом.
По словам Чибиса, пока только 10 процентов жильцов многоквартирных домов решили копить средства на специальных индивидуальных счетах и сами делать ремонт. Остальные 90 процентов отправляют средства в общий котел и ждут своей очереди. При этом Чибис выразил уверенность российского правительства в том, что в ближайшие десять лет ситуация изменится и ответственных собственников будет большинство. «Постепенно они научатся сами копить, кредитоваться, контролировать ремонт либо поручать этот контроль той же управляющей компании», – предположил чиновник.
Чибис отметил также, что в программу планируется внести ряд дополнений. Например, по освобождению от уплаты взносов определенные категории граждан – пожилых одиноких собственников квартир. «Понятно, что пенсионеры, которые всегда исправно платят за жилищно-коммунальные услуги, не смогут получить капремонт в ближайшие годы, а лишь через много лет», – пояснил он.
В Саратовской области в региональных законах о капитальном ремонте тоже кое-что правят. Недавно в областной думе обсуждали изменения в закон о региональном операторе Фонда капремонта. По ним, региональный оператор ежегодно сможет расходовать на капитальный ремонт не более 80 процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов в текущем году. Ранее закон предусматривал трату 80 процентов поступлений прошлого года на ремонты в текущем. Но так как средства фактически начали собирать только в конце прошлого года (с октября), то их, соответственно, на текущие ремонты в этом году не хватает. Поэтому и решили брать из накоплений текущего года. Оставшиеся двадцать процентов собранных денег будут по-прежнему считаться «запасом прочности».
С помощью этой маленькой детали областные власти надеются на полное финансирование программы 2015 года. Но получиться это может только в том случае, если люди начнут активней делать взносы. Еще в марте платежная дисциплина жителей региона в части оплаты взносов на капитальный ремонт была очень низкой – 15-20 процентов от общего объема начислений по общему счету Фонда. Тогда в общем котле было всего 25 миллионов рублей. За два месяца ситуация, правда, значительно улучшилась, и сейчас на общем счете собрано уже свыше 62 миллионов рублей. По состоянию на 1 мая на счетах Фонда всего было накоплено более 169 миллионов рублей, в том числе 106 млн – на специальных счетах.
К непосредственному ремонту доверившихся ему домов Фонд еще не приступил. В настоящее время во всех муниципальных районах области проводится обследование объектов, подлежащих ремонту в текущем году.
Формально-успешное. И может быть платным
Лицензирование управляющих компаний – еще одна актуальная тема текущего года. В федеральном министерстве строительства и ЖКХ считают, что оно прошло успешно, «качественно и в срок». Напомним, что уже с 1 мая ни одна управляющая компания больше не может работать без соответствующей лицензии. Из 12 тысяч организаций, подавших заявки на лицензию в целом по России, только 13 процентов не смогли получить лицензии. В Саратовской области из 223 компаний лицензии не достались 14-ти. И ничего положительного в этом региональные и муниципальные власти пока не видят. С одной стороны, конечно, хорошо, что с рынка уходят некачественные управленцы, но с другой – это повлекло массу новых проблем, к которым в регионе оказались не готовы. Например, в Саратове около восьмисот домов остались без управления.
Кроме того, внешняя гладкость прошедшей процедуры лицензирования, как было признано всеми региональными экспертами, в том числе теми, кто принимал у УК экзамены, объясняется формальным подходом, прописанным в самом законе. Той цели, на которую оно было нацелено – убрать с рынка недобросовестных управленцев, достичь не удалось.
Многие УК, чья деятельность откровенно противоречит действующим российским законам, тем не менее получили доступ к рынку коммунальных услуг, а значит, продолжат работать по привычным для них схемам и принципам. При этом те УК, что лицензию не получили, ликвидируются, но на их месте тут же образовываются новые УК с теми же руководителями, но незапятнанной пока репутацией. А значит, они тоже легко пробьются на рынок, тем более что вновь образованным компаниям значительно проще пройти тест на соответствие перед государственной лицензионной комиссией.
По мнению саратовских экспертов, проблема кроется в прописанных в законе требованиях к УК. Слишком, мол, они лояльные, требуется их непременно ужесточить. Этот момент уже вызвал немало споров. Некоторые эксперты считают, что если требования будут жестче, то остаться без управления рискуют почти все многоквартирные дома. Потому что лицензиатов окажется слишком мало.
Недовольство, как выяснилось, высказывается и со стороны управляющих компаний. В основном, конечно, тех, которым лицензию не дали. Они считают, что во время лицензирования их просто «выжали» с рынка. Не имея на то веских оснований.
Этот вопрос даже рассматривался недавно в Общественной палате Саратовской области, члены которой в итоге вышли с предложением подкорректировать форму лицензирования, чтобы избежать в дальнейшем всяких недоразумений, кривотолков и недомолвок. Процедуру предлагают разбить на две части. Новым компаниям, по мнению экспертов от областной общественной палаты, следует выдавать лицензию только на год, а по всем остальным проводить оценку профессионального уровня и всего спектра работы, начиная от проведенного капремонта до количества жалоб от жильцов.
Обратили внимание в областной ОП и на финансирование деятельности лицензионной комиссии. Вернее, на то, что это самое финансирование работы комиссии в законе вообще не упоминается. Как будто не учитывается тот факт, что комиссия – орган постоянно действующий, а не временный. Решить проблему предлагается простым путем – сделать экзамен на получение лицензии платным для соискателей.
По логике авторов идеи, если компания в состоянии оплатить 30 тысяч рублей за получение лицензии, то, например, 300 рублей за экзамен у них точно найдется. Собранные таким образом средства можно будет, мол, направить на аренду помещения и на оплату специалистов. Все свои идеи члены областной палаты отправят на рассмотрение в федеральные ведомства.
Все по-новому да по-новому
Буквально за один только последний месяц в системе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации появилось множество новаций. Еще целый ряд предложений находятся в стадии оформления и обсуждения. Ну вот, например, из внедряемых уже новшеств – возможность не платить за коммунальные услуги, если жилищная организация, будь то ТСЖ, ЖСК или УК, не разместила платежный документ в единой государственной информационной системе (ГИС ЖКХ).
Еще из предлагаемых к рассмотрению идей стоит выделить намерение сделать процедуру лицензирования управляющих компаний (УК) платной, чтобы затруднить условия для соискателей права на работу в этой сложной и туманной сфере.
На региональном уровне уже приняты некоторые изменения по программе капитального ремонта многоквартирных домов. На федеральном – по тому же капремонту ряд изменений планируются к вводу.