Все упирается в денежный расклад

Оценить
О чем надо помнить, когда мы ругаем городские власти за дороги и прочее

У депутатов Саратовской городской думы и чиновников мэрии разные прогнозы на ближайшее экономическое будущее Саратова. Чиновники смотрят вперед до конца года оптимистично. Депутаты на их фоне выглядят пессимистами. Кто окажется прав, покажет будущее. Но разноголосицу мнений в саратовской городской власти нужно поставить им в зачет. В наши непростые времена единомыслия и боязни заглянуть за поворот такие разговоры помогают не сбиться окончательно с пути и дают шанс даже в сумерках нащупать правильную тропинку. На минувшей неделе в Саратовской городской думе активно работали комиссии. Много говорили о бюджетных деньгах и про их нехватку.

Объективные и субъективные причины дырок в бюджете

Первый квартал 2015 года по налоговым и неналоговым сборам в бюджет города Саратова оказался хуже первого квартала 2014 года.

– Второй будет еще хуже? – поинтересовался депутат Юрий Ерофеев у исполняющего обязанности главы комитета по финансам Александра Струкова.

– Мы не ожидаем такого, – ответил тот.

– Я думаю, что на порядок хуже будет, – гнул свою линию Ерофеев.

– Ситуация выравнивается. Конечно, говорить о допдоходах рано, но... – не менял свой прогноз финансист городской администрации.

– Готовьтесь. Однозначно ситуация будет хуже. Строительство, промышленность проседают.

Чиновник Струков привык к тому, что депутаты эмоциональные люди. Но у него-то эмоции закопаны глубоко-глубоко под строчками из Бюджетного кодекса. И он спокойно объясняет депутату Ерофееву, что «проседание» промышленности и строительства – забота регионального уровня власти. Потому что если «налог на прибыль просядет – это региональный и федеральный бюджет». Городскому бюджету по БК достается только часть НДФЛ и земельный налог.

– А, ну тогда и я оптимист, – улыбается депутат.

В цифрах ситуация по основным доходным источникам в бюджет Саратова по отчету за первый квартал выглядит следующим образом:

– налог на доходы физических лиц (НДФЛ) пришел в сумме 768 млн рублей. Это 19,7% от годовых бюджетных назначений. (Здесь и далее нужно всегда помнить, что выполненный план за квартал – это 25% от годовых бюджетных назначений);

– ЕНВД дал 155,5 млн рублей – 23% к годовым назначениям. (Но нужно понимать, что в первом квартале продолжались перечисления этого налога за четвертый квартал 2014 года и это, конечно, скрасило ситуацию);

– земельный налог зачислен в объеме 113 млн рублей – 19,3% к годовым назначениям;

– налог на имущество физических лиц составил 24 млн рублей – 8,6% к годовым назначениям. (Но именно по этому налогу ситуация не принципиальная, потому что он уплачивается до октября, как удобно людям.)

Есть и перевыполнение. Например, по патентам исполнен уже почти весь годовой план. И если депутаты областной думы все же примут решение о понижении цены патентов для отдельных видов деятельности, то можно рассчитывать даже на то, что годовой план окажется перевыполненным. Другое дело, что выраженный в деньгах этот источник пока слабенький. И в лучшем случае город может получить вместо 10 миллионов за год 15. А такие доходы, конечно, погоды не сделают.

Боль и печаль саратовских финансистов – сокращение поступлений, связанных с использованием земли. И земельный налог, и арендная плата за земельные участки снизились в абсолютных цифрах из-за изменения кадастровой оценки. Так что за землю в первом квартале в общей сложности получено немного больше 196 млн рублей. 113 в виде налога и 83,5 – за аренду.

Всего доходная часть городского бюджета за первый квартал (без учета поступления безвозмездных перечислений с федерального и регионального уровней бюджета) составила 1 миллиард 300 миллионов рублей. И этих денег, конечно, катастрофически не хватает для исполнения полномочий городской власти.

Поэтому при обсуждении вопроса доходов за первый квартал заговорили о приоритетности расходов в течение года. Депутат Дмитрий Кудинов подчеркнул, что он главным расходным приоритетом видит строительство детских садов в Саратове. Деньги из федерации на эти цели выделяются, но их объем зависит от софинансирования, которое предоставит муниципальное образование. И вот сейчас нужны от Саратова значительные суммы по софинансировнаию. И, может, стоит посмотреть и ради того, чтобы их найти, отказаться от поиска денег на софинансирование программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья?

Главный саратовский финансист Александр Струков подтвердил, что город может рассчитывать на 450 млн рублей от федерации для расширения сети детских садов. Но областных средств пока нет.

«Областного финансирования вообще нет. Не предусмотрено», – разъяснял он нюансы детсадовского строительства. И в конце концов появилась цифра в 50 миллионов рублей, которые хорошо бы предусмотреть в городском бюджете по этой статье, чтобы смело рассчитывать на деньги федеральной программы. А этих денег нет. Зато в бюджете предусмотрены 557 млн рублей на софинансирование программы переселения. Кудинов настойчиво предлагал снять с переселения. Но Струков свое дело знал и правилам Бюджетного кодекса оставался верен. Сказал, что пока городу не озвучили долю софинансирования по ветхому жилью, ничего снимать нельзя. «Даже прогнозно пока не говорят цифры», – добавил он. Дмитрий Кудинов удивился. Почему так долго раскачиваются? Уже май заканчивается. Он всерьез беспокоится, что если неопределенная ситуация будет тянуться и дальше, «мы везде поучаствуем и ничего не исполним».

Депутат Александр Янклович про садики ничего говорить не стал. Все знают, что в его картине мира главное место занимает финансирование муниципальных унитарных предприятий. И вот сейчас оно его очень и очень тревожит. Потому что саратовские МУПы профинансированы не до конца года. Вот, например, МУП «Водосток», где он директором, только до августа. «В августе, если никаких изменений не будет, Водосток придется закрывать. Платить ни зарплату, ни налоги нечем будет». Янкловичу тоже требовалось решение про расходные приоритеты. Потому что останавливать даже самое небольшое производство «по свистку» не получится: «Мне надо, чтобы котельную законсервировать, месяц. И ситуация не только у меня такая. Мы еще себя чувствуем лучше, чем Водоканал, гор­свет». Но когда в ход пошли цифры, выяснилось, что чтобы до конца года дожить спокойно, МУПам не хватает миллионов 300. «Это только нам столько нужно», – подал голос недавно назначенный директором Водоканала Андрей Иванов. В общем, запутались. И решили запросить от комитета по финансам аналитику, чтобы понять, что будет происходить с финансированием бюджетных учреждений до конца года. Увидят – создадут рабочую группу и будут выделять расходные приоритеты.

Что добром не отдано – взыщут

Расходы без доходов рассматривать бессмысленно. И депутаты Саратовской городской думы это давно и прочно усвоили. И о доходах на очередном заседании комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, которое состоялось в минувший вторник, тоже говорили. Причем не только о текущих, а и о тех, которые собираются с большими усилиями. Недоимка за 2014 год по состоянию на 1 марта 2015 была настолько большой, что депутаты ахнули и отправили экономическое ведомство администрации сильнее напрягаться. И вот в мае администрация в лице заместителя главы по экономике Елены Ножечкиной пришла с другими цифрами.

«В настоящее время ситуация с контрольными показаниями бюджета выравнивается, – сообщила она.– Если по состоянию на 1 февраля 2015 года недоимка составляла 72 миллиона рублей, на 1 марта – 73, на 1 апреля – 50, то на 1 мая – 13,2 миллиона рублей. То есть в принципе ситуация улучшается. Не исполнен НДФЛ (но в два раза идет уменьшение по недоимке) и земельный налог. Но опять же – было 43 миллиона, стало 12».

Немножко поспорили, анализируя темпы ликвидации недоимки по налогу на имущество. Елена Ножечкина считает, что к достаточно большой по сумме недоимке здесь нужно относиться спокойно. Потому что анализ показывает, что в среднем на каждого неплательщика приходится по тысяче рублей просроченного платежа. (129 миллионов рублей просрочки на 138 тысяч неплательщиков). При этом фактическую задолженность свыше трех тысяч рублей имеют всего 13 тысяч человек. В отношении большинства неплательщиков небольших сумм налоговая инспекция предпочитает с судебными разбирательствами тянуть до последнего. И к судебным претензиям прибегает только в том случае, если истекает срок давности для их предъявления. Но такой подход не понравился депутату Андрею Карасеву. Он по большому счету хотел, чтобы Елена Ножечкина перечислила все 13 тысяч крупных неплательщиков поименно. Ну или хотя бы тысячу самых крупных. При этом он не очень разбирался в тонкостях уплаты этого налога и не знал, что налог на имущество – это налог на приватизированные квартиры, а не на заводы, пароходы и тому подобные ценности (налог на имущество юридических лиц забирают региональные власти). А когда узнал, что имущественный налог платят жители города Саратова за свои квартиры, то начал тем более интересоваться, есть ли список. Потому что ему сразу стало жалко пенсионеров, которые «бегут в первую очередь платить, а есть люди, которые не платят».

– Андрей Андреевич, я хочу вам сказать, что пенсионеры освобождены от налога – разъяснила Елена Ножечкина депутату Карасеву. И решив перевести разговор в конструктивное русло, обобщила тему. – Если у нас будут социально-экономические показатели улучшаться, я прогнозирую исполнение планов. Недоимка существует – да. В бюджете она достаточно значительная. Но работа ведется. Охватываем налогоплательщиков мерами принудительного взыскания. Исковые в суд подаются, судебные приставы все рычаги по взысканию используют. Налоговая своим правом выставлять инкассовые поручения пользуется.

Депутату Янкловичу всех этих рычагов было мало. Он рассказал о том, как в других регионах судебные приставы вместе с ГАИ, вместе с коммунальщиками работают и накладывают аресты.

Депутат Ерофеев на всякий случай и у Елены Ножечкиной решил добиться прогноза на ближайшие полгода. «Как будут идти поступления в городской, в областной, в федеральный бюджет? На уровне 2014 года или ниже? Как я понимаю, июль-август даст на полной программе, – делился он своими наблюдениями. – Вторая половина года будет значительно хуже. Тут же руководители сидят, всё понимают». Но Елена Ножечкина оставалась спокойной. И сказала, что доходы бюджета и так по факту ниже даже в плане. Потому что уменьшена оценка земли. А от ее использования поступали значительные деньги.

На самом деле к отламыванию кусков бюджетных доходов и депутаты, и городские чиновники уже привыкли. Транспортный налог в городскую казну начиная с 2014 года вообще не поступает. Отчисления от собранного на территории города НДФЛ в 2014 году уменьшили на 10 процентов (пять откусила область и пять – федеральный центр). То есть то, что на протяжении двух последних лет происходит снижение собственных доходов, и делается это по воле вышестоящих органов власти – это факт. Депутат Ерофеев попросил городских чиновников про этот факт почаще рассказывать населению. Иначе «очень много негатива идет именно на город» из-за того, что люди видят то разбитые тротуары, то брошенные без ремонта дороги. Они просто не понимают, что в городе остается мало денег и их не хватает.

На заседании комиссии сразу было видно, кто любит читать серьезные отчеты, набранные мелким шрифтом. Депутат Карасев, например, вычитал в отчете об исполнении бюджета Саратова за 2014 год информацию о том, что уменьшилась собираемость платы за наем жилых помещений. Почему? – спросил он у Александра Струкова.

– Не платят граждане, – ответил тот.

– А почему?

– Плата увеличилась за счет взносов на капитальный ремонт.

– И как мы собираемся решать вопрос?

– В претензионном порядке, – успокоил исполняющий обязанности председателя комитета по финансам. – Будем взыскивать.

Депутат Янклович отчетов, может быть, особо и не читал. Но у него вопросы к Струкову тоже были. Причем давно. Он напомнил коллегам, что три года назад из саратовских неналоговых доходов изъяли волевым решением области такие поступления, как штрафы, собираемые на территории города.

– Работа по этим штрафам ведется на оборудовании, которое купили за деньги муниципального образования, – уточнил он. – Это оборудование обслуживается за наши деньги. А все штрафы поступают в казну области. Я считаю, это несправедливо. Прошу заняться этим. В прошлом году по штрафам поступления составили много миллионов рублей.

Александр Струков напомнил депутату, что штрафы за нарушение дорожного движения поступают в областной бюджет по федеральному законодательству.

– Они вправе передать эти деньги нам, – оставался при своем Янклович. – Мы 200 миллионов рублей вбухали в оборудование. Или давайте хотя бы деньги за оборудование у них заберем!

Поспорили. Выяснили, что оборудование (видеофиксаторы) было закуплено в рамках программ противодействия экстремизму и терроризму. Первая функция – защита города в рамках безопасности. А штрафы за нарушение правил – вторичная. Янклович все равно продолжал настаивать на том, что мы единственный регион, который не получает назад отчислений. Мы могли бы использовать эти деньги на парковки.

– Оборудование на нашем балансе. Давайте снимем и продадим. И полиция пусть сама обеспечивает безопасность. Можно много ссылаться на БК. Но есть факт. Город вложил средства – система зарабатывает деньги. Это грабеж, а не бюджетный процесс. И область стыдливо прячет глаза.

– С точки зрения полномочий могут штрафы нам отдать? – спросил председательствующий на заседании комиссии Сергей Козин.

– Обратиться можно. Но вернуть могут только часть и только в виде субсидий. Потому что в бюджет субъекта они поступают в обезличенном виде, – объяснил Александр Струков.

В прошлом году город хотел, но не мог

На заседании комиссии по промышленности, которая состоялась в минувший четверг, солировал председатель городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова Валерий Данилин. Он в прах разбил все претензии депутата Шумихина про не тот бордюрный камень и не то покрытие. Прочитал целую лекцию, из которой и депутаты, и журналисты узнали, что метровый бордюрный камень бетонный никогда не имел арматурной сетки, даже в советские времена. Единственная арматура, которая там была – петлица, которую цеплял кран, чтобы поставить камень на место. В трех-четырехметровых действительно использовалась армированная конструкция. Но и этот камень тоже разрушился, и он не вечный. В настоящее время используется бордюрный камень прессованный бетонный, и это технология современная и нормальная. И напрасно депутат не верит в то, что на зимних шинах автомобилисты уносят полтора сантиметра дорожного покрытия за зиму. Уносят. Вместе со щебнем. Потому что щебень, который используется в Саратове при ремонте дорог, хороший – гранитный, прочностью за тысячу. «Я 15 лет работаю. Да, раньше из Ивантеевского карьера известняк использовали осадочной породы. Он действительно выдерживает только 35 циклов замораживания-оттаивания. После этого он превращается в то, из чего образовался – в глину», – рассказывал Валерий Данилин.

– А почему тогда гранит у нас в ямах не валяется сейчас. Где он? – не отставал Шумихин.

– Гранит – это же не монолитная плита. Это фракция. Маленькие камушки, 10-15 миллиметров, которые склеиваются вяжущим веществом.

Похоже, депутату Шумихину было важно уесть в тот день Данилина. И он спросил про улицу Огородную. Дескать, там-то вы отдельные участки с нуля делали, а все теперь разрушено.

Валерий Данилин признал, что на Огородной серьезные подтопления – «и в некоторых местах настолько серьезные, что там камыш растет». Эти некоторые места постоянно проваливаются и проседают. У Водостока есть проект дренажа. Но его реализовать не позволяет отсутствие финансирования. И заметил, что никаких новых участков дорожного полотна там не делалось. Восстанавливали слой покрытия. И будут и дальше восстанавливать. Потому что дорога востребована.

– Масса вопросов по дорогам с разных сторон. И правильные вопросы, и разные, – отчитывался по теме Данилин. – У нас в этом году по весне ситуация на дорогах с выбоинами, колодцами (разрушением покрытий) несколько хуже, чем в прошлом году. Это обусловлено, в том числе, и объективными причинами. Все знают, что в прошлом году нам не выделялись средства на ремонт дорог. В этом году придется затрачивать больше денег и средств для того, чтобы восстановить дороги уже после двух зимних периодов хотя бы с помощью ямочного ремонта.