Дмитрий Новокшонов: Тролль – человек в скромной маске творца

Оценить
Троллинг (от англ. trolling) — ловля рыбы на блесну. А еще это провокационная деятельность интернет-пользователя, которая направлена на разжигание конфликтов с другими пользователями Сети.

Троллинг (от англ. trolling) – ловля рыбы на блесну. А еще это провокационная деятельность интернет-пользователя, которая направлена на разжигание конфликтов с другими пользователями Сети. Это постинг заведомо провокационных сообщений с целью получения негативной реакции пользователей. Лицо, занимающееся троллингом, называют троллем, что совпадает с названием сказочного существа из скандинавской мифологии.

Интереснейшее социально-психологическое явление, зародившееся в 90-х годах в сети Usenet. В конце первого десятилетия XXI века троллинг достиг максимального развития. Теперь его уже берут на вооружение спецслужбы, политики и общественные деятели.

Зачем же нам нужен троллинг? Кто им занимается, почему? И как нам всем благополучно сосуществовать в одной Сети и в реальной жизни?

Разбираемся вместе с Дмитрием Новокшоновым, одним из крупнейших исследователей этого феномена в России, автором новой книги о троллинге «ТРЛ Бога», известным блогером, филологом, преподавателем СПбГУ и журналистом.

– Дмитрий Евгеньевич, как исследователь этого пока не совсем понятного для многих феномена можете сформулировать, что же такое троллинг?

– Троллинг – это осознанный или неосознанный языковой обман, совершаемый говорящим или пишущим. Слушающий или читающий обманывается, неверно понявсказанное или написанное. Человеческое сознание похоже на щучью повадку хватать всё блестящее. Обычно эта повадка полезна щуке – она хватает, жрет и растет, становясь сильнее. Но иногда щука бросается на брошенную рыбаком блесну. Тогда для щуки наступает тяжелое время, кстати, английское слово «trolling» как раз и означает ловлю на блесну.

– Ловля рыбы на блесну – только одна из версий происхождения термина. А на ваш взгляд, почему именно это слово? Выработана ли в науке его четкая этимология?

– О происхождении этого понятия я и написал книжку «ТРЛ Бога». Понятие это в Древней Греции и Риме передавало слово «полемика» – по сути «войнушка».

Гераклит убеждал, что бойня, война – отец и господин всему. Английское слово троллинг просто оказалось наиболее понятным и востребованным русской молодежью для обозначения той древней полемики.

Кстати, мой коллега по научному поиску психиатр Дворецкий предложил три варианта перевода слова тролль. Первый – охальник. Второй – кощунник. И третий – насмешник (пересмешник).

То есть троллить – значит скоморошничать. Сейчас в Россию старый образ полемиста-рыбака вернулся под английским именем троллящего в Сети – тролля.

Среди создателей СССР троллинг (ТРЛ) именовался агитацией (пропаганда, инженерия человеческих душ) и имел выдающихся знатоков. Выдающимися троллями были основатель Советского государства Владимир Ленин и создатель Красной Армии Лев Троцкий, многие другие видные ораторы-краснобаи из большевиков. ТРЛ применил, например, Михаил Горбачев при сломе возглавляемого им государства. Горбачев ударил по русской речи такими дубинами ТРЛ, как интенсификация, плюрализм и демократизация. В годы правления его преемника Бориса Ельцина русский язык обстреляли новыми ТРЛ-снарядами: путч, киллер, ваучер, коррупция, демократия, секс, ипотека, диверсификация, инновация и многими другими. Список использованных для поражения русского сознания боеприпасов пополняется непрерывно, огромную роль в расстреле безоружного народа играют палачи с учеными степенями, присужденными Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки России. Чем выше научная степень и звание у такого палача, тем тяжелее его преступление перед человечеством.

– То есть из виртуальной среды троллинг успешно перекочевал в жизнь реальную. И наоборот. Значит, офлайн-провокация – это тоже троллинг?

– Да. Понятие троллинга знакомо филологам старой школы под греческим словом метафора – осознанный или неосознанный речевой обман. Люди жили и живут среди метафор, а каждая человеческая жизнь в сути своей представляет собой метафору – троллинг.

– Несколько лет назад Максим Кронгауз писал на интернет-сайте «Русской жизни»: «Когда мы говорим о новых явлениях в интернете, в частности, в сфере коммуникации, мы часто слышим контраргумент: какое же это новое, такое уже было. Действительно, практически для любого нового коммуникативного явления в интернете можно подобрать какую-то аналогию из прошлого, но, во-первых, любая аналогия условна, во-вторых, даже если речь идет о воспроизведении чего-то старого, то в интернете оно воспроизводится в совершенно других масштабах». Какие конкретно примеры из прошлого, аналогии троллинга, на ваш взгляд, есть в реальной и виртуальной жизни?

– Уважаемый господин Кронгауз или троллит, или просто недостаточно грамотен в русском языке. Его заявление представляет собой или бессмысленное пустословие, или же является высокоштильным научным жаргоном, который сродни фене матерых уголовников. О подобных арго я написал пособие по психолингвистике «Речь против языка». Не безликая Сеть – Интернет и не бессмысленный шар (сфера) коммуникации, а именно постсоветские ученые являются самыми вредными троллями в современном обществе. В России по их вине оказался чудовищно загажен язык государствообразующего народа – великороссов. Обвальное засорение русской речи началось после Февральской революции 1917 года, убийственным для неграмотных является воздействие СМИ – радио и телевидения. Правовед Ленин увидел опасность сразу, решив учредить особую «очистку» русского языка, вроде описанной в «Собачьем сердце» Булгакова. Владимир Ильич писал в 1919-1920 гг.: «Об очистке русского языка (размышления на досуге, т.е. при слушании речей на собраниях). Конечно, когда человек, недавно научившийся читать вообще и особенно читать газеты, принимается усердно читать их, он невольно усваивает газетные обороты речи. Именно газетный язык у нас однако тоже начинает портиться... Не пора ли объявить войну коверканью русского языка?»

Однако ругая товарищей по ВКП(б) из числа малограмотных русских и слабообразованных инородцев, сам Ульянов даже в этом маленьком отрывке не смог обойтись без мертвых латинских слов с неясным смыслом.

– Здесь троллинг представлен как действенный инструмент управления страной. А какие, на ваш взгляд, основные функции, задачи, которые этот инструмент может выполнять?

– При ответе на этот вопрос троллинг следует уподобить ножу. Задачи и возможности ножа ограничены ножом. А вот задачи, которые он выполняет, ставит его владелец. Ножом можно игрушку выстругать, можно шланг или провод перерезать, а можно ножом и по горлу шваркнуть.

– Можно ли как-то классифицировать троллинг по определенным, четко выделенным критериям? Например, толстый тонкий, коммерческий некоммерческий?

– Этим занимаются лучшие умы человечества уже много веков. Я исследовал лишь маленькую часть – троллинг в современной Сети. В Сети ТРЛ разделяют на два вида: толстый и тонкий. Толстый ТРЛ предполагает любые речевые действия, должные возбудить в читателе страсть, вывести его из душевного равновесия, увидеть в словах то, чего в них нет, но есть в читателе, и тем самым заставить его проявить свою речевую сущность.

Тонкий ТРЛ предполагает вежливость в достижении тех же результатов уподоблениями – метафорами. Русские слова «вежа» и «вежливость» имеют военное происхождение. Вежливость – это непременное условие караульной и сторожевой службы. От их латинского наименования vigilia и пошла русская вежливость. Сначала надо спросить, кто идет, потом, не получив ответа, переспросить и дать предупредительный выстрел. А потом, столкнувшись с невежливостью, уже вежливо бить на поражение. Без предупреждения стрелять можно только на войне и на охоте. На войне право на вежливость имеют офицеры – центурионы и генералы – легаты, на охоте – лесничие и следопыты (егеря, из нем. jäger – охотник; из лат. jugum, санскр. йога), надзиратели за хозяйством в охотничьих угодьях.

В боевом ТРЛ глубину речевого укола определяет глубина времени, использованного речевым фехтовальщиком приема. Чем прием испытанней (лат. proba, русск. проба, право, правда), тем поражение надежнее. Толстым троллингом называют и использование клеветы. Толстый троллинг обычен в националистических, родовых сварах.

– Зачастую троллинг в Сети осуществляется с помощью особого коммуникативного инструмента – комментария или коммента. Можно ли считать комментарий новым и в то же время фундаментальным для интернета жанром?

– Конечно, нет. Жанр ответа старее HTML-комментария. Кстати, слово жанр – само по себе является троллингом Михаила Бахтина (русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. – А.З.). Придумал эдакое словечко он, вот и до сих пор никто общепризнанного определения этому словцу не смог дать. Бахтин был тонкий тролль.

– По мнению одного из первых исследователей интернет-провокации Джудит Донат, троллинг – это «игра в подделку личности, но без согласия большинства игроков, не осознающих участия в этой игре». Подделка личности обусловлена возможностью анонимности?

– Я не согласен с определением юной американской исследовательницы. Блесна, на которую ловят хищных щук, окуней и судаков, не подделывает личность сеголетка. О личности же у блесны вопрос спорен, некоторые рыбаки дают своим любимым блеснам личные прозвища – ники.

– Еще Донат писала, что троллинг выступает как симулятор реального конфликта. Или даже некой игры в конфликт. Симуляция как бы скрывает отсутствие подлинной реальности. То есть если нет реальности – значит, нет и реальной ответственности за коммуникативные навыки общения. Когда следование нормам и исполнение ролей может быть виртуальным, социальные институты теряют свою власть над человеком?

– У троллинга нет рта, чтоб быть симулятором, вещью, предметом. Это у говорящего рта есть троллинг. В этом смысле, да, троллинг – симуляция рта троллящего. То же с игрой и конфликтом – в основе любой игры лежит конфликт. Играть против основы игры – значит уподобиться застывшему и молчащему Будде. Впрочем, даже это неподвижное молчание также будет тонким троллингом высочайшего уровня вежливости

– «Играть против основы игры» – напоминает поведение трикстера. Можно ли сравнить поведение тролля с поведением трикстера – демонически-комичного дублера, как правило, литературного или мифологического героя, который наделен чертами плута, озорника?

– Конечно, можно! Вот хоть бы Будда или скандинавский Локки – чем не эти самые миксеры, тьфу, трикстеры? В Риме вот еще обожали смотреть мим про Лаврушника, как в СССР – было кино про Мимино. В Древнем мире была шутка, что римский народный Либеро троллил всю Индию. Тоже был большой тролль, пока не связался с дочкой Юпитера и Юноны Либертой, имя которой троллит в русском языке мутное слово Свобода.

В последнее время троллинг используют как действенную технологию при ведении информационных войн. Можно ли затроллить оппонента и победить, заработать какие-то реальные политические очки на этом? Или это стратегия слабого противника, который проигрывает по всем реальным фронтам?

– Победить в войнушке – значит победить в войне, не доведя ее до бойни. В бойне побеждает бьющий. Я слышал, что в США уже создали новый род войск – информационных. Это такие особо обученные краснобаи-тролли в погонах из числа переселенцев, знающих язык американских врагов, они троллят тылы противников, внушая там страх, ужас, бессилие и безнадегу. В РФ такого спецназа вроде нет, есть нечто вроде самодеятельных будочников и околоточных, троллящих англо-саксонские бредни и сионо-ваххабитские враки. В СССР вроде был при ЦК один отдел, идеологический назывался.

– Американский исследователь Джейкоб Хирш из Kellogg School of Management и многие другие ученые утверждают, что те, кто занимается троллингом, не вполне здоровые психологически и даже отчасти несчастные люди. Троллинг – это способ избавиться от вины, отчаяния или близости, инструмент, созданный сетевой и культурой вообще, чтобы смягчить тихое безумие частного интернет-пользователя?

– Нож (троллинг) не способ, ножом не избавишься ни от вины, ни от отчаяния или близости, ведь на боль вообще не может быть ответа. Да и культура не порождает ножи, наоборот, ножи порождают культуру. Кстати, заимствованное совсем недавно в живой русский язык из мертвой литературной латыни слово cultura отодвинуло латинское же слово, дожившее до наших дней, в повседневной речи славян со времен Цезаря – халтура. Слово халтура в частном мужицком промысле действительно может означать изготовление и применение ножей. Можно ли назвать эти промыслы тихим безумием в сравнении с тем, что творили и творят интернет-пользователи в Министерстве культуры РФ? Это спорный вопрос.