Театр политической песни и пляски
В России не сильно интересуются политикой. Подъем «патриотизма» держался на двух китах: Крым наш и Америка – враг. Сейчас крымское направление потеряло свою остроту, проще говоря, дела полуострова мало кого занимают, а что до Америки, так она всегда нам вредила и ничего нового в том нет. К тому же экономические обстоятельства ныне таковы, что больше приходится думать о собственным бюджете, чем о коварных происках и геополитических победах. На этом фоне движения внутренней политики россиян мало заботят. Но даже люди, которые всерьез интересуются этими процессами, имитирующими настоящую политику, вряд ли удивляются, когда читают в новостных лентах сообщения вроде этого: «Губернатор Костромской области Сергей Ситников досрочно подал в отставку, чтобы принять участие в выборах главы региона в сентябре 2015 года. Президент России Владимир Путин принял отставку Ситникова и назначил его временно исполняющим обязанности губернатора».
Подобные встречи происходят по раз и навсегда заведенному ритуалу: губернатор рассказывает, как много ему удалось сделать для улучшения жизни подопечных россиян и отдельно – о выполнении майских указов. Путин слушает, иногда подтверждает, мол, тоже осведомлен об успехах, подает пару реплик. Вроде таких: «Слышал, у вас развивается земледелие, тракторостроение, воздухоплавание». Губернатор подтверждает, потом говорит об огромности новых планов, которые он хотел бы реализовать. Как выразился тот же Ситников, «продолжить те наработки, которые у нас сложились за последние годы». Но вот незадача – скоро выборы. Через год, два, три. Но если президент разрешит пойти на выборы сейчас, то все будет хорошо, и регион порадует страну и лично главу государства новыми успехами. Путин соглашается, отмечает – иногда – отдельные недостатки и провожает губернатора, как говорится, с Богом. В последнее время появился и новый мотив губернаторский досрочных отставок – желание сэкономить. Тот же Ситников прямо говорит об этом: «хотели бы сэкономить на избирательной кампании». Губернатор имеет в виду, что его выборы будут проведены в единый день голосования – 13 сентября, одновременно с выборами областной думы.
12 мая в отставку подал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, 13 мая – губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко и губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, 14 мая – губернатор Омской области Виктор Назаров, 22 мая – архангельский губернатор Игорь Орлов. Все они были назначены временно исполняющими свои же обязанности. Кроме них 21 мая освобождены от своих должностей руководители Пензенской и Тамбовской областей. Но здесь немного иная история: оба освобожденные от должностей – ветераны губернаторского дела: глава Пензенской области Василий Бочкарев занимает пост с 1998 года, а глава администрации Тамбовской области Олег Бетин – с 1999-го. Оба получат какие-нибудь синекуры вроде места в Совете Федерации, а в областях ждут, кого же назначат исполняющим обязанности губернатора, потому как прекрасно понимают: сегодня и.о., завтра начальник.
Кстати сказать, ситуация в соседней Пензенской области сильно напрягает наших саратовских политиков. Жириновец Антон Ищенко уже заявил о готовности баллотироваться на губернаторский пост, а в среде единороссов ходят туманные слухи о назначении кого-нибудь из саратовцев на княжение в Пензу. Мечтать, конечно, не вредно, но надо помнить, что пензенская элита не жалует чужаков. Судьба Марата Фаизова, быстро пересевшего из министерского кресла на нары, тому подтверждение.
Но вернемся к просто-таки маниакальному стремлению губернаторов испытать себя на досрочных выборах. Еще в феврале этого года первый заместитель главы администрации Вячеслав Володин обещал выборы губернаторов в четырнадцати регионах. Сегодня уже известны двадцать один регион, где предстоит выбирать губернаторов. И есть некоторые основания считать, что примерно до 13 июня этот список может вырасти.
«Голосуйте за меня! Я испортил вам жизнь»!
В чем причина такого повального желания испытать себя? В собственном желании губернаторов, как они это обозначают в своих коротких речах на камеры центральных телеканалов? Позвольте не поверить. В условиях авторитарной вертикали губернаторы отнюдь не самостоятельные политики, а «пехотинцы Путина», по выражению одного из региональных глав – президента Чечни. Или Рамзана Кадырова нельзя равнять с главами других регионов? Кто знает, но суть губернаторства от этого не меняется.
Предполагать, что губернаторы ищут себе легких путей, как это утверждают оппозиционеры? Формально это так: ведь исполняющий обязанности руководителя региона имеет куда больше шансов повлиять на процесс, чем кандидат, скажем так, со стороны. Правда, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отверг заявления о том, что губернаторы, подавая в досрочную отставку, получают преимущество перед другими участниками предстоящих выборов. «Когда кампания начнется, у всех будут равные возможности», – заявил Песков. Но ведь мы знаем Дмитрия Пескова и его чувство юмора – или цинизм – это кому как нравится.
На самом деле идея досрочных выборов региональных глав принадлежит Дмитрию Бадовскому – советнику Вячеслава Володина и директору Института социально-экономических и политических исследований. Идея проста как куриное яйцо: нельзя совмещать выборы региональных начальников с выборами в Государственную думу и тем более с выборами президента. Президент и кандидаты в парламент страны – это святые люди, а губернаторы ходят по земле, многие их действия известны населению. Бадовский предполагает, что негативное отношение к тому или иному кандидату на губернаторский пост может транслироваться на кандидатов в Думу и даже на единственно правильного кандидата в президенты. Вот и спешат выборы губернаторов перенести с 2016 года – выборы в Госдуму – и с 2018-го – выборы президента.
Но согласитесь, что на самом деле тезисы Бадовского от лукавого. Наша избирательная система давно потеряла всякий смысл, выборы всех уровней превратились в формальность, процедуру оформления победы нужного кандидата. К чему тогда эти танцы? Ради того, чтобы настоящие, а не фальсифицированные итоги выборов не огорчали сотрудников администрации президента? Разве это так важно? В конце концов, можно и потерпеть, зато появляется возможность знать реальное настроение людей в том или ином регионе. Два-три года назад в предложении Бадовского не виделось целесообразности. Теперь же оно наполняется новым смыслом. И тому виной – кризис. Нет, конечно, можно сколько угодно слушать вице-премьера Шувалова, который этот кризис победил и уже видит новые экономические высоты. Только вот статистические данные за апрель показывают падение промышленного производства к апрелю 2014 года на 4,5 процента. И это дает авторитетным экспертам основание говорить, что настоящий кризис еще не начался, что его пик придется на 2017-2018 годы, когда резервы национальных фондов будут исчерпаны. К тому же эксперты уверены, что к этому периоду в обществе иссякнут победительные настроения. Людей, готовых терпеть экономические невзгоды «ради Крыма», сейчас уже всего около тридцати процентов, а через год-другой станет еще меньше.
Это что касается экономики России в целом. Но нельзя забывать, что ситуация в регионах, ограбленных федеральным центром, еще хуже. Позволим себе привести классификацию экономики российских регионов, сделанную профессором МГУ, лучшим регионоведом страны Натальей Зубаревич для газеты «Ведомости»:
«По уровню долговой нагрузки, дефициту, бюджетной обеспеченности, дотационности и доле коммерческих кредитов в задолженности регионы можно разделить на пять групп: «богатые» – нефтедобывающие и федеральные города (9 регионов); «более ответственные» – 12 регионов с относительно низким долгом; «середняки» – 33 региона с большими долгом и дефицитом. Девять экономически слаборазвитых регионов с высокой долей федеральных трансфертов в доходах отнесены к «высокодотационным». Еще 20 регионов – в состоянии дефолта. Хотя в России дефолт регионов по политическим причинам невозможен, характеристики регионов этой группы ему соответствуют. В эту группу отнесены регионы с высоким или сверхвысоким долгом (минимум вдвое выше средних 33,5 процента от доходов) и, как правило, высоким дефицитом».
Надо полагать, что Саратовская область – где-то рядом. И точно так же, как и другие регионы страны, сокращать бюджетный дефицит у нас хотят за счет социальных расходов. 21 мая решено сократить их в общей сложности на один миллиард триста миллионов рублей.
Интересно, каково идти на выборы с лозунгом: «Голосуйте за меня, я сделал вашу жизнь еще хуже!»?
От нашего столика – вашему столику
Тем временем Государственная дума сделал губернаторам подарок. Нет, все было обставлено в соответствии с канонами российской политической сцены новейшего времени. Формально закон, принятый пока еще в первом чтении, направлен на то, чтобы губернаторы не засиживались в своих креслах, чтобы избежать пожизненного губернаторства, как, например, у Амана Тулеева, правящего Кузбассом с конца девяностых. Вице-спикер от ЛДПР Игорь Лебедев полон решимости раз и навсегда навести порядок в сроках губернаторства. «Избранный губернатор не должен иметь право занимать свой пост более двух сроков подряд. Законопроект будет распространяться на всех глав регионов, которые были избраны с того времени, когда в России вернулись к процедуре выборов губернаторов», – сказал он. Теперь внимание – следите за руками политических фокусников: то время, когда в России вернулись к процедуре выборов, – это 2012 год. При этом закон обнуляет всё, что было до этого года. Губернаторство до 2012 года как бы не считается. То есть все те, кто сейчас идет на досрочные выборы, получат право на еще 10 лет «володения» своими волостями. Как минимум.
Авторами законопроекта, без всякого сомнения, разработанного в администрации президента, значатся Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Сергей Миронов и Владимир Васильев. Какое трогательное единство власти и как бы оппозиции! При этом в законопроекте содержится коварное словцо «подряд» – не более двух раз подряд. Даже «соавтор» законопроекта Владимир Жириновский выказал свое недовольство: «...он два срока отсидит, потом своего дружка на месяц посадит, тот потом сложит досрочно полномочия, и опять старый вернется. Никакого ограничения, считай, нет, они будут сидеть по 10-15 лет, а если оставить слово «подряд» – всю жизнь будут сидеть!»
Но зря Жириновский ворчал с трибуны – делать замечания еще позволяется, вносить изменения – вряд ли. Единоросс Дмитрий Вяткин заявил, что законопроект – «согласованное мнение лидеров фракций, и при доработке к тексту ко второму чтению надо быть очень осторожными и с уважением относиться к концепции. Сменяемость (губернаторов. – Д. К.) не означает кадровую чехарду и предполагает определенную стабильность власти». Ясно же, что главное сейчас стабильность, даже если это стабильность стагнации.
«А мы чо? Да ничо»
А у нас в Саратовской области какие дела? Какие перспективы – в смысле досрочных выборов? Судя по всему, никаких. По крайней мере, никаких разговоров о направлении Валерия Радаева министром (заместителем) сельского хозяйства, в отличие от прошлого года, нет. Видно, не только потому, что должность занята с недавних пор Александром Ткачевым. Нам отсюда видится, что вряд ли у саратовского губернатора есть потенциал руководителя федерального масштаба. Область – его предел, хотя многочисленные недоброжелатели утверждают, что даже не область, а район, а вообще оголтелые личности намекают, что должность завгара – в самый раз. Эти же люди любят говорить, что Радаев остается в своем кресле по той причине, что ни у кого нет желания идти сюда на царство и заниматься нашими авгиевыми конюшнями. Еще утверждают, что область уже бесперспективна с точки зрения личного благополучия руководителя, мол, что можно было – всё унесли. Но это так называемая саратовская политология.
Еще в прошлом году любили поговорить, что все немногие победы Радаева – ремонт моста, ремонт филармонии, открытие нескольких небольших заводов (по факту – перерезание ленточки) – суть подготовка к выборам. Туда же приплетали прошлогоднее обращение Валерия Васильевича к народу области. «Документ огромной силы», – говорили тогда придворные политологи, а сейчас и не вспоминают его вовсе, оставив эту долю оппозиции. Она-то помнит и периодически спрашивает, а что сделано из обещанного? Вопрос, конечно, интересный. Что-то сделано, например, разговоры об увековечении памяти Михаила Булгакова не стихают уже год. Смысл не в этом, а в том, что нынешней весной выборный багаж губернатора Радаева выглядит гораздо легче, чем в прошлом году: никаких особых свершений не замечено; «элиты» продолжают грызться между собой, есть и откровенные провалы вроде небрежения акцией «Бессмертный полк». Впрочем, если будут выборы, успехи моментально нарисуются, в этом нет проблемы. Больше того, с нашей избирательной системой успехи особенно не нужны – голоса и так нарисуют. Только вот на выборы никто не зовет.
Правда, время еще есть, недели две примерно.