Может быть, пронесет нелегкая?

Оценить
По мнению региональных властей, единые нормативы на жилищно-коммунальные услуги принесут больше вреда, чем пользы

Комитет по государственному регулированию тарифов Саратовской области снова отказывается следовать указаниям федеральных властей. И это не бунт. Это нежелание воплощать не очень разумные идеи можно, конечно, назвать саботажем, но в основе лежит всего лишь забота о населении. На этот раз предметом несогласия областного комитета стали нормативы потребления коммунальных ресурсов, которые федеральными чиновниками велено было усреднить и привести к единообразию. В минувшую пятницу в Саратовской областной думе был по инициативе главы областного комитета по тарифам Ларисы Новиковой организован круглый стол на тему размера нормативов потребления ЖКУ.

Ничего личного, просто работа такая

Лариса Новикова всегда настаивает на том, что она просто выполняет свою работу. Ни больше ни меньше. Смущается, когда ее хвалят, переживает, если ее подход к работе выглядит не таким, как у других ее коллег, и впадает в ужас от эпитета «революционный» относительно своего взгляда на отношения с федеральными властями. Мы, со своей стороны, похвалами чиновников не балуем. Повода особенного нет. Но вот для Ларисы Николаевны не жалко. Все-таки надо отметить, что Новикова одна из немногих представительниц областного правительства, которая не на словах отстаивает интересы жителей Саратовского региона и его экономики. И результаты ее работы видны невооруженным глазом.

Вот, например, то, что в Саратовскую область так и не пришли социальные нормы на электричество и другие коммунальные ресурсы, которые, по замыслу правительства РФ, уже с июля текущего года должны были начать действовать по всей стране и неминуемо привели бы к росту расходов на оплату ЖКУ, – во многом заслуга областного комитета по тарифам.

Вместо того чтобы слепо следовать распоряжению федеральной власти, как любят делать многие региональные чины, в ведомстве Новиковой стали все пересчитывать и перепроверять. Получилось по этим расчетам, что жители области проиграют, а выигрыш не достанется вообще никому. Промышленным предприятиям, ради снижения нагрузки на которые эти соцнормы для населения и собирались вводить, легче совсем не станет. Да и региональный бюджет, как оказалось, может серьезно пострадать. В общем, Новикова поставила на уши всех – и губернатора, и депутатов, и общественность. И все начали писать петиции в Москву с просьбами остановиться и не пороть чепухи, что в конечном итоге и было сделано. Тем более, все доводы Саратовской области нашли подтверждение в других субъектах РФ. А пилотные регионы внедрения дали прямые доказательства несостоятельности затеи с социальными нормами.

Конечно, никто в Москве не рискнул признаться, что с социальными нормами сморозили глупость. Эксперимент деликатно признали неудавшимся, не достигшим намеченных целей. Но совсем отказываться от введения социальных норм не стали. Решили оставить их на откуп регионам. Мол, если кому надо – вводите у себя их сами.

Только со всеобщего одобрения

В настоящее время складывается похожая ситуация. Только теперь предметом обсуждения стали нормативы потребления коммунальных услуг. Федеральное правительство в своем постановлении от 17 декабря 2014 года потребовало от субъектов РФ пересмотра нормативов и установления единого их размера по всем муниципальным образованиям. Другими словами, в Саратовской области должен быть один норматив потребления того же электричества для жителей областного центра и для жителей деревни в отдаленном районе. Сейчас эти нормативы от района к району разнятся. В новых расчетах федеральные власти тоже разрешают дифференциацию, но применяться она должна к домам разной этажности. Чем этажность выше, тем норматив меньше. Такой подход.

Лариса Новикова, все по привычке пересчитав и перепроверив, пришла к выводу, что усреднение нормативов – это вообще палка о трех или даже четырех неблагоприятных концах. К обсуждению своих предположений и опасений Лариса Николаевна традиционно привлекла экспертов, депутатов, общественников.

«Мы ничего не решаем за закрытыми дверями комитета и не начинаем действовать без одобрения всех заинтересованных в вопросе сторон», – заявила она.

Почти повсеместное снижение

На круглом столе в минувшую пятницу в Саратовской областной думе Новикова пояснила, что закон предусматривает пересмотр нормативов раз в несколько лет. В Саратовской области приведением их к единообразию могли заняться еще в 2006 году. Но тогда распоряжение федеральных властей носило рекомендательный характер. И в нашем регионе это распоряжение выполнили формально: тарифы вроде как пересмотрели, но менять их не стали.

Как сказала Новикова, они не торопились и ждали, когда на региональный уровень передадут полномочия по установке размера норматива. В 2010 году регионы дождались желаемого, и в Саратовской области приступили к сбору и анализу информации по потреблению коммунальных ресурсов, а также к расчетам размера величины нормативов по методу, присланному из Москвы.

Москва, кстати, рекомендует регионам устанавливать нормативы аналоговым методом, то есть приблизить их к величинам реального потребления коммунальных ресурсов. Здесь просто сравниваются показатели потребления граждан, пользующихся приборами учета по каждому виду коммунального ресурса, выводится средняя величина и распространяется на тех, кто счетчиками не пользуется.

Так вот, как посчитали в комитете по тарифам Саратовской области, величина норматива по теплу, в частности, значительно видоизменится. Причем в меньшую сторону в среднем по региону. Так, например, в Саратове норматив по теплу на сегодняшний день составляет 0,03 Гкал/м². При перерасчете он снизится на 25 процентов. В Екатериновском районе нынешний норматив в 0,048 Гкал/м² снизится на 53 процента. А в некоторых районах области нормативы, наоборот, вырастут. И при совершенно не изменившемся качестве коммунальных услуг люди будут вынуждены платить больше.

Хорошо, но не полезно

Конечно, снижение размера норматива, даже если оно коснется не всех, хорошо для потребителей. Особенно для тех, кто живет в домах, не установивших приборы учета по тем или иным причинам. Люди, возможно, сэкономят личные деньги. Но с другой стороны, как сказала Лариса Новикова, теряется всякий смысл норматива как инструмента, стимулирующего потребителей пользоваться счетчиками и оплачивать реальное и фактическое потребление коммунальных услуг. И даже применение повышающих коэффициентов, которое разрешается федеральным правительством для повышения норматива и, соответственно, стимуляции к «оприбориванию», не сделает новые саратовские нормативы выше нынешних. И никого ни к чему не простимулирует. Собственно, поэтому Саратовский регион и комитет по тарифам отказались от практики повышающих коэффициентов. В связи с их бесполезностью. Хотя опробовать их, может быть, и решатся, как сказала Новикова. В частности, на нормативах по электроэнергии.

Присутствовавшая на встрече руководитель Госжилинспекции Саратовской области Юлия Абрамова заметила от себя, что выгода граждан, для которых норматив потребления за ЖКУ снизится, иллюзорна. На самом деле, по ее словам, никакой экономии у них не случится. Потому что пока никто не отменил ОДН, и если за личное потребление по нормативу они станут платить меньше, то непременно начнут платить больше за общедомовые нужды. Поскольку фактическое потребление по дому, измеряемое общедомовым прибором учета, останется прежним. Достанется к тому же и тем, кто честно исполнил закон и поставил в своих квартирах счетчики. Потому что для них ОДН вырастет тоже. И это тоже не очень честно и не совсем справедливо.

Кроме того, уравнивающий вроде подход в расчете нормативов оказывается не таким уж уравнивающим. Методика расчетов, рекомендованная федеральным правительством, предполагает дифференциацию нормативов в зависимости от этажности дома. На практике это выливается в то, что жильцы 12-этажек в городе Саратове, где норматив по теплу 0,03 Гкал/м², получают норматив в 0,01 Гкал/м², а жильцы одноэтажных домов – 0,06 Гкал/м². Жильцы трехэтажных домов тоже получают повышенный тариф в размере 0,05 Гкал/м².

Такой разброс, по мнению Ларисы Новиковой, тоже ничего общего со справедливостью не имеет. Дома малой этажности в Саратовской области в большинстве своем отнюдь не повышенной комфортности, за которую можно было бы брать дополнительную плату через повышение нормативов. Скорее наоборот, это старые, ветшающие дома, проживание в которых зачастую вынужденное. И заставлять людей из таких домов платить больше, чем будут платить жильцы соседних высотных новостроек, просто нечестно.

Аналогичная картина складывается по холодному и горячему водоснабжению. Величина нормативов при расчете аналоговым методом снижается в среднем по всем муниципальным образованиям. В Саратове – в два раза, а в Ртищеве, например, на треть.

Вопрос: как отвертеться?

Получается, что требования федерального центра по единообразию нормативов на коммунальные услуги в Саратовском регионе приведут к таким последствиям, как:

– ухудшение положения определенного круга потребителей, что повлечет социальную напряженность и массовое выражение недовольства;

– исчезновение реального стимула для населения устанавливать приборы учета. А в некоторых случаях, там, где потребление по счетчику окажется выше норматива, к тому, что люди будут выводить свои приборы учета из строя;

– рост расходов на ЖКУ в ряде случаев даже при снижении норматива;

– потеря выручки ресурсопоставщиков, которую они не смогут покрыть действующими тарифами, а повышение тарифов на коммунальные услуги, помимо определенного государством, недопустимо.

Кстати, что касается ресурсоснабжающих организаций (РСО), то Новикова напомнила про закрепленное за ними в законе право установить потребителю счетчик за свой счет, если тот не ставит его самостоятельно. «Мы будем убеждать РСО этим правом воспользоваться, потому что в противном случае они будут нести убытки из-за снижения величины нормативов», – сообщила чиновница.

Проблема в том, что в этот раз от исполнения постановления правительства РФ Саратовскому региону так просто не отвертеться. Теперь Москва уже не рекомендует, а требует от субъектов федерации обязательного перерасчета и установления единых нормативов. Причем в строго ограниченные сроки – до конца 2016 года.

Лариса Новикова предлагает начинать уже действовать, чтобы как-то сдержать натиск федеральных требований и смягчить последствия от них.

Глава регионального комитета по тарифам предложила добиться от федерального центра разрешения отсрочить ввод единого тарифа на два года. И использовать это время как переходный период для поэтапного введения новых нормативов.

Кроме того, за эти два года, как сказала Лариса Новикова, придется очень постараться подготовить население к грядущим изменениям. Необходимо убеждать людей, что им необходимо ставить счетчики.

Нужно будет подготовить ресурсоснабжающие организации и поработать с ними над корректировкой производственных и инвестиционных программ ввиду потерь, связанных с новыми нормативами на коммунальные услуги.

Кроме того, Новикова хочет еще раз все пересчитать, проанализировать, как будет расти реальная плата за ЖКУ для населения, и показать свои выводы руководству федеральных ведомств. Как отметила Новикова, нужно менять подход к определению норматива по этажности. Тут, мол, много спорных моментов. Необходимо убедить федеральное правительство оставить дифференциацию нормативов хотя бы по зонам региона. Ну нельзя, по словам чиновницы, сравнивать и уравнивать Алгай, «где люди черпают воду из лужи», с Саратовом.

Намерения Новиковой были целиком и полностью поддержаны всеми участниками обсуждения. И депутаты, и общественники, и представители прокуратуры согласились с тем, что хоть единый норматив для региона и выглядит привлекательно, вреда от него на деле будет больше, чем пользы. А потому, если отсрочка возможна, то ею лучше воспользоваться. А там, глядишь, и пронесет нелегкая.