«Зеленая улица» главному перевозчику
«Разногласий у нас практически на сегодняшний день никаких нет», – заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков в ходе пресс-конференции на минувшей неделе.
Еще совсем недавно между правительством Саратовской области и Приволжской железной дорогой (филиал ОАО «РЖД») шла ожесточенная битва. Стороны конфликта обвиняли друг друга в сокращении пригородных электричек в области. Правительство заявляло, что РЖД вдвое завышает тарифы на аренду подвижного состава, платить такие деньги бюджету не под силу. РЖД возражало, что тарифы обоснованы, подтверждением чему может служить решение суда.
Спор с РЖД касательно якобы завышенных ставок аренды пока не разрешен, но теперь, очевидно, протекает в куда более мирном русле. «Мы ведем работу с фактом аренды подвижного состава, – пояснил министр. – Мы хотим разобраться. РЖД предоставляет нам все требующиеся документы. Эта работа продолжается. Если увидим, что есть какие-то нестыковки, будем разговаривать с РЖД, просить объяснений. То непонимание, которое было между областью и СППК (Саратовская пригородная пассажирская компания. – Р.Д.), было обосновано тем, что эта работа не была проведена ранее. Все принималось, потом деньги не оплачивались... Поэтому мы хотим расставить все точки над i».
Взаимопонимание достигло таких масштабов, что если министерство все-таки сможет доказать необоснованность ставок, то вопрос будет урегулирован мирно, а не через суд. «Мы сядем за стол переговоров и договоримся, – пояснил министр. – В протоколе мы записали, что если такая ситуация возникнет, в наше соглашение будут внесены изменения». Однако точных сроков завершения работы по анализу документов озвучено не было. «Эта работа очень большая», – заметил Чуриков, добавив, что это «никак не отразится на работе компании».
Министр объяснил, что смягчение риторики в адрес РЖД связано с обнулением ставки НДС на пригородные железнодорожные перевозки (соответствующий закон был подписан президентом Путиным в апреле): «Налоговая нагрузка снижена, арендная плата за инфраструктуру снижена... Естественно, отношения вошли в нормальное русло».
Напомним, что с середины марта тарифы на проезд в электричках в регионе повысились на 27 процентов – с 15 до 19 рублей. На мероприятии Чуриков напомнил, что Саратовская область – единственный регион, где льготники пользуются электричками бесплатно. «Во всех регионах льготы есть, но 50 процентов от стоимости билетов», – пояснил министр.
Еще одна новация – региональное правительство начинает работать с перевозчиками по новой схеме. Теперь чиновники будут взаимодействовать только с одним перевозчиком от РЖД – ОАО «СППК» (51% акций принадлежит РЖД). «Это позволило в оперативном режиме решать вопросы договорной работы и тарифного регулирования, а также восстановить движение поездов, отмененных другими перевозчиками, – сказано в пресс-релизе министерства. – С 1 июня 2015 года поезда АО ППК Черноземье» (доля РЖД в уставном капитале составляет более 50% – Р.Д.) переводятся в график ОАО «Саратовская ППК». При этом по факту «Черноземье» остается в регионе, но теперь будет работать по агентскому договору (по типу субподряда) с СППК. Частная же компания «МРПК», в ведении которой находятся 10 поездов (Саратов-Ртищево, Саратов-Овражная, Саратов-Ершов, Саратов-Озинки), продолжает самостоятельную работу в регионе.
Стоит заметить, что доли этих двух компаний в общей массе пригородных пассажирских перевозок в области весьма скромные: в 2014 году ими было перевезено чуть более 1 млн пассажиров, в то время как СППК – 4,2 млн.
[кстати сказать]
За 2014 год в Саратовской области было сокращено 64 пригородных электрички
В начале февраля президент Путин потребовал восстановить работу пригородных поездов, до этого сокращавшихся по всей России. С 8 февраля в Саратовской области было восстановлено движение 13 поездов компании «СППК» по направлениям Саратов-Балаково, Балаково-Ершов, Саратов-Сенная, Саратов-Красный Кут, Примыкание-Аткарск, Аткарск-Саратов, Саратов-Тарханы, Анисовка-Татищево.
Со 2 мая по 30 сентября в связи с начавшимся дачным сезоном в регионе будут курсировать еще 4 поезда (Примыкание-Тарханы, Тарханы-Анисовка, Примыкание-Аткарск, Аткарск-Саратов-1). А с начала минувшей недели в области «во исполнение поручения президента РФ» пущено еще 4 дополнительных поезда, обеспечивающих прямое сообщение между городами Балашов и Саратов (Саратов-Ртищево, Ртищево-Балашов, Балашов-Ртищево, Ртищево-Саратов).
Напомним, что вопрос о восстановлении этих маршрутов был поднят жителем Балашова во время прямой линии с президентом РФ. К поездам на участке Балашов-Ртищево-Пенза (пока обслуживается силами ППК «Черноземье») добавляются еще 2 поезда (Пенза-Ртищево, Ртищево-Пенза).
В планах правительства – восстановить электрички еще по ряду направлений, в том числе «востребованную электричку» Балашов-Поворино. «Там не только одно направление – Поворино, – рассказал первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Андрей Дармограй. – Там Елань, Вертуновская... Порядка 8 маршрутов, которые мы планируем обеспечить пригородным железнодорожным сообщением, которое в прошлом году компания «Черноземье» сокращала».
По словам чиновника, основная проблема по этим направлениям связана с технической возможностью: «Учитывая, что в прошлом году эти маршруты были оптимизированы, подвижной состав был распределен по территории и передан в другие дороги. Локомотивные бригады, которые должны управлять этим составом, также были сокращены. Работа по восстановлению направлений сейчас ведется».