Современное искусство в Саратове. Мечта очередная

Оценить
Министерство культуры и московские эксперты представили концепцию «Музейного квартала» в мукомольных складах Рейнеке

Что будет с бывшими провиантскими складами Минобороны РФ (они же склады Рейнеке) – насущный для саратовцев вопрос. Комплекс исторических зданий в центре города – лакомый кусок для застройщиков. И может стать чем угодно – от гостиницы до нового торгового центра. Но областное министерство культуры придумало кварталу другое, более интересное назначение: собрать в одном месте комплекс музеев и открыть, наконец, в Саратове большой выставочный зал. Обсудить идею «Музейного квартала» приехали московские художники и архитекторы. В четверг они дали пресс-конференцию по итогам этого обсуждения.

Живая история

Для начала московским гостям устроили экскурсию по складам, чтобы они воочию увидели то, с чем им предстоит работать. Надо сказать, что гости были весьма и весьма впечатлены.

С улицы не видно всего того богатства, что скрывается за воротами склада. Огромный двор, несколько старых, но хорошо сохранившихся зданий по периметру. В центре – деревянный сруб. Тот самый, что некоторое время назад пострадал от пожара (МЧС уже сделало официальное заявление о том, что это был поджог).

В старых каменных зданиях пахнет сыростью, плесенью, пылью. Там темно (в складах практически нет окон) и прохладно. Вход в каждое помещение закрывают тяжелые деревянные резные двери, за ними – легкие решетчатые двери, тоже из дерева. Все в очень хорошем состоянии. В том же состоянии деревянные стеллажи и полки внутри зданий. При желании по металлическим лестницам можно забраться на второй этаж – с галереи открывается прекрасный вид на внутренний двор.

То тут, то там встречаются приметы истории и бывшего назначения зданий: по проходу между двумя строениями разбросаны банки с гуталином, у одной из дверей целая выставка кирзовых сапог. Тут же постоянно натыкаешься на шапки-ушанки и военные тулупы, пахнущие нафталином.

Кирпичи основного здания (того, что идет вдоль Рабочего переулка) изнутри исписаны дембельскими автографами: имя, фамилия, дата, когда была оставлена надпись. Встречаются автографы как тридцатых-сороковых годов прошлого века, так и нулевых нынешнего. Сама история говорит с нами с этих стен.

Когда стоишь посреди этого дворика, то очень легко представляешь здесь музей современного искусства. Настроение этого места созвучно настроению ежегодной Ночи музеев. В принципе, да, это клад для художников.

Назад дороги нет

– Нам негде делать большие выставки, – посетовал во время пресс-конференции председатель Поволжского отделения Российской академии художеств Константин Худяков. – Мы либо выпрашиваем помещения у Радищевского музея, либо выставляемся в Боголюбовском училище, в помещении, под большие выставки не приспособленном. На первой выставке «Против течения» губернатор пообещал нам один из лучших залов в Поволжье и обещание свое сдержал. Свершилось. Назад дороги нет.

В концепции «Музейного квартала» прописано наличие выставочного зала современного искусства в комплексе с музеем современного искусства. Также «Музейный квартал» по задумке объединит в себе краеведческий и этнографический комплексы. Краеведы планируют практиковать в новом квартале открытое хранение музейных фондов. Этнокультурный комплекс с мастерскими должен был, по задумке, расположиться в деревянном срубе, который в недавнем пожаре очень некстати выгорел наполовину.

Также в «Музейном квартале» планируется разместить исследовательскую библиотеку современного искусства, экспериментальную театральную площадку, кинозал, медиаархив, мастерские для художников, сувенирную лавку, кафе.

Не Бильбао, лучше!

– Мне кажется, Саратову безумно повезло, – делится своими впечатлениями художник и арт-критик Государственного центра современного искусства Диана Мачулина. – Ни у одного города такого шанса нет. И вам его нельзя упустить.

Во-первых, заявленная концепция, считает художница, прекрасно вписывается в мировой тренд современной культуры, когда современное искусство комментирует что-то старое и старинные вещи получают новые смысловые оттенки. В Саратове к тому же есть опыт подобного искусства – это различные музейные проекты, которые в свое время представлял бывший директор Дома-музея Павла Кузнецова Игорь Сорокин («След сада», «Музейная долина», «Атлас Рима: руководство саратовским водохлебам»).

Во-вторых, сами здания провиантских складов идеально подходят для музейного комплекса (во многих городах мира музеи современного искусства располагаются в промышленных либо бывших складских помещениях). Минимум окон, максимум стен, очень высокие потолки, огромные двери: монтировать выставку с большими экспонатами будет легко. К тому же, как уверена Диана, Саратову не нужно брендовое здание (как музей современного искусства в Бильбао, например), потому что уже есть историческое.

– В таких случаях лучше не строить с нуля, а использовать уже готовые пространства, – считает специалист.

Асы Асса

Предполагается, что воплощением проекта в жизнь займется бюро «Архитекторы Асс» под руководством Евгения Асса. Не так давно они завершили реставрацию Нижегородского арсенала – ленточку там перережут уже 5 июня.

– Философию, которую мы используем при реконструкции исторических зданий, мы назвали «философией возрождения», – объясняет принцип работы бюро архитектор Григор Айказян. – Это не историческая эпоха Ренессанса и не повторение ее стиля. Это возвращение к жизни зданий – из состояния клинической смерти к активной деятельности.

Мы вообще считаем, что по возможности необходимо не строить новое, а возрождать, реанимировать, восстанавливать уже существующее – прекрасные здания и сооружения, которые оказались незаслуженно забыты и заброшены.

Художественная резка по углю

Художники уверили, что зрителям, слушателям и любителям современного искусства совершенно не обязательно ждать финала реставрации, чтобы насладиться всеми прелестями «Музейного квартала».

– Я как художник могу сказать, что пока здание в плохом состоянии, этим надо пользоваться, – с горящими глазами объясняет журналистам Диана Мачулина. – Потом, когда оно будет отреставрировано, многое будет нельзя: здесь гвоздь не вбивать, тут воду не лить. А пока можно делать что-то, что не навредит зданию, что-то перформативное. Там старые солдатские сапоги, обгоревшие бревна, банки гуталина вокруг, великолепные старые тулупы – все, что осталось от военных и от пожара, все это может быть использовано для мемориальной экспозиции потом, это надо сохранить. Можно пригласить художника из Кемерово Гапонова, он великолепный резчик по сгоревшему дереву. Уже сейчас есть то, что можно хранить как историю и использовать как материал для инсталляций.

Цена вопроса

Основной ориентир сегодня – это стоимость полной реконструкции Нижегородского арсенала. Десять лет и один миллиард рублей были потрачены на его восстановление. При этом идея использовать здание арсенала в качестве музея и выставочного центра современного искусства появилась у нижегородцев еще в 1994 году, когда о передаче здания от Министерства обороны в собственность региона даже не шла речь. Концепция родилась в 1999-м, и только в 2003-м музейщики получили здание и приступили к реконструкции. Возможно, процесс восстановления арсенала пошел бы быстрее, если бы не было перебоев с финансированием.

Ориентируясь на сумму в миллиард рублей, надо понимать, что Нижегородский арсенал больше складов Рейнеке по площади, и он был в очень плохом состоянии. Оценить же состояние зданий саратовских складов не представляется возможным, пока идет следствие по делу о поджоге.

Концепция «Музейного квартала» – это идея. Да, она замечательная, но она сама еще в процессе доработки. Поэтому на нынешнем этапе прикинуть смету, даже очень приблизительно, не удается.

Где деньги, Зин?

Министр культуры Саратовской области Светлана Краснощекова признала, что проект «Музейный квартал» – инвестиционный. Это и понятно, бюджет в одиночку с таким проектом не справится. На пресс-конференции министр заявила о том, что переговоры с инвесторами уже идут.

Но будем честны перед собой – найти сегодня инвестора на культурный проект, который не обещает мгновенной прибыли, невероятно трудно. В кулуарах работники культуры жалуются друг другу, что особенность саратовского бизнеса такова: предприниматели хотят не тридцать процентов прибыли через десять лет, а двести процентов и уже завтра. Вложения же в «Музейный квартал» – это «длинные» деньги. И если социальная окупаемость проекта будет невероятно высока, то вот экономическая будет зависеть от ряда факторов, в том числе от того, кто и как будет управлять объектом. Правда, для этого его надо хотя бы отреставрировать.