Занимательная история про бродяжку и короля

Оценить
В саратовском Театре юного зрителя поставили спектакль по произведению Марка Твена «Принц и нищий»

Это вторая постановка твеновского романа в ТЮЗе: в первый раз спектакль «Принц и нищий» поставил Вадим Давыдов в 1950 году. На этот раз режиссером спектакля стала москвичка, заслуженная артистка России Елена Оленина, а инсценировку для театра написала Анастасия Колесникова. Спектакль получился ярким и динамичным.

История двух мальчиков, родившихся в один день и похожих как две капли воды, – нищего Тома Кэнти (Кристина Топчева) и наследного принца Эдварда Тюдора (Анастасия Бескровная) – проста и пронзительна. Эдвард, выросший при дворе, в рамках строгих правил и в окружении льстивых и нередко лживых придворных, мечтает хоть раз надеть лохмотья и изваляться в грязи, кидаться глиной, строить песчаные замки на берегу. Том, бегающий с мальчишками по трущобам Лондона, полуголодный, часто битый отцом, мечтает о дворцовых обедах, собственной шпаге и благородстве высшего света. Жизнь предоставляет им шанс на время поменяться местами. И вот уже Том облачен в золото, а наследный принц в лохмотьях грубо вытолкан за ворота одним из придворных. А дальше для каждого из них начинаются приключения, но совсем не такие радостные, как казалось мальчикам. Оказывается, что золото придворной жизни насквозь фальшивое, а лондонские трущобы – это не столько веселые игры и свобода, сколько нищета и унижения.

Сцена разделена на два условных мира, отгороженных друг от друга прозрачной стеной: трущобы вынесены на авансцену, дворцовый мир упрятан в глубину сцены. Иной раз события и в том, и в другом мире происходят параллельно. И мы видим, что мальчики, оказавшиеся в столь разных обстоятельствах, переживают схожие чувства – отчаяния, замешательства, обреченности.

Разница миров отлично подчеркнута костюмами героев – дорогие, богатые платья, преимущественно золотого цвета, отделанные кружевом, шитьем и камнями, – у придворных, серые и коричневые лохмотья нищих. В движениях всё те же различия: во дворце танцуют строго по правилам, кукольная пластика придворных здорово контрастирует со свободными, стихийными плясками толпы у дворцовых ворот.

Конечно, для всех все закончится хорошо: Эдвард займет свое место во дворце и станет королем – настоящим и справедливым (опыт бродяжничества не ожесточил мальчика, а, наоборот, дал понимание огромной ответственности за каждого человека, живущего в его государстве). Том вернется к сестрам, а его отца – вора и убийцу – казнят. Дворцовых интриганов выведут на чистую воду, а благородные и преданные поданные получат все возможные привилегии. Это сказка, и она закончится как сказка, победой добра над злом. И кто-нибудь, выйдя из темного зала, обязательно возьмется прочитать или перечитать «Принца и нищего».

О художественной ценности этой постановки можно спорить, дескать, Марк Твен никогда не был пропагандистом буржуазных ценностей, а, напротив, всячески с ними боролся. А тут открытое восхищение всеми этими буржуазными ценностями – достатком, частной собственностью и т.д. Но одного нельзя не отметить – чего в спектакле точно нет, так это невыносимой дидактической скуки, так характерной для многих детских спектаклей. Ты вживаешься в спектакль и с интересом следишь за перипетиями сюжета, который давно знаешь. С него не хочется уходить. Отличная вещь для подростков.