Алло, я звоню из автомата!

Оценить
Алло, я звоню из автомата!
В Саратове и Саратовской области до сих пор исправно работают почти две тысячи таксофонов

Когда-то разбитые, помятые, изукрашеные «народным творчеством» будки таксофонов были единственным способом совершить экстренный звонок с улицы. Со временем их устройство и внешний вид менялись: вместо дисков – кнопки, вместо монет – карты, вместо железных будок – пластиковые козырьки. С развитием мобильной связи этот технический пережиток прошлого, казалось бы, должен был полностью потерять актуальность и исчезнуть с городских улиц... Так почему этого не произошло?

«Красные» в области

Вы удивитесь, но в центре Саратова до сих пор можно найти таксофон. Более того, с него можно позвонить. Расположен таксофон на проспекте Кирова, недалеко от пересечения с улицей Горького. Подобные аппараты есть и в других населённых пунктах региона. Как сообщили «Газете недели» в компании «Ростелеком», сейчас в Саратовской области насчитывается 1869 таксофонов, 14 из них – в Саратове. При этом аппараты востребованы населением: в 2014 году по области с помощью них было произведено более 80 тысяч соединений.

99 процентов таксофонов, работающих в нашем регионе, – красного цвета. Это цвет был специально выбран для аппаратов, установленных в рамках программы «Универсальная услуга связи». Дело в том, что, согласно законодательству РФ, таксофон должен быть расположен в каждом поселении в пешей доступности (при этом под поселением может подразумеваться как сразу два населённых пункта, так и село с количеством жителей всего в несколько человек). Финансируется таксофонная сеть за счёт особого фонда – резерва универсального обслуживания. Согласно закону «О связи», отчисления в него должны ежеквартально производить все операторы связи, работающие на российском рынке. Размер отчислений составляет 1,2% от прибыли. Работу таксофонной сети обеспечивает на договорной основе компания, которую определяет Минкомсвязи РФ. Ею как раз и является «Ростелеком» (более 50% акций принадлежат государству). Все таксофоны в Саратовской области являются её собственностью.

Кстати, средства фонда используются не только для обеспечения работы таксофонов, но и для строительства инфраструктуры для интернета и телефонии. С помощью неё планируется обеспечить современными услугами связи населённые пункты с количеством жителей от 500 человек до 10 тысяч.

Оплати мне, оплати

При помощи таксофона можно совершить местный, а также междугородний и даже международный звонок. Оплата услуг производится универсальной картой, которую можно приобрести в центрах продаж и обслуживания «Ростелекома». Карты продаются номиналом в 50 и в 100 руб. Дорого ли стоит звонок? Как пояснили в компании, стоимость соединения зависит от многих факторов, но для примера цена минуты разговора по Саратову по карте номиналом 100 рублей составит 1,70 руб., а при звонке в Москву – 8,50 руб. Кстати, расценки на звонки устанавливает федеральная служба по тарифам. Вызовы экстренных служб с таксофонов бесплатны, как и информационно-справочные услуги.

С марта 2015 года жителям нашей области стали доступны разговоры по таксофонам и за счёт вызываемого абонента. Чтобы воспользоваться услугой, нужно набрать с таксофона единый номер заказа переговоров 8-800-301-13-10 (или короткий номер 8-124) и дождаться ответа оператора, который пример заказ и свяжется со вторым абонентом. Соединение будет произведено, если тот даст согласие оплатить переговоры за свой счёт. При этом собеседник может проживать почти в любом регионе ПФО (в информации от пресс-службы компании не упомянуты только республика Башкортостан и Пермская область).

А ещё можно, прямо как в американских фильмах, позвонить на нужный таксофон самому, если вашего звонка там уже кто-то ждёт. За каждым аппаратом закреплён номер, который доступен для вызова с любого телефона мира. Он указан на стикере со справочной информацией, наклеенным над аппаратом. Номер местный, поэтому при звонке из другого города/страны нужно набирать все необходимые междугородние и международные коды.

Аппарат социальной направленности

Как выяснил корреспондент «Газеты недели», сами таксофонные аппараты в основном достаточно новые (не старше 2010 года выпуска) и производятся в России. Стоит заметить, что техническое обслуживание таксофонов обеспечивается на достаточно приличном уровне. Сразу в нескольких источниках редакции подтвердили, что компания-оператор быстро реагирует на сообщения о поломках и своевременно устраняет неисправности. Поэтому таксофоны, как правило, всегда находятся в рабочем состоянии. К слову, если «Ростелеком» вдруг начнёт относиться к этой обязанности спустя рукава, то может нарваться на штраф.

Кроме красных, в Саратовской области есть ещё и синие таксофоны «Единой таксофонной карты». Но их мало – всего 8 штук. Это коммерческие аппараты «Ростелекома», и от своих красных собратьев они, кроме как цветом, почти ничем не отличаются. Разве что для них применяются другие карты оплаты, при этом стоимость звонка в синих и красных таксофонах всё равно примерно одинакова. «Синие» аппараты установлены в основном в тюрьмах, где к связи предъявляются особые требования.

Таксофон под знаком вопроса

Выяснить достоверно, приносят ли таксофоны сами по себе хоть какой-то доход, не удалось. Однако как нам рассказали в разных ведомствах, вряд ли такая услуга может принести компании-оператору ощутимую прибыль. Скорее, её можно отнести к услугам «социальной направленности». Эту версию подтверждали в СМИ и представители компании МГТС, владеющей таксофонной сетью в Москве.

При нынешнем низком уровне востребованности таксофонной сети содержать её становится слишком дорого. По этой причине в мире заметна тенденция к снижению числа телефонов-автоматов. Не стала исключением и Россия. Во всяком случае ещё в 2012 году министр связи РФ Николай Никифоров заявил, что затраты на разговоры по таксофону чрезмерны и обходятся бюджету в 35 тыс. руб. за каждого позвонившего. По его словам, за такие деньги проще подарить каждому из них по IPhone. В 2010 году, согласно подсчётам журнала Forbes, фактические затраты на минуту разговора по таксофону обходились более чем в 550 руб. По данным СМИ, с 2007 года в России на ввод и обслуживание таксофонов в рамках «Универсальной услуги связи» в было потрачено более 80 млрд руб.

 


[кстати сказать]

С таксофона в онлайн

Первый таксофон был продемонстрирован в Париже на всемирной выставке 1890 года. В этом же году первый общедоступный телефонный аппарат появился в американском городе Хартфорде (хотя плату за звонок взимал специальный человек). В России первый таксофон появился в 1903 году. С тех пор мировая история таксофона пережила и расцвет, и закат. Сейчас телефоны-автоматы уже не пользуются былой популярностью, однако попытки вдохнуть в них вторую жизнь не прекращаются.

Не так давно СМИ сообщали о планах американской компании Google пере­оборудовать таксофоны в пяти районах Нью-Йорка, после чего аппараты смогут функционировать в качестве бесплатных Wi-Fi-точек. Согласно планам компании, проект будет окупать себя за счёт рекламы, размещённой на будках. Кстати, таксофоны очень помогли со связью жителям «Большого яблока» в 2012 году во время урагана «Сэнди», когда в мегаполисе наблюдались перебои с электричеством. Ещё из нью-йоркских таксофонов предлагали сделать информационные стенды с навигационными картами и возможностью вызова такси, встроить в них экологические датчики для оценки загрязнённости воздуха и зарядные устройства для смартфонов и даже электромобилей.

Легендарные красные телефонные будки в Великобритании демонтировать было жалко ввиду их культового статуса. Поэтому сейчас в них размещают торговые автоматы, банкоматы, беспроводные точки доступа в Интернет и даже мини-библиотеки.

Московское правительство тоже не желает отставать от технических трендов и предлагает модернизировать столичные таксофоны. Новые аппараты будут оснащены сенсорными экранами, получат функцию видеосвязи (Skype и пр.) и доступа к Wi-Fi. Теоретически их можно будет использовать в качестве платёжных терминалов, для доступа к порталу госуслуг и пр. Однако количество аппаратов при этом уменьшится на треть. Сокращение чиновники объясняют тем, что таксофоны стали превращаться в носителей наружной рекламы, от которой город ничего не получает.