Доступное для жуликов жилье

Оценить
Почему владельцы квартир в Саратове не защищены от мошенников

В суд направлено уголовное дело о мошенничестве, связанном с продажей квартиры. Как полагает прокуратура, несколько жителей Заводского района по подложным документам продали квартиру саратовца, уехавшего в Москву на заработки. Недвижимость была несколько раз перепродана, последняя покупательница – женщина с ребенком – осталась в итоге без денег и без жилья.

По мнению прокуратуры, автором аферы стал саратовец Евгений Хлупин (сейчас он в розыске, уголовное дело в отношении него выделено в отдельное производство). В 2010 году он случайно узнал, что один из жителей Заводского района уехал в Москву на заработки, оставив в Саратове квартиру с недоделанным ремонтом. В течение года мужчина выжидал, не вернется ли хозяин, а затем решил продать чужую квартиру по поддельным документам. По заказу Хлупина «неустановленное следствием лицо» изготовило временное удостоверение личности (подобный документ выдается при утере паспорта) на имя настоящего хозяина квартиры, но с фотографией 26-летнего Александра Клименко. С этим документом приятели обратились в управление Росреестра и получили дубликаты документов на квартиру. Тут же они оформили фиктивную сделку по продаже квартиры своему подельнику Дмитрию Низовкину. Таким образом, он вышел на рынок недвижимости уже с полным пакетом совершенно законных документов на чужую жилплощадь.

Объявление о продаже квартиры по привлекательной низкой цене выставили в интернете. Жительница Саратова купила ее за 650 тысяч рублей и тут же перепродала за 850 тысяч женщине с ребенком.

Как рассказал старший помощник городского прокурора Саратова Дмитрий Болдырев, преступление обнаружилось, когда настоящий владелец вернулся из Москвы и увидел в своей квартире чужих людей. По словам Болдырева, полиция Заводского района в течение трех лет отказывалась возбуждать уголовное дело.

Владелец жилплощади самостоятельно обратился в суд с гражданским иском. Суд признал сделки по продаже незаконными и вернул квартиру хозяину, то есть последняя покупательница – женщина с ребенком – осталась без денег и без жилья. Как поясняют в прокуратуре, с точки зрения закона помочь ей ничем нельзя. Женщина имеет право в гражданском порядке требовать возмещения ущерба с обвиняемых, «но они нищие».

Сейчас подельники обвиняются по статье 159 УК «Мошенничество» и статье 327 УК «Использование подложного документа».

Как отмечают в прокуратуре, защититься от подобных афер практически невозможно. «В Регистрационной палате ведь не эксперты-криминалисты работают, они не могут выяснить, что документы поддельные, – говорит Дмитрий Болдырев. – Пару лет назад мы обращались в управление Росреестра и ФМС с просьбой усилить контроль, так как подложные удостоверения личности нередко используются мошенниками, просили установить видеофиксацию при совершении сделки. Но, насколько я знаю, эти рекомендации не услышаны».