Миссионер и знаток русского раскола
В первой половине XIX века большое влияние на формирование культурной среды в Саратове оказывало духовенство. Священники внесли весомый вклад в изучение истории и краеведения. Епископ Иаков (Вечерков), возглавлявший Саратовскую епархию с марта 1832 г. до середины января 1847 г., относится к кругу лиц, чьи заслуги в области изучения истории Саратовской губернии были оценены современниками, но впоследствии занижены и забыты.
Алла Майорова, кандидат исторических наук
Член Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК) А. А. Лебедев писал, что преосвященный Иаков «был действительно человек выдающийся, обладавший солидными научными знаниями, особенно в науках исторических и богословских». Он был прекрасным знатоком древних и нескольких новых языков, страстным археологом и любителем нумизматики, являлся членом нескольких научных обществ. Современники считали его человеком «истинно подвижнической жизни». Преосвященный Иаков был «весьма талантливым проповедником, выдающимся по своему времени миссионером и знатоком русского раскола и сектантства». В памяти саратовцев остались его «иногда слишком строгие мероприятия» по отношению к раскольникам. Лебедев считал, что несмотря на это «сумма добра неизменно превосходила в личности Иакова все то, что было в нем нехорошего».
Другой член СУАК Ф. В. Духовников подчеркивает, что в истории просвещения Саратовского края епископ Иаков «должен занять видное и самое почетное место, поскольку он занимался не только открытием церквей в селах, но и содействовал развитию научных знаний». Преосвященный предписывал духовенству епархии присылать «заметки и статьи географического, статистического, этнографического и исторического содержания». Эти статьи после исправления и дополнения епископ отсылал в ученые общества – в Русское географическое и Одесское общество истории и древностей – или передавал их знаменитому саратовскому краеведу первой половины XIX века А. Ф. Леопольдову. Духовников ознакомился с некоторыми из этих «статей», так как рукописи их частично сохранялись в семинарской библиотеке по крайней мере до начала XX века, и пришёл к выводу, что Леопольдов «много воспользовался» этими статьями, «а некоторые даже целиком напечатал без означения их заимствования в своих сочинениях».
Епископ Иаков был весьма успешным собирателем разнообразных источников по истории Саратовского края: он собирал древние книги, рукописи, «снимки с древних вещей», монеты, раковины и так далее. А. А. Лебедев писал, что в результате усилий Иакова в библиотеке семинарии образовался «целый музей древностей». Первые упоминания о музее, по его сведениям, относятся к 1842 г. Сюда поступали «вещи из раскопок, проводившихся духовенством Саратовской епархии во времена Иакова». Некоторые из находок были переданы им в музей при Казанской духовной академии, другие – продолжали храниться в Саратовской семинарии, о чем есть сведения, относящиеся к концу 1880-х гг.
Содержание дела под заголовком «Исторические справки, статистические сведения о Саратовской губернии, ее сёлах, реестр книг и утвари, хранящихся в соборах и монастырях», которое хранится ныне в Государственном архиве Саратовской области, позволяет предполагать, что его основу составляет сборник рукописей, оставшихся от коллекции преосвященного Иакова. Документы в данном деле имеют исключительное значение для истории Саратовского Поволжья. Они показывают уровень развития исторического знания в нашем регионе в период с начала 30-х и до конца 60-х годов XIX века.
В архиве Русского географического общества сохранилась рукопись «Статистического очерка Саратовской епархии», написанного под руководством епископа. Сам преосвященный Иаков не оставил трудов в области истории и археологии. Однако, говоря современным языком, он выступал в роли организатора научных исследований и собирателя источников – письменных и вещественных.