Фермеры, в сеть, все в сеть!
Аграрии региона смогут реализовать свою продукцию через единую всероссийскую сеть производителей и покупателей сельхозпродукции. Это радостное сообщение, свидетельствующее об изобретении и внедрении в жизнь какого-то спасительного для крестьян ноу-хау, на минувшей неделе опубликовала администрация Костромской области. Кострома, конечно, не Саратов. Но если сеть, через которую тамошние фермеры смогут реализовать свою продукцию, «единая всероссийская», то и саратовские аграрии, стало быть, подумали мы, тоже смогут ею воспользоваться.
Доска бесплатных фермерских объявлений
Согласно объявлению, сделанному пресс-службой губернатора Костромской области, крестьянско-фермерские хозяйства региона начали подключаться к федеральной «Единой телекоммуникационной сети сельхозтоваропроизводителей России». Этот проект, как поясняет костромской департамент агропромышленного комплекса, с февраля текущего года (когда произошло первое подключение к сети фермеров из Калуги), реализует фонд содействия развитию сельского хозяйства «Единый центр развития сельского хозяйства» (ЕЦРСХ) при поддержке Минкомсвязи России и Минпромторга РФ совместно с ОАО «Ростелеком».
Другими словами, это прямо-таки масштабная государственная программа, реализуемая в регионах России и нацеленная на объединение российских сельхозтоваропроизводителей на одной информационной платформе. По данным других СМИ, к «Единой телекоммуникационной сети сельхозтоваропроизводителей России» уже в течение ближайших двух лет планируют подключить не менее 50 тысяч фермеров и фермерских хозяйств. А до 2018 года вообще всех фермеров и все субъекты малого бизнеса на селе.
Надо отметить, что проект сам по себе достаточно интересный. И уже не первый, реализуемый Фондом содействия развитию сельского хозяйства РФ при поддержке федерального правительства. С 2012 года фондом были запущены несколько интернет-сайтов, направленных как раз на то, чтобы напрямую соединить производителей сельскохозяйственной продукции и покупателей (как розничных, так и оптовых) на всей территории России.
Например, через ресурс «Росагроторг.рф» фермеры действительно могут продавать свою продукцию по принципу интернет-магазина. Зарегистрировавшись здесь совершенно бесплатно, сельхозтоваропроизводители получают возможность оставить информацию обо всей производимой ими продукции, указать актуальные цены и контакты, по которым потенциальный покупатель может с ними связаться.
Информация для пользователей сайта представлена не в виде отдельных объявлений, а в виде выкладки по категориям продукции: «молоко», «мясо говядина», «мясо свинина», «тушки куриные», «сыры», «яйца» и т. д. Выбрав интересующую категорию товара, уже можно увидеть все имеющиеся по нему предложения. Через этот же портал сельхозтоваропроизводители также продают крупнорогатый скот и зерно.
От Костромской области, например, сообщившей о присоединении к сети (и вероятно, к этому сайту), здесь зарегистрировано 10 производителей сельскохозяйственной продукции. От Саратовской области, которая пока не объявляла о включении наших фермеров в единую всероссийскую фермерскую сеть, – два хозяйства. Одно из Балашова, другое – из Фёдоровского района.
Есть ещё у фонда другой ресурс – «Росагротуризм.рф», который должен помочь найти друг друга любителям отдыха в деревне и собственно тем, кто этот отдых может обеспечить, – всевозможные базы отдыха, расположенные в сельской местности, деревенские мини-отели и прочие предприятия досуга.
Не знаем и не участвуем
Однако при ближайшем рассмотрении проектов Фонда содействия развитию сельского хозяйства России ЕЦРСХ оказалось, что сайты, объединяющие производителей сельхозпродукции с целью эту продукцию реализовать, и «Единая телекоммуникационная сеть сельхозтоваропроизводителей России» (ЕТС) – это не одно и то же.
Разработка сайтов и их запуск – это проекты реализованные. Они существуют уже несколько лет. «ЕТС» – это проект реализующийся. Его и правда поддерживает федеральное правительство, а в работе над ним действительно участвует Ростелеком. Но подразумевает он обеспечение фермерских хозяйств доступом в Интернет через специально разработанное для фермеров оборудование (некие «рабочие станции») и через отечественные спутники связи.
В чём принципиальное отличие фермерского оборудования для доступа в Интернет от того, которым пользуется остальное человечество, мы, признаться, сами разобраться не смогли. В региональном министерстве сельского хозяйства нам с этим тоже не помогли. Здесь, как выяснилось, вообще ничего не слышали ни про один из проектов фонда, якобы поддержанных федеральным правительством. Хотя в министерстве нам сообщили, что это отсутствие информации и неучастие со стороны областного правительства в реализации этих проектов может иметь технические причины.
Обычно, как пояснили нам в ведомстве, инициаторы таких проектов связываются с главами регионов с просьбой оказать содействие в реализации и раскрутке. Может быть, у саратовского губернатора такое письмо, мол, уже имеется, просто оно пока не передано в работу.
Саму инициативу объединить фермеров в единую сеть и создать для них площадку, облегчающую реализацию своей продукции, в саратовском минсельхозе оценили положительно. Отметили даже, что, скорее всего, руководством (и ведомства, и региона) такая инициатива была бы поддержана. Если бы о ней как-нибудь кто-нибудь бы Саратовскую область известил. Тем не менее, как сообщили «Газете недели» в пресс-службе областного минсельхоза, информацию о «Росагроторг.рф» и «Единой телекоммуникационной сети сельхозтоваропроизводителей России» ведомство обязательно отследит и проверит достоверность заявленных проектов.
Реклама – двигатель торговли
Кстати, саратовские фермеры, представленные на сайте «Росагроторг.рф», рассказали нам, что узнали об этом портале самостоятельно – случайно наткнувшись на него на просторах Интернета. Андрей Кривцов, например (один из тех фермеров), говорит, что зарегистрировался на сайте примерно два года назад. О чём до звонка корреспондента «Газеты недели» успел благополучно забыть.
«Эффекта от этого сайта никакого, – говорит Кривцов. – Со мной никто через этот сайт не связался ни разу. Собственно, и администрация сайта не интересовалась, правда ли я фермер и есть ли у меня на самом деле та продукция, которую я предлагаю к продаже. Конечно, всё есть, но покупателей на свой товар нам приходится искать другими, более надёжными способами. В общем-то, круг потребителей у нас уже сложился, мы фактически на заказ работаем. Но расширить рынок сбыта никому не помешало бы, конечно. И этот сайт или ему подобные были бы полезны, если бы были хорошо раскручены. Им рекламы не хватает, на мой взгляд, которая, как известно, двигатель торговли. Поэтому сейчас все, в том числе и сельхозтоваропроизводители, пользуются раскрученными и популярными сайтами частных объявлений».