Тяжелые льготы

Оценить
Социальные проездные оставят, но к «экспериментальной» их отмене стоит приготовиться

На днях в одном из саратовских магазинов между двумя пожилыми женщинами зашел разговор о льготных проездных. Их очень беспокоила возможность отмены социальных проездных в ближайшее время: и ларьки с проездными закрыты, и по телевизору об этом говорят. Мы решили выяснить, какова ситуация с социальными проездными в Саратовской области, собираются ли их отменять и откуда вообще пошли такие слухи.

Льготные проездные – вопрос для нашего региона болезненный. В основном потому, что перевозчики катают льготных пассажиров по цене в четыре раза меньшей, чем установленный тариф, а деньги из бюджета, которые даже при полных выплатах не покрывают затрат предпринимателей, приходится выбивать через суд. Естественно, что и чиновники, и общественники, и сами перевозчики постоянно пытаются найти выход из сложившейся ситуации, чтобы и волки были сыты (перевозчики получили свое), и овцы целы (льготники при этом не пострадали).

В Общественной палате Саратовской области этот вопрос в очередной раз обсуждался в самом начале апреля (наша газета писала об этом в номере 12 (334) от седьмого апреля в материале «Зуд инициативности»). С предложением отменить социальные проездные тогда выступил директор ООО «Арно-транс» из Балакова Анатолий Безбородко. По его словам, никаких компенсаций из бюджета перевозчикам не надо. Достаточно просто отменить социальные проездные как класс, а пенсионеров, студентов и школьников перевозчики готовы возить за полцены. При наличии, конечно, соответствующих документов.

Информация об этом заседании разошлась достаточно широко. А так как большинство людей привыкло к тому, что в кризис государство сокращает в первую очередь социальные расходы (например, на федеральном уровне свернули программу помощи онкологическим больным, сейчас инициативная группа в министерстве финансов формирует предложения по сокращению количества врачей и учителей), эту инициативу одного конкретного перевозчика восприняли как готовое решение.

На самом деле это не так.

– Никто ничего в ближайшее время отменять не собирается, – комментирует ситуацию глава областной общественной палаты Александр Ландо. – Мы предоставили площадку балаковским перевозчикам для того, чтобы они рассказали свой вариант решения этой проблемы. Ситуация в этой сфере на самом деле тяжелая. На компенсацию льготных билетов в бюджете предусмотрено 500 миллионов рублей. А долг перед перевозчиками уже 350 млн. Всё почему? Потому что льготные проездные реализуют четыре коммерческие структуры и Почта России. Все они имеют с них небольшой доход – рублей по десять там кажется, но все-таки. У них нет интереса отслеживать, совпадает ли число льготников и количество проданных проездных билетов. Одна бабушка может ведь в четырех разных местах купить этот проездной. Не в сундук же она их кладет, а раздает родственникам, которые потом по ним ездят. (Правда, Александр Соломонович не пояснил, откуда у родственников документы льготников, без которых льготный проездной демонстрировать водителю бесполезно.)

До некоторого времени, полагает глава общественной палаты Саратовской области, перевозчикам тоже было всё равно, кого они перевозят по льготным проездным. Переживал за это только областной бюджет, на плечи которого легла вся тяжесть по выплатам компенсаций. И вот когда выплаты стали задерживать, тема продажи льготных проездных стала волновать и перевозчиков.

По словам Александра Ландо, первым шагом на пути к решению этой проблемы стало выявление количества пассажиров, пользующихся льготными проездными незаконно. Для этого контроль за продажей льготных проездных билетов был передан от министерства транспорта и дорожного хозяйства министерству социального развития области. И, как утверждает Ландо, только за январь текущего года специалистам министерства удалось выявить 32 тысячи человек, которые пользовались льготами за проезд незаконно.

Правда, по признанию представителей некоторых перевозчиков, работающих в Саратове, количество проданных социальных проездных их волнует в последнюю очередь. Их больше интересует другой момент. Они подчеркивают, что утвержденный губернатором тариф на проездной на одном виде транспорта – 840 рублей, а фиксированная цена на льготный проездной билет – 150 рублей. Выходит, что на продаже льготного проездного перевозчик теряет 690 рублей. А на каждый проданный льготный проездной билет областной бюджет возвращает перевозчику компенсацию размером... всего сто рублей. То есть должны возвращать. Но не возвращают. Или не всем. Или не всё. Например, только перед СГЭТ долг по компенсациям на сегодняшний день составляет двадцать миллионов рублей.

Перевозчики жалуются, что раньше компенсации удавалось выбить через суд, а теперь и суд принимает сторону бюджета, а не перевозчиков.

Между тем только в Саратове и только на трамвай-троллейбус ежемесячно льготных проездных продается 40 тысяч штук.

И только в Саратове работает несколько организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, – это и Саратовгорэлектротранс, и Автокомбинат-2, и Межгородтранс. Как распределяется выплата компенсаций между всеми перевозчиками? Александр Ландо отмечает, что в этой, ныне действующей схеме присутствует серьезный коррупционный момент.

– Факт коррупции не выявлен, я это хочу подчеркнуть, – заявляет Ландо. – Но такая схема распределения бюджетных денег делает его возможным. Кто-то не так кивнул, ему денег не дали. От такой схемы надо уходить. Наверное, в качестве эксперимента мы попробуем протестировать предложенный балаковскими перевозчиками метод. Я готов выйти с этим предложением к губернатору области Радаеву. Насколько я понимаю, муниципальная власть в Балакове эту инициативу поддерживает. Конечно, льготники, даже если они будут оплачивать только половину стоимости проезда, в такой ситуации потеряют в деньгах. Но мы должны понимать, что либо мы будем платить, либо транспорт просто-напросто встанет.