Считайте, что высказались

Оценить
Губернатор беседовал с бизнесом, слушал и, может быть, слышал

Губернатор Саратовской области Валерий Радаев в минувшую пятницу «вышел к народу». К народу от бизнеса – малого и среднего. Вышел, конечно, не впервые, но в этот раз сделал это с размахом. В зале заседаний регионального правительства в присутствии многочисленных гостей четыре часа обсуждался вопрос, который за последние ...дцать лет только и смог что набить оскомину, но так и не был решен. Бизнес в Саратовской области, конечно, развивается. Но чаще как-то вопреки, нежели благодаря усилиям власти.

Тема «О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Саратовской области» благодатная. Её можно мусолить бесконечно долго. Особенно в кризис. Особенно если «наверху» (на заседании Госсовета, например) недавно сказали, что задача развития малого и среднего бизнеса на любой российской территории нынче приоритетная.

Прошедшая на днях встреча главы региона с представителями бизнеса, скорее всего, была дежурной. Ну, не возникло ощущения, что высокопоставленные чины действительно хотят искать эффективные пути решения накопившихся проблем. Мало-мальски конструктивную критику действий власти по отношению к бизнесу воспринимать не желали. Да и не много её было, критики этой, если честно. Набор претензий один и тот же, повторяющийся много раз при каждом удобном случае: налоги, тарифы, административные барьеры. Это всё, что нужно значительно снизить, а в идеале свести к нулю. В остальном бизнес просто просит ему не мешать. Собственно, как обычно.

Всё четырёхчасовое совещание о развитии малого и среднего бизнеса на территории Саратовской области можно поделить на две части. В первой выступали представители органов власти, руководители министерств и ведомств, которые рассказывали о том, что хорошего было сделано для становления в регионе малого предпринимательства и сколько ещё замечательного они намереваются сделать. Во второй части слово взяли бизнесмены и поделились с губернатором своими соображениями по поводу того, что на самом деле нужно делать, чтобы малый и средний бизнес в регионе развивался, рос и креп.

Власть в теме и в действии

Министр экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области Владимир Пожаров перечислил все действующие механизмы государственной поддержки МСБ и привёл подтверждающие их эффективность цифры. Например, недавняя мера по оптимизации стоимости патента для субъектов предпринимательства, дифференцированная по муниципальным районам, уже обернулась повышением популярности патентной системы в Саратовской области. За три месяца 2015 года был выдан 301 патент. Для сравнения: за весь 2014 год всего было приобретено 302 патента.

Как достижение было отмечено и прекращение массовой самоликвидации субъектов малого бизнеса. Правительственные чиновники так и говорят, что тенденцию к ликвидации индивидуальных предпринимателей в регионе удалось остановить, и всем должно быть понятно, чья это заслуга. Ещё впечатлить должно было то, что в МСБ сейчас занято 35% от общей численности работающего населения области и что они обеспечивают 42% общего оборота всех действующих в регионе предприятий.

При этом наличие проблем у малого и среднего бизнеса никто не отрицает. И министр говорит о том, что на сегодняшний день предпринимателям всё ещё трудно получить кредиты в банках и что с административными барьерами до конца так и не разобрались. А ещё работать легальному бизнесу очень мешает бизнес теневой, бороться с которым уже, конечно, начали, но пока похвастаться нечем.

Глава минэконома призвал предпринимателей тоже не отмалчиваться и почаще обращаться к специалистам министерства (можно даже по скайпу звонить – ведомство, мол, всегда открыто общению), если есть какие-то проблемы. Если, например, столкнулись с фактами бюрократической волокиты, непременно нужно пожаловаться в минэкономики. Там точно выслушают.

Министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский рассказывал о том, что властями делается для того, чтобы сделать энергоресурсы доступнее для бизнеса. По его словам, сделано уже очень много, что естественным образом отразилось на сроках подключения бизнеса к энергосетям. Например, удалось внедрить систему одного окна в районах области, которая несколько упрощает процесс подачи документов на подключение к энергосетям. Кроме того, ресурсопоставщики обратились к практике приёма заявок через сеть Интернет.

И если раньше в процессе подключения к энергетической инфраструктуре было 10 этапов, теперь их всего шесть, а к 2017 году останется пять. Если мерить в днях, то вместо прежнего 281 дня сейчас на присоединение предприятий к энергосетям тратится 121 день. А цель вообще 40 дней, то есть буквально чуть больше месяца. Правда, Лисовский признался, что достижение такого срока «вызывает очень большие сомнения». В основном из-за сложностей регулирования земельных отношений.

Ускоряется процесс получения разрешительной документации и в строительной сфере. Об этом рассказывал министр строительства и ЖКХ области Дмитрий Тепин. По его словам, к 2018 году количество процедур при получении разрешений на строительство должно сократиться с 40 до 11, а сроки должны уменьшиться с 390 дней до 56. На сегодняшний день максимальный срок оформления документов составляет 109 дней и 16 процедур. Это уже в два раза меньше, чем предполагает дорожная карта. Снижены и сроки прохождения экспертизы строительной документации – с 60 до 21 дня.

Не за критикой звали

И всё же, как оказалось, ключевые причины, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса в Саратовском регионе, лежат в других плоскостях. И административные барьеры – это не только длительность сроков и сложность процедур оформления всяческих разрешительных документов. Это ещё и отношение чиновников к бизнесу. Об этом, в частности, говорил президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области Максим Фатеев, он же уполномоченный по защите прав предпринимателей.

По его словам, несмотря на заверения в желании помогать предпринимательству, реальные действия властей (в основном муниципальных) направлены на обратное.

Ярким примером противостояния местной власти и бизнеса является нашумевшая история с выселением парка аттракционов и мини-зоопарка из сквера «Дружбы народов» в Заводском районе Саратова. Оправдываться решением суда в этом случае чиновникам не пристало, считает Фатеев. Если бы было желание помочь этому бизнесу (социально ответственному, между прочим), а не уничтожить его, районная администрация как минимум предложила бы предпринимателям другую площадку для размещения.

Подобных примеров, даже в практике одного только Саратова, масса. Взять хотя бы войну, объявленную городской администрацией нестационарным торговым объектам. Её жертвами становятся не только незаконные киоски и ларьки, но и законные тоже.

При этом Фатеев обращал внимание губернатора на то, что, видя такое вот реальное отношение властей к бизнесу, никто не захочет становиться предпринимателем или вести бизнес легально. Предприятия будут уходить – или вообще с рынка, или в тень.

Среди прочих будничных «радостей» предпринимательства Фатеев назвал внеплановые проверки контрольно-надзорных органов (которые зачастую проводятся по заявлениям несуществующих граждан), а также рост аппетитов компаний по утилизации твердых бытовых отходов, приведший к тому, что цены на утилизацию выросли уже в 10 раз. Сегодня, по словам Фатеева, в некоторых районах утилизация мусора обходится предпринимателям от 20 тысяч рублей в месяц и выше.

Реальную поддержку бизнесу, как сказал Максим Фатеев, в Саратовской области оказывают немногие. Разве что местные власти Саратовского, Вольского, Балаковского и Энгельсского районов. Остальные только делают вид. Такое описание положения вещей совсем не понравилось губернатору. Удовлетворился он другой формулировкой. Когда ему сказали, что другие муниципалитеты делают не вид, а «кое-что для предпринимательства», но «есть лидеры, а есть отстающие».

Покритиковать власть за отношение к бизнесу попытался в своём докладе и доктор экономических наук, генеральный директор ООО «Техно-терра» Михаил Петриченко. Он говорил об отсутствии системности и последовательности в разработанных в поддержку предпринимательства программах. В итоге интересные и правильные, по сути, идеи оказываются невыполнимыми, а предпринимаемые меры неэффективными.

Губернатор Радаев с критикой снова не согласился. Он заявил докладчику, что нынешний разговор затеян не для обсуждения системы в целом, а лишь отдельной её части. И, видимо, чтобы не углубляться в спор с доктором наук, в котором он рисковал бы проиграть, Радаев занял наступательную позицию. Начал рассказывать о небывалых финансовых потоках, идущих на поддержку сельского хозяйства (2,5 млрд руб.). Почему-то. И что в аграрном секторе сейчас работает 80 процентов малых предприятий, которые могут эти деньги осваивать. И что они их, в общем-то, осваивают. И даже вышли в «мировое пространство». Но почему-то не стал рассказывать о том, насколько эти вливания эффективны, где вообще растворяются эти деньги и почему результат этой «невиданно щедрой поддержки» неочевиден большинству жителей региона. Вместо этого губернатор резко перешёл к другой сфере – более успешной, чем аграрная. К сфере IT-технологий, которой, как заявил Радаев, Саратовская область может гордиться. Но и тут он не стал уточнять, что эта отрасль развивается самостоятельно, без какой-либо поддержки со стороны государства и тем более региональных властей.

Надавите на муниципалитеты

Позже до трибуны добрались бизнесмены, выступавшие в основном в качестве представителей различных общественных объединений. Одни из них рассказывали об общих проблемах и предлагали пути их решения, другие – о частных трудностях своего бизнеса и спрашивали у губернатора, как их решать.

Руководитель регионального отделения «Опоры России» Юрий Романов отметил, например, что большая часть проблем малого бизнеса «лежит в плоскости муниципалитета». Он считает, что для решения этих проблем необходимо искать другой подход в работе власти с бизнесом на местах, создавать, например, «конструктивные переговорные площадки», где предприниматели могли бы на равных общаться с главами муниципалитетов. Пока же, по словам Романова, руководители малых предприятий находятся в роли униженных и оскорблённых и всячески стараются избегать какого-либо взаимодействия с представителями администрации. Что касается долгожданной патентной системы, то, по словам Романова, она ещё несовершенна, и над ней предстоит ещё поработать. Патенты могли бы быть ещё популярней, и действительно могли бы способствовать выходу из тени очень многих предпринимателей, если бы не необходимость параллельно платить отчисления в пенсионный фонд. Всё вместе – это довольно высокая нагрузка на малый бизнес, которую пока предприниматели стараются обходить стороной.

К тормозам развития легального бизнеса Романов отнёс и конкуренцию со стороны муниципальных предприятий. Он заявил, что в большинстве развитых стран государство и муниципальные власти стараются с бизнесом не состязаться и не работают в тех сферах, где с задачами вполне может справиться частная компания. А у нас, мол, даже уборку мусора город не может доверить бизнесу и занимается этим сам.

Не давите на муниципалитеты

Наталья Панфёрова, представитель другого бизнес-сообщества, «Деловая Россия», тоже отметила, что многие проблемы у предпринимателей вызывают действия, а иногда и бездействие муниципальных властей. Она отметила, что чиновники не просто не помогают – они даже не интересуются механизмами, с помощью которых на своих территориях они могли бы увеличивать предпринимательскую активность. Собственно, Панфёрова считает, что изменить такое отношение можно введением личной ответственности «за открытие и закрытие бизнеса» на территории муниципалитетов для местных чиновников.

«Глава муниципалитета может запросто похоронить бизнес полностью или, наоборот, подтолкнуть его к развитию», – убеждена Панферова.

Заступиться за муниципальных чиновников попытался губернатор. Радаев заявил, что, по его мнению, было бы лучше, если бы главы районов, в частности, вообще не могли бы иметь к предпринимателям никакого отношения. Лучше бы им нигде, мол, и не пересекаться. Но за всех отбиваться от нападок на муниципалитеты было поручено Александру Буренину, главе администрации города Саратова. И тот в своей обычной саркастично-снисходительной манере сообщил о том, что именно на этом совещании впервые узнал о существовании на территории региона таких организаций, как «Опора России» и «Деловая Россия». Что его это, конечно, радует, и он, конечно же, не против пообщаться с представителями оных подробнее и плотнее.

По существу вопроса Буренин заявил, что няньками для бизнеса муниципальные власти становиться вовсе не обязаны. А делать что-то они должны только «по возможности». «Мы должны не мешать по возможности, помогать по возможности, оказывать финансовую помощь по возможности», – заявил Буренин.

На упрёки в адрес политики властей города в отношении объектов нестационарной торговли Буренин ответил цифрами. По его данным, на начало текущего года в Саратове действовало 29 тысяч организаций, больше половины из которых (61%) – это малые предприятия и ИП. При этом ни они сами, ни городской бюджет от ликвидации объектов нестационарной торговли не пострадали.

«С 2011-го по 2015 год мы ликвидировали более 1300 объектов нестационарной торговли. За это время город не только не потерял, но и прирос в налогах от малого и среднего бизнеса», – сказал Буренин. Ещё он добавил, что подавляющему большинству субъектов малого бизнеса в Саратове помощь на самом деле не требуется. Потому что это в основном торговля, а торговля может помочь себе сама. А вот производственным предприятиям муниципальная власть помогала бы с радостью, но таких практически нет.

* * *

Сложно сказать, чем эта встреча закончилась и какой у неё КПД. Но губернатор, постоянно делавший в ходе совещания какие-то пометки на бумаге, кажется, остался всем доволен. Подводя итоги мероприятия, глава региона произнёс несколько сакраментальных дежурных фраз о необходимости консолидации усилий и совместном поиске решений, о важности следования потребностям времени и значимости каждого отдельно взятого представителя бизнеса для развития экономики области. Засим распрощался.