Дороже – значит доступнее?

Оценить
Новые тарифы по ОСАГО, по мнению регулятора, вернут интерес страховщиков к этому виду страхования

Базовый тариф ОСАГО увеличился ещё на 40 процентов. При этом в ряде регионов вводится так называемый тарифный коридор в 20 процентных пунктов, позволяющий страховщикам увеличивать стоимость полисов. За последние полгода базовый тариф повышался дважды. Первый раз – в октябре 2014 года, когда минимальный тариф подорожал на 23–30 процентов. К следующему повышению российские автомобилисты начали готовиться заранее. Уже в марте были известны примерные размеры новых ставок, вступивших в силу с 12 апреля.

Чтобы не было хаоса

Как пояснял Банк России, вводя новые ставки, страховые тарифы по ОСАГО необходимо было актуализировать в связи с увеличением с 1 апреля размера страховой выплаты. Например, за вред, причинённый жизни и здоровью потерпевших, страховщики теперь должны выплачивать не 160 тысяч рублей, как это было раньше, а сразу полмиллиона. По «железу» выплата выросла до 400 тысяч рублей. Поэтому при корректировке тарифов, как говорили в ЦБ РФ, также было учтено удорожание запасных частей и комплектующих автомобилей, обусловленное снижением курса рубля.

Автомобилисты, хоть и настраивались морально на очередное повышение тарифных ставок и даже не особо по этому поводу роптали, тем не менее, при выпавшей возможности потребовали объяснений от президента. Собственно, тот, в рамках прямой линии сообщил народу, что резкое подорожание ОСАГО – это вынужденная мера, связанная с рядом экономических факторов. К тому же, как напомнил президент, тарифы данного вида страхования не менялись в течение 11 лет. Было бы лучше, конечно, если бы тарифы росли постепенно, без резких скачков, отметил он, но случилось, мол, так как случилось. При этом президент заявил, что если тарифы по ОСОГО не будут увеличиваться, этот вид страхования перестанет быть интересным страховым компаниям. И тогда «может наступить такая ситуация, которую иначе чем хаосом не назовешь». Но озабоченность населения президенту, по его словам, тоже понятна. Поэтому он обещал поручить правительству и Центробанку рассмотреть возможность ввести пониженные тарифы ОСАГО для малообеспеченных категорий граждан.

Тариф подрос, коэффициенты тоже

Понижающие коэффициенты, равно как и повышающие, Центробанком уже были предусмотрены. Правда, касаются эти коэффициенты не отдельных категорий граждан, а отдельных видов транспортных средств и вполне конкретных регионов.

Базовые ставки тарифа по ОСАГО, как поясняет ЦБ РФ, повышены неравномерно. На изменения размера тарифа повлияли «изменившиеся лимиты ответственности, стоимость ремонта, недостаточность (или избыточность) действующего тарифа» в отношении некоторых типов транспорта.

Базовый тариф для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 16 тонн увеличился на 32%, тогда как для всех остальных категорий транспортных средств – на 41%. Для трёх категорий – «легковые автомобили юридических лиц», «тракторы», «мотоциклы и мопеды» – базовые ставки, напротив, снижены. На 22, 25 и 42% соответственно.

Таким образом, новый тариф для легковых автомобилей физических лиц по базовым показателям составляет от 3432 до 4118 рублей. Ранее он варьировался от 2440 до 2574 рублей.

Но на итоговую стоимость полисов ОСАГО влияет ещё несколько различных коэффициентов. Например, индивидуальные коэффициенты водителя и его автомобиля – стаж вождения, возраст, количество ДТП, мощность двигателя. Все они тоже могут быть как повышающими, так и понижающими. Так, для водителей, стаж которых ниже трех лет, для водителей, возраст которых ниже 22 лет, установлены коэффициенты, которые поднимают стоимость страховки более чем в полтора раза.

Есть ещё территориальный коэффициент. Для Москвы, например, он равен двум, то есть базовая ставка в этом случае умножается на два. Для Саратова коэффициент территории – 1,3, а для Новоузенска и прочих маленьких городков нашего региона – 0,7.

Территориальные коэффициенты, кстати, ЦБ РФ тоже откорректировал, повышая базовый тариф.

В 11 регионах РФ, где была показана «экстремальная убыточность» по ОСАГО (свыше 100%), при которой страховщик отказывается работать в данном сегменте и страховой полис купить становится затруднительно, территориальные коэффициенты увеличатся. Но не более чем на 20–25%. Самыми убыточными для страховщиков оказались, по данным Центробанка, Камчатка, Адыгея, Мордовия, Чувашия, Республика Марий Эл, а также Амурская, Воронежская, Мурманская, Курганская и Челябинская области. При этом максимальный повышающий коэффициент – в 25% – будет применён в Мордовии и на Камчатке.

В 10 субъектах Российской Федерации, в числе которых Забайкальский край, Республика Тыва, Магаданская область, Ингушетия, Еврейский автономный округ, Якутия, Байконур, Ленинградская область, Дагестан и Чеченская Республика, коэффициенты территории, наоборот, снижаются. Здесь убыточность «стабильно низкая», поясняют в ЦБ, что позволяет несколько снизить размеры территориальных коэффициентов. Максимальное снижение – на 41% – произойдет в Магадане и Якутске.

А может откупаться выгодней?

В ЦБ РФ уверены, что очередное повышение тарифа по ОСАГО сбалансирует рынок и сделает полис доступнее населению, даже несмотря на подорожание. Регулятор заявляет, что, выбирая между фактической доступностью полиса ОСАГО и ценовой, выбрал фактическую. «Этот полис можно будет купить теперь без навязывания дополнительных услуг со стороны страховых компаний», – пояснил, в частности, заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин.

Кроме того, представители Центробанка уверены, что с новыми правилами ОСАГО появятся и возмещения по этому виду страховки, которых ранее практически не производилось. Более того, в Банке России полагают, что новая система возродит конкуренцию на рынке ОСАГО, и не ожидают социального взрыва из-за повышения тарифов.

Независимые эксперты уверенность Центробанка не разделяют. Многие считают, что повышение стоимости полисов ОСАГО вызовет всплеск отказов от приобретения настоящих полисов и приведёт к увеличению числа поддельных. Эксперты отмечают, что уже после первого повышения тарифов осенью прошлого года ряд российских автомобилистов отказались от ОСАГО и ездят на свой страх и риск без страховки, предпочитая платить штраф в 800 рублей. Другие купили липовую страховку за полторы тысячи, чтобы не платить штраф. Правда, в случае аварии возмещать ущерб им придётся самостоятельно.