Горючий сезон

Оценить
В лесах области возможно повторение ситуации 2010 года

В Саратовской области начались природные пожары. Как сообщает МЧС, за неделю в лесах зарегистрировано четыре пожара общей площадью 43,3 гектара. По сведениям министерства природных ресурсов, в 70 процентах случаев огонь приходит в лес с полей и сенокосов, где сельчане выжигают прошлогоднюю сухую траву. По наблюдениям МЧС, всплеск природных пожаров приходится на выходные дни, когда горожане отправляются отдыхать на природу.

Как рассказали «Газете недели» представители лесничеств, территории, граничащие с лесом, горят по всей области. Например, в Марксовском районе рыбаки выжигали камыш на прудах, огонь перекинулся на соседнее поле, выгорело 70 гектаров. В Новобурасском районе площадь травяных пожаров достигла 200 гектаров. При помощи огня сельчане рассчитывают улучшить качество пастбищ и сенокосов, но не выполняют при этом элементарных правил безопасности. «Мы тоже отжигаем и сухую траву, и камыш по границам лесного фонда, но делать это нужно в марте, когда в лесу еще лежит снег и огонь не может зайти сюда, – говорит руководитель Марксовского лесничества Сергей Тихонов. – Почему фермеры не соблюдают этих ограничений? Думаю, дело в отсутствии какой-либо культуры». Осложняет ситуацию большое количество брошенных земель. «Раньше скот вытаптывал и съедал траву, нечему было гореть, а теперь мало пасут и не косят», – говорит лесничий Новобурасского района Виктор Кузнецов.

Дополнительным фактором риска служат горельники, участки леса, выжженные еще подарами 2010 года. Например, в Лысогорском районе пять лет назад выгорело почти 1,5 тысячи гектаров леса. Федеральных средств хватило на расчистку примерно 500 гектаров. Участки погибшего леса предлагали местным жителям для заготовки дров. «Но это были в основном хвойные деревья, их на дрова не берут, к тому же район газифицирован, – говорит руководитель Лысогорского лесничества Валентина Щербакова. – Сейчас предприниматели пытаются пустить эту древесину на переработку – изготовлять уголь, но пока не известно, какого качества будет продукция». Горельники становятся источником древесных вредителей и болезней. При распространении пожара они могут сыграть роль пороховой бочки. На прошлой неделе полевой пожар, вызванный сельхозпалом, уже зашел в один из горельников. К счастью, до живого леса огонь не дошел.

После пожаров 2010 года на федеральном уровне много говорилось о возвращении системы лесной охраны, существовавшей до вступления в силу действующего Лесного кодекса. Разговорами дело и ограничилось. «Когда-то у нас было 27 лесников, плюс лесничие, помощники лесничих, мастера. Сейчас – три участковых лесничих, на каждого приходится по 6 тысяч гектаров леса», – говорит Щербакова. После пожаров 2010 года в Лысогорском лесничестве установили систему видеонаблюдения, но в данном случае техника не заменяет человека.

«Заметив начинающийся пожар, лесник мог потушить его лопатой. Пока мы соберем мобильную бригаду, проедем сотню километров, ЧП может достичь таких масштабов, что потребуется уже самолет-амфибия», – говорит марксовский лесничий Сергей Тихонов. Сейчас в местном лесхозе шестеро работников, еще пять человек – в лесничестве. Они должны охранять и тушить лес на площади 14 тысяч гектаров.

«После пожаров 2010 года штат лесничества не увеличился, а, наоборот, сократился с 15 до 11 человек. Половина работников – пенсионеры, – говорит руководитель Вольского лесничества Сергей Яковлев. – Категорически заявляю, что молодые люди на такую зарплату не придут. Молодой человек, придя даже на должность главного лесничего, будет получать 7,5 тысяч рублей. Раньше были подъемные, жилье, сейчас ничего этого нет. Лет через пять ситуация может стать критической». По оценке Сергея Геннадиевича, «в 2010 году лесхоз и лесничество были обеспечены техникой на 40 процентов, причем часть техники – производства 1970-х годов, сейчас обеспеченность составляет процентов 20–25 от потребности».

Как предполагают лесничие, создавая такую ситуацию в лесном хозяйстве, государство, возможно, пытается стимулировать переход лесов в частные руки. «Это может быть целесообразно, например, в Подмосковье, где можно развивать рекреационную деятельность, – размышляет Яковлев. – Но в Саратовской области леса имеют совершенно другое, защитное назначение. Что частник может делать с таким лесом? Спилит последнее, и всё».

 


[кстати сказать]

В 2014 году в регионе произошло 14 лесных пожаров.

В 2013 году произошел один низовой лесной пожар на площади один гектар в Вольском лесничестве. Кроме того, было зарегистрировано 340 степных пожаров на площади почти 24 тысячи гектаров.

В 2012 году случилось пять лесных пожаров на площади 11,5 гектара. Ущерб составил 137 тысячи рублей, на тушение огня было потрачено 33,9 тысячи рублей.

В 2011 году в области произошло 18 лесных пожаров на площади 26,3 гектара.

В 2010 году было зарегистрировано 386 лесных пожаров, пострадали насаждения на 6,4 тысячи гектаров.

В начале дачного сезона МЧС напоминает, что сжигать мусор и старую траву можно на расстоянии не менее 50 метров от зданий, при этом нужно иметь под рукой воду, песок или огнетушитель. В лесу запрещается выжигать траву, разводить костры, оставлять горючий мусор и бутылки. В самом начале возгорание не трудно потушить: небольшой огонь нужно затоптать, главное – не дать ему перекинуться на деревья. В случае лесного пожара МЧС советует дышать через мокрый платок или одежду (если возможно, окунуться в ближайший водоем), передвигаться, пригнувшись к земле, выходить только в наветренную сторону и вдоль фронта огня.