В купе – как в СВ
Мое последнее путешествие выпало на конец марта. К самолету, который вылетал рано утром из Домодедово, добиралась до Москвы поездом, по времени лучше всего подходил ночной астраханский.
Было приятно выбирать электронный билет: купейный вагон за два дня до поездки оказался заполнен не более чем на четверть. Купив билет на верхнюю полку в купе с дополнительными услугами (других вагонов не было), как и ожидала, я ехала в купе одна. Сэкономила около 700 рублей (разница в цене между верхним и нижним местом). Обратный путь – через восемь дней. Боялась рисковать, купила нижнее место. И вновь ехала в купе одна.
Это я к чему? Процесс гибкого регулирования тарифов (это когда в период массовых отпусков билеты дорожают) и какой-то непонятный с точки зрения простого обывателя процесс ценообразования монополиста ОАО «РЖД» привели к тому, что билеты на поезда не раскупаются. И случается, что в купейном вагоне можно проехать комфортнее, чем в СВ: одному в купе, а не вдвоем. Билеты в купе до Москвы и обратно обошлись в семь с половиной тысяч рублей, примерно столько стоит СВ в одну сторону на саратовском фирменном поезде.
Может, для конкретного человека это и приятно. Но только поезда стали короче, и при этом заполнены не все места. Возможно, дело в том, что поездка была в будний день, а в выходные свободных мест меньше?
Настораживает предложение главы РЖД Владимира Якунина, высказанное осенью 2013 года: отказаться от плацкартных вагонов, как от «устаревшего и некомфортного вида перевозки». Замена плацкартных вагонов на сидячие не кажется более комфортной, а замена на новые купейные, пусть и двухэтажные вагоны при сохранении ценовой политики может привезти к отказу большинства россиян от путешествий. В обещание сделать билеты в двухэтажных вагонах сопоставимыми по цене с плацкартными верится слабо. Да и не видели мы пока в Саратове двухэтажных вагонов.
Кстати, малочисленность пассажиров в купейных вагонах не связана с разразившимся в 2014 году кризисом. В конце апреля прошлого года мы тоже ехали до Москвы вдвоем в купе саратовского фирменного поезда. И это несмотря на то, что билеты купили за 45 суток и по акции они стоили вдвое дешевле. На майские праздники, когда народу свойственно передвигаться по стране, эта акция не распространялась. Но на обратном пути, выпавшем на 3 мая, купе тоже оказалось не полностью заполненным – у нас была одна попутчица.
Расходы по организации движения пригородных электричек ОАО «РЖД» делит с регионами. Да так, что многие регионы не могут это софинансирование осилить. И электрички возвращаются на пути, после того как жёстко велел это сделать президент. Электричек становится меньше по частоте следования. По числу вагонов они тоже сокращаются. РЖД пытается возложить ответственность за ограничение транспортной доступности в пределах региона на губернаторов.
А вот на кого монополист возложит ответственность за ограничение транспортной доступности на поездах дальнего следования? Ведь картина здесь аналогичная. И не заменит ли нам путешествия поход из дома до булочной?