Саратов офлайн

Оценить
Интернет-коммерция не пользуется большой популярностью у саратовцев, но прогресс это не остановит

В России Интернет есть почти в каждой квартире, а чуть ли не каждом втором кармане и рюкзаке лежит подключённый ко Всемирной сети смартфон или планшет. Общество быстро приобщилось к достижениям прогресса, не стал исключением и бизнес: иметь в Интернете свой сайт стало обычным делом как для крупной сети магазинов техники, так и для рядовой пиццерии. А то, что через этот сайт можно ещё и продавать товары и услуги, только увеличивает масштабы веб-проникновения. Насколько сильно развита интернет-коммерция в отдельно взятом Саратове и как охотно ею пользуются горожане?

Заказ продуктов: неосвоенные горизонты

Все крупные торговые сети, реализующие продукты питания в Саратове, имеют сайты в Интернете. Но ни «Магнит», ни «Гроздь», ни «Семейный», ни «Ашан», ни «Перекрёсток», как оказалось, не предоставляют саратовцам услуг по онлайн-заказу продуктов. У «Ашана» есть интернет-магазин с возможностью заказа и доставки, но касается это только мебели, товаров для сада и детских игрушек. У «Магнита» есть собственное приложение для смартфона, но и в его описании найти искомую функцию мне не удалось. Однако не спешите пенять на родной город: онлайн-заказы в вышеперечисленных сетях недоступны даже избалованным москвичам.

С мелкими магазинами и фирмами по доставке продуктов дела обстоят не намного лучше. Поисковый запрос «Саратов, доставка продуктов на дом» выдал довольно противоречивые результаты. Некоторые сайты были явно заброшены, указанные на них номера не отвечали (компания «Муравей») или обрели новых владельцев (продуктовый интернет-магазин «Шустрик»). Какие-то магазины предлагали в основном специфичные продукты (например, чай или деликатесы). Как рассказал мне представитель интернет-магазина «Пешка», их компания от доставки продуктов отказалась. По словам топ-менеджера другого магазина, принимающего заказы онлайн, у них продукты не заказывают вообще. «Раскручиваться надо, а это очень долго, – пояснил собеседник. – Когда посетитель приходит в магазин – это одно, а здесь немного другое. Много факторов».

Выбор невелик

Но пару вариантов с доставкой продуктов найти всё же удалось. Самый обширный ассортимент продуктов предлагает интернет-магазин «Мега64». Собрать и оформить заказ можно прямо на сайте, здесь же можно указать место доставки и оплатить покупку пластиковой картой. Если есть желание перед оплатой ознакомиться с товаром лично, то деньги вы можете отдать наличными при получении заказа. Как сообщается на сайте, доставка осуществляется по Саратову в течение двух часов (если заказ сделан поздно вечером, то на следующий день) и по Энгельсу – в течение трёх. Минимальная сумма заказа – тысяча рублей. За доставку, конечно, придётся доплатить: первые пять километров обойдутся в 100 рублей, далее – по 50 за каждые пять километров.

Интернет-заказы доступны и в магазине «Атлас вкусов», однако его ассортимент ограничивается в основном продуктами растительного происхождения (овощи, фрукты, масло и проч.). Доставку здесь осуществляют только на следующий день после заказа с 10 утра до 7 вечера. Цена доставки фиксированная – 200 рублей по Саратову и 300 рублей по Энгельсу, а жителям особо отдалённых районов областного центра (посёлки Жасминный, Тепличный, Усть-Курдюм и т. д.) она обойдётся в 400 рублей. Можно заказать и экстренную доставку по Саратову в день заказа – это будет стоить на 100 рублей дороже обычного предложения. Зато способов оплаты здесь заметно больше: платёжная система «Robokassa», с которой работает магазин, даёт возможность расплатиться как пластиковыми картами, так и при помощи электронного кошелька («WebМoney», «Яндекс.Деньги» и другие) и даже сотового оператора.

Рынок без спроса

«Мало клиентов, мало. Если взять количество наших клиентов и численность жителей Саратова, то эта услуга в городе непопулярна, – рассказывает управляющий «Мега64» Сергей Новиньков. – Мы сделали сайт в 2010 году и три года работали над тем, чтобы хотя бы выйти на точку безубыточности».

По мнению собеседника, у сложившегося положения дел есть три причины: «Первая: очень много гипермаркетов относительно численности населения Саратова. Город относительно небольшой, и гипермаркеты грамотно распределены в одинаковой удалённости друг от друга. Вторая: в городе мало пробок. В основном данная услуга распространена в мегаполисах, где стояние в пробках занимает очень много времени. И третья: люди, живущие в Саратове, почему-то с недоверием относятся к Интернету. У нас предпочитают всё равно ногами сходить, руками потрогать и так далее».

Кроме того, бизнес по доставке продуктов нуждается в хорошей организации. «Очень сложно организовать доставку именно день в день, – поясняет Новиньков. – Нужно, чтобы это было на высоком уровне. К этому серьёзно нужно подходить. Очень сложно делать качественную и при этом недорогую услугу». «Гипермаркетам это, видимо, не интересно, у них и так всё хорошо, – объясняет неразвитость услуги в городе собеседник. – Одни ребята заходили на этот рынок – был такой «Шустрик». Люди думают: в Москве миллион магазинов, и в Саратове будет тоже миллион. Но на самом деле нет. Крайне это тяжело».

По словам Новинькова, в других городах Поволжья дело с интернет-коммерцией обстоит лучше: «Самара, даже Пенза, которая по населению меньше Саратова... Там в разы лучше развит этот бизнес. Я искал партнёров по одной услуге для построения интернет-магазинов: в Саратове есть два партнёра, в Самаре – пятьдесят. Вот разница. В Саратове в самом начале ещё всё».

Готовь дома

А ещё в Саратове существует услуга по доставке продуктов на дом под уже готовое блюдо. Я нашёл две фирмы, занимающиеся таким бизнесом. Вот как позиционирует себя одна из них: «Теперь вам не нужно ходить за продуктами и ломать голову, что приготовить на ужин!!! Мы сделаем всё за вас: придумаем великолепный рецепт, закупим свежие продукты, заготовим, почистим и быстро доставим...» «Вы получите ровно столько продуктов, сколько нужно для приготовления необходимого количества порций», – сообщает другая.

Обе компании предоставляют возможность заказа через сайт. Одна фирма принимает онлайн-оплату через ту же «Робокассу», другая – только наличными при получении заказа. Зато доставка у обеих компаний по Саратову (а у одной ещё и по Энгельсу) – бесплатная. Цены и сроки доставки разнятся, так как у фирм неодинаковые схемы работы: одна готова доставить заказ за два-три часа, другая продаёт комплекты продуктов сразу на несколько ужинов и осуществляет доставку по воскресеньям и понедельникам.

Вызов такси: без лишних слов

Наверное, вы слышали о скандале вокруг приложения для смартфонов «Uber», с помощью которого можно вызвать такси через Интернет. В результате его работы классические таксомоторные компании стали терпеть убытки (начать работать через приложение водителям было проще, чем устроиться в таксопарк), забастовки таксистов прошли в Великобритании и Франции. На Саратов услуги «Uber» пока не распространяются, как и услуги приложения «Яндекс.Такси». Но это не беда – жителям нашего города уже доступны другие похожие предложения.

Например, приложение «Rutaxi», через которое в Саратове работает перевозчик «Такси «Везёт». В смартфоне нужно всего лишь указать начальную и конечную точку пути и отметить дополнительные условия (курящий или некурящий салон, наличие детского кресла, способ оплаты и проч.). С конечной стоимостью заказа приложение ознакомит клиента заранее. Статус заказа (машина ищется, машина едет к вам и т. д.) можно наблюдать в специальном окне. Приложение продвигается настолько активно, что при заказе через него клиент получает очень хорошую скидку.

Принимают онлайн-заказы через отдельные приложения (а также через форму на сайте) и такие перевозчики города, как «Алло, такси» и «Максим». А вот другие саратовские таксомоторные фирмы возможности Интернета используют пока не по полной.

Как не остаться за бортом

«Мы первая компания на рынке Саратова, предложившая населению услугу заказа такси с помощью мобильного приложения. Мобильная версия внедрена для удобства не только клиентов, но и водителей, – прокомментировала «Газете недели» PR-менеджер «Алло-Консалтинг» Екатерина Немкова. – Пока львиная доля заказов поступает к нам через диспетчерский центр, люди по старинке вызывают такси по телефону. Но мы уверены, что в дальнейшем клиенты постепенно будут переходить к онлайн-сервисам».

«Рынок Саратова перешел в стадию активного внедрения онлайн-услуг, – делится мнением представитель компании. – И это касается не только такси. Уровень проникновения телефонов в нашу жизнь практически достиг максимума. Сегодня 98 процентов россиян используют телефон, из них 51 процент имеют несколько телефонов. И эти цифры в будущем будут только расти. Поэтому внедрение онлайн-сервиса очень актуально».

Как считает Немкова, компании, ещё не принявшие решение о переходе своего бизнеса к мобильным версиям, «останутся в проигрыше». «Сейчас мы наблюдаем стабильный и хороший прирост пользователей в сервисе мобильного приложения. Конечно, пока это услуга больше популярна у молодых людей до 35 лет, – поясняет представитель фирмы. – Но, однозначно, в ближайшее время она станет востребованной у всего населения. Её преимущества очевидны: заказ автомобиля в два клика из любого места, будь то шумное кафе или лекция. В дальнейшем эта услуга будет только набирать обороты развития, и вызов такси станет до неприличия прост».

Банковские услуги: только 10 процентов

А ещё онлайн-услуги можно получить в банковском секторе. В погоне за клиентом кредитные учреждения предоставляют гражданам возможность осуществлять ряд операций не выходя из дома – при помощи так называемого интернет-банкинга. У крупных федеральных банков проблем с этой услугой сейчас нет, чего не скажешь о кредитных учреждениях непосредственно из Саратовской области. Из восьми наших банков такую интернет-услугу я обнаружил только у трёх. Может быть, потому что спрос на неё у населения пока не слишком высок.

«В настоящий момент доля активных пользователей системы интернет клиент-банка «Умный банк» составляет около 10 процентов от общего числа клиентов, физических лиц», – пояснил «Газете недели» начальник управления корпоративного и розничного бизнеса банка «Агророс» Алексей Науменко. По данным компании, наибольшую популярность среди пользователей «Умного банка» получила оплата коммунальных услуг и пополнение счетов мобильных телефонов. На втором месте перевод с карты на вклад и со вклада на карту. «Таким образом клиенты размещают временно свободные денежные средства под проценты и при необходимости переводят их на карту для совершения оплаты в магазинах или снятия наличных в банкоматах», – объяснили в «Агроросе».

Однако в компании с оптимизмом оценивают наше интернет-будущее, отмечая, что количество пользователей интернет-банкинга «постоянно растет». «В перспективе мы рассчитываем на дальнейшее развитие интернет-сервисов, рост доли активных пользователей и количества совершаемых операций, – сообщил Науменко. – Движущим фактором тут является подрастание нового поколения, представители которого более охотно используют современные способы оплаты. Понимают необходимость организации дистанционных способов оплаты и в правительстве. Определенные сдвиги, в том числе на законодательном уровне, в этом направлении происходят и имеют свой позитивный эффект».

В середине прошлого месяца «Агророс» даже ввёл новую услугу – онлайн-конвертацию средств из одной валюты в другую. «Новая услуга также нашла интерес у клиентов, однако говорить о какой-либо статистике по этим операциям пока рано», – пояснили в банке.