Класс Божий

Оценить
Класс Божий
Фото Вера Салманова
В апреле родители школьников должны выбрать духовно-нравственную дисциплину, которую будет изучать ребенок

Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) в школах Саратовской области преподают уже третий год. В апреле в учебных заведениях проходят собрания – родители должны выбрать один из шести модулей, который будет изучать ребенок: основы православной, исламской, иудейской, буддисткой культур, основы мировых религиозных культур или светской этики. Недавно тема изучения религии в школе вызвала широкое обсуждение на федеральном уровне. Представители патриархии выразили недовольство небольшим количеством школьников, изучающих православный модуль (на сегодня по России их 33 процента), и предположили, что это связано с давлением на родителей.

Как заявил управделами патриархии митрополит Варсонофий, в ряде регионов «родителям навязывают изучение модуля «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур»«. Кроме того, патриарх Кирилл призвал расширить преподавание ОРКСЭ на все ступени обучения со второго по одиннадцатый класс и изменить содержание предметов гуманитарного цикла, добавив «знания о роли традиционных религий в истории и культуре России». Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ обсудил это предложение на специальном заседании и «категорически не рекомендовал».

Проблема выбора

В апреле родители третьеклассников должны выбрать модуль ОРКСЭ, который будут изучать дети в следующем учебном году. В нынешнем году федеральное Министерство образования разработало «Регламент выбора» на десяти листах. Согласно этому документу за семь дней до родительского собрания «информация о выборе» должна быть размещена на сайте школы. Как указано в письме Министерства, «при общении с родителями не допускается склонять их к какому-либо выбору под любым предлогом». В скобках перечислены эти предлоги: «отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие учебников и учителей». Как подчеркивает ведомство, «просьбы посоветовать должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей». На собрании должны присутствовать завуч или директор, педагоги ОРКСЭ по модулям, а также «выразившие желание участвовать» представители религиозных организаций, которые имеют право участвовать в представлении модулей.

О конфликте, связанном с выбором модуля ОРКСЭ, заявила завуч хвалынской школы № 3 Татьяна Коцерова. Татьяна Михайловна обратилась в межрегиональный профсоюз «Учитель» (входит не в традиционную Федерацию независимых профсоюзов, а в Конфедерацию труда России) с жалобой на действия местных чиновников. Как пишет педагог, она рассказала на родительском собрании о возможности выбора модуля, родители написали заявления. Около 83 процентов семей выбрали «Основы православной культуры». Как говорит Татьяна Михайловна, показатель оказался меньше результата предварительного мониторинга, проводившегося учителями начальных классов (на предварительном этапе за православный модуль высказывались 98 процентов семей). По словам Коцеровой, в школу пришел заместитель главы администрации по социальным вопросам Александр Резников: «Его интересовали следующие вопросы – православная я или старообрядка, почему я не хожу в церковь. Травля и гонения продолжились». В обращении в проф­союз завуч высказывает опасения, что ее могут уволить с работы.

Как заявил «Газете недели» Александр Резников, «это был личный разговор, по теме преподавания ОРКСЭ у нас нет никаких проблем».

Такого же мнения придерживается отец Дионисий, помощник главы саратовской митрополии по вопросам религиозного образования, заместитель председателя общественной палаты: «Жалоба Татьяны Коцеровой не имеет никакого отношения к преподаванию ОРКСЭ. Завуч не отвечает за показатели и вообще не участвует в процессе, она ведь не директор, не учитель ОРКСЭ и не родительница ученика. Кто ее может уволить за результаты родительского выбора? Какая формулировка будет в трудовой книжке? Я приезжал в эту школу как член Общественного совета при министерстве образования области, чтобы познакомиться с образовательным учреждением. Насколько я знаю, в школьном коллективе сложилась непростая обстановка. Судя по всему, человек пытается привязать к своим личным проблемам громкий повод. Вот если бы родители учеников жаловались на принуждение к выбору модуля ОРКСЭ, это требовало бы разбирательства. Хочу подчеркнуть, что Саратовская область – лидер по межконфессиональному спокойствию. В нашем регионе не было ни одной жалобы за все время с начала преподавания ОРКСЭ».

Учителя и учебники

Летом 2012-го, перед введением ОРКСЭ в школьную программу, в Саратовской области прошло масштабное ­обучение педагогов, обязанных преподавать новый предмет. Курсы повышения квалификации были организованы Саратовским институтом повышения квалификации работников образования (сегодня он называется «Саратовский областной институт развития образования» – СОИРО) и Саратовским государственным университетом. Как сообщал информационно-аналитический портал саратовской и вольской епархии, программа переподготовки учителей в СГУ была подготовлена «при непосредственном участии» сотрудников отдела религиозного образования и катехизации епархиального управления.

Слушателями курсов стали в основном учителя начальной школы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства и истории, которым предстояло вести ОРКСЭ. Сейчас в школах области его преподают более 1,2 тысячи педагогов.

Первая волна подготовки педагогов проводилась за счет федерального бюджета. Дальнейшее повышение квалификации должен оплачивать регион (по закону об образовании учитель обязан проходить курсы раз в три года, кроме того, нужно ­обучать новичков). Нынешней весной впервые с момента введения новой дисциплины открылись курсы повышения квалификации в СОИРО. Как рассказал Сергей Самсонов, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования, сейчас в институте обучаются 36 человек. Надо отметить, чтожелающих было почти наполовину больше. Дополнительная профессиональная программа была разработана с учетом материалов, поступивших из федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Министерства образования и науки РФ. Педагоги будут учиться 112 часов в течение трех недель. Они слушают лекции, участвуют в мастер-классах и открытых уроках ОРКСЭ, организованных в саратовских школах, уже побывали на экскурсии в православном храме и музее митрополии (участие в этих поездках, как подчеркивает Сергей Самсонов, было добровольным).

На курсах изучают все шесть модулей ОРКСЭ, то есть при необходимости учитель сможет преподавать любой из них. «Это культурологический, не богословский предмет. Главная задача учителя – познакомить детей с религиозными традициями народов нашей страны и светской этикой. Педагог может иметь личные убеждения, но не может их навязывать, преподавательская кафедра не может быть использована для проповеди. Учитель может высказать свою точку зрения, оговорившись, что это его личное мнение», – говорит Сергей Иванович.

Как сообщал информационно-аналитический портал епархии, в начале марта было подписано соглашение о сотрудничестве между институтом развития образования и семинарией.По словам митрополита Лонгина,«преподаватели семинарии будут принимать участие» в подготовке школьных педагогов. «Особое внимание планируется уделить вопросам интеграции православного компонента в предметы гуманитарного и естественно-научного цикла», – заявил глава митрополии на ежегодном собрании духовенства.

Сейчас в России существует множество учебно-методических комплексов и отдельных учебников по ОРКСЭ. На сайте федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, которой поручено информационно-методическое сопровождение курса, представлены учебные пособия от восьми издательств. Учитель ОРКСЭ имеет право пользоваться любым из них. Школьные библиотеки Саратовской области укомплектованы учебниками, вышедшими в издательстве «Просвещение» (к примеру, автором учебника по модулю «Основы православной культуры» был дьякон Андрей Кураев).

Как говорит Сергей Самсонов, практика школьной работы подтвердила сильные стороны этих учебников – красочность, богатый иллюстративный ряд (в частности, в учебнике по основам светской этики параграф о законах морали проиллюстрирован фотографией с заседания Госдумы). При этом обнаружилось, что некоторые темы изложены слишком сложным языком и должны быть адаптированы к возрасту учеников. К сожалению, неизвестно, ведется ли на федеральном уровне сбор мнений учителей с мест и будут ли использованы практические результаты при дальнейшем переиздании учебников.

По сведениям института развития образования, в 2012–2013 учебном году доля саратовских школьников, изучавших модули светской этики и основ мировых религий, составляла 34,9 процента, на сегодня – 27 процентов. Доля школьников, изучающих модуль «Основы православной культуры», за три года выросла с 63,5 процента до 70 процентов. В 18 районах области его выбрали более 90 процентов родителей.

«Нашей главной задачей должно быть наполнение этих цифр реальной работой, – заявил на ежегодном собрании духовенства митрополит Лонгин. – Критерий этой работы один – воцерковленная молодежь и подростки. И, конечно же, педагоги, которые, будучи воцерковлены, могут стать самыми активными помощниками духовенства».

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» был введен в общеобразовательных школах России 1 сентября 2012 года в соответствии с поручением президента Дмитрия Медведева. Предмет изучается в 4–5-х классах один раз в неделю (с такой же периодичностью преподают музыку и рисование). Добавить час в программу начальной школы нельзя в соответствии с СанПиН, поэтому под новую дисциплину в разных регионах отдали один из пяти уроков русского языка или один из трех уроков чтения.

Еще в 2011 году между Саратовской епархией и администрацией Саратова был заключен договор о сотрудничестве в сфере духовно-просветительской работы. Как сообщал епархиальный портал, «за приходами была закреплена территориальная сфера ответственности для выстраивания планомерной работы со школами». На тот момент в проекте были задействованы 104 муниципальных школы.

Что думают родители

В Интернете тема изучения религии в школе обсуждается бурно. Опрошенные саратовские родители относятся к ОРКСЭ без особого интереса (некоторые из собеседников узнали о новом уроке в расписании ребенка только после вопроса корреспондента).

Анна, мама ученицы 4 класса: «1 сентября дочь пришла домой с комплектом учебников, среди которых был учебник православной культуры. Не помню, чтобы в школе спрашивали мнение родителей, может, я просто не обратила внимания. Я бы выбрала светскую этику или общий курс по мировым религиям для расширения кругозора. Наш класс всем составом, включая татар и узбеков, исповедует православие. Параллельный класс так же поголовно ­изучает основы мировых религий».

Надежда, мама ученика 4 класса: «О выборе нам не говорили, явочным порядком весь класс изучает модуль православия. Изучает и изучает, наверное, это полезно для общего развития. Оценок по этому предмету нет, домашнее задание маленькое. Ребенок этим предметом не интересуется, наверное, потому, что уменя равнодушное отношение к религии. Если семья ходит в церковь, это будет работать. Если о вере говорят только в школе, результата не даст».

Андрей, отец ученика 5 класса: «В прошлом году сын изучал основы православной культуры. Предмет вёл школьный учитель, на сегодня впечатлений у ребенка не осталось. Вероятно, дело в том, что сын занимается в воскресной школе, видимо, на фоне его знаний школьный ОПК остался незамеченным. Тем не менее, я не считаю, что религиозное образование должно оставаться в рамках воскресных школ. Мне кажется, что в нашей стране, где широко распространено православие, понятие о религии нужно иметь всем, в том числе людям нерелигиозным, тогда терпимость в обществе будет расти».

«Нет запроса»

Ахмед Махметов, заместитель муфтия Саратовской области по общественным отношениям: «Централизованной работы, связанной с преподаванием в школах ОРКСЭ, мы на сегодня не ведем. Имамы не участвуют в родительских собраниях в школах. Учебник по модулю «Основы исламской культуры» был разработан без нашего участия. Мы бы с удовольствием работали в этом направлении, если бы был запрос со стороны родителей. Но на сегодня очень небольшой процент семей выбирает модуль «Основы исламской культуры». Около 15 процентов школьников – дети из мусульманских семей, может быть, за счет высокой рождаемости эта цифра даже больше. Основы ислама в школах Саратовской области изучают только 2,6 процента учеников, по России – 3,5 процента. Мы запрашивали имамов в районах компактного проживания мусульман, нужна ли наша помощь в подготовке преподавателей, ведь у нас есть медресе. Иногда из Заволжья поступает информация, мол, в таком-то районе есть желающие изучать исламский модуль, но когда мы начинаем звонить, выяснять, – никого нет. Почему? Загадка. Возможно, виновата насаждаемая средствами пропаганды исламофобия. Родители, исповедующие ислам, не хотят, чтобы их дети выделялись в школьной среде».