Лики саратовской доброты

Оценить
Благотворительность разная и удивительная

Говорят, что благотворительность преобразует прежде всего человека дающего, и, делая кому-то хорошее, мы делаем в первую очередь подарок себе. Могут ли сейчас саратовцы позволить себе такие подарки? На какие цели делают безвозмездные взносы жители и организации города?

И бабушка пенсию отдаст

– О какой «сложной экономической ситуации» вы говорите? – удивляется собеседник. – Владимир Владимирович Путин ничего такого не заявлял.

– Владимир Владимирович-то, может, и не заявлял, а люди замечают, какие цены в магазинах.

– Не соглашусь с вами. У нас в стране всё хорошо, – остался при своем мнении оппонент.

Такой разговор состоялся с председателем саратовского организационного комитета патриотических общественных организаций Анатолием Шостаком. Узнав о теме готовящейся публикации, он позвонил к нам в редакцию с желанием сообщить, что помощь Новороссии жители Саратовской области оказывают по-прежнему на высоком уровне. «Бабушки, у которых совсем маленькая пенсия, делятся последним, чтобы помочь попавшим в беду людям», – рассказывает Шостак.

В прошлом году он координировал работу по сбору гуманитарной помощи для народа Украины. После исключения из «Боевого братства» его жертвенный пыл не угас, и Шостак продолжил сотрудничество с одним из благотворительных фондов.

Донбасс по-прежнему популярен. Тем саратовцам, кто желает помочь жителям Новороссии, приходится останавливать выбор на одном из нескольких фондов. «Исключительно адресная помощь. Доходит каждая коробка. Публикация выписок со всех счетов, публикация чеков. Абсолютная прозрачность», – рекламирует себя фонд «Своих не бросаем». С ним конкурируют фонд помощи Донбассу общественного движения «Суть времени» (лидер – Сергей Кургинян) и несколько подобных организаций. Распространяют призыв сделать пожертвования они, как правило, на разного рода «антимайданных» акциях и на собственных интернет-площадках.

На мошенничестве не разбогатеешь

Впрочем, не все согласны, что у нас держится благоприятный климат для оказания помощи нуждающимся людям. Руководитель саратовского детского благотворительного фонда «Савва» Ольга Коргунова замечает: «Люди зашорились в своих проблемах, а бизнес теряет свои позиции. Если в семье уволен один человек или у него сокращена зарплата, семья меньше начинает покупать – стало быть, средний и мелкий бизнес начинают пробуксовывать. Понятие социальной ответственности сейчас неактуально – бизнес думает о том, как выжить».

Она выражает надежду, что «совсем благотворительность не умрет и когда-нибудь опять поднимет голову».

То, в каком количестве оказывается помощь, зависит также и от того, кому она адресована. По словам эксперта, на животных и детей всегда люди всегда жертвуют больше, чем, скажем, на экологию или правозащитную деятельность.

Общественница отмечает, что разовые благотворительные акции по сбору относительно небольшой суммы денег, вещей или книг, благотворительные обеды и т. д. по-прежнему продолжаются. Что касается масштабных программ, нуждающихся в общественном финансировании (например, лечение больных детей), то их осуществление сейчас весьма затруднено.

Говоря о надежности и прозрачности действующих на территории области благотворительных акций, Ольга Коргунова высказывает мнение, что большинству из них можно доверять. «Саратов – город дотационный, экономически трудный, бизнеса здесь почти нет. Если и есть какие-то вложения в фонды, то они настолько минимальны, что человек, который захочет нарушить закон и заработать мошенническим путем на благотворительности, просто ничего от этого не получит. Тут занимаются люди, у которых есть мотивация, которые сами прошли через какие-то трудности и хотят помочь другим. Наши благотворительные фонды очень скромны», – пояснила руководитель фонда «Савва». Она привела пример из работы своего фонда: «На Новый год подарки детям дарят, на 1 июня могут дать денег на шарики, на конфеты, на карандаши».

С области по рублю

Иногда сама власть просит народ протянуть руку помощи. Так обстояло дело со строящимся музеем Трудовой славы в парке Победы, открытие которого запланировано на 9 мая. Его строительство было инициировано губернатором Валерием Радаевым.

По закону о благотворительной деятельности органы государственной власти и местного самоуправления, так же как и коммерческие организации, не могут выполнять функции благотворительной организации, поэтому в целях сбора денежных средств на строительство музея был учрежден фонд «Звезда». Директором фонда является Юлия Найдина, как нам стало известно, являющаяся дочерью директора музея Боевой славы Татьяны Найдиной.

Средства для строительства музея собирали всевозможными способами: через платные СМС, за счет проведения благотворительного концерта и прочих акций. К 23 марта 2015 года на счет фонда поступило 74 миллиона рублей. «Как от физических, так и от юридических лиц», – указывает пресс-служба губернатора. Цифра солидная, даже притом, что, по заявлению заместителя председателя правительства области Валерия Сараева, сделанному 23 января этого года, для полного строительства музея нужно 148 тысяч рублей. Несмотря ни на что правительство области обещало торжественно открыть музей в день Победы.

Стоит отметить, что благотворительным сборам предшествовало подписание соглашений о сотрудничестве с ведущими предприятиями области. Как известно, власти иногда подталкивают бизнес к решению проблем, с которыми сами не справляются.

Таинственный мизантроп

На добровольно-принуди­тель­ных началах становятся благотворителями и работники бюджетной сферы. В каких случаях и как часто нужно делать благотворительные пожертвования, зависит от многих факторов. Скажем, университетским преподавателям приходится реже сталкиваться с навязчивой благотворительностью, чем школьным учителям. Для последних пожертвования и поборы (отдельная статья расходов – подарок профильному министру) в норме вещей.

На прошлой неделе врач одного из лечебных учреждений области, пожелавший сохранить анонимность, рассказал «Газете недели» о факте сбора средств с медперсонала в пользу безымянного благотворительного фонда. Врачей и медсестер попросили написать заявление, в котором они должны указать, какую сумму готовы пожертвовать в качестве помощи «жителям Украины». Было рекомендовано выделить дневной заработок. Будет ли оказана помощь беженцам, проживающим на территории Саратовской области, или средства отправятся на Донбасс, не сообщалось. «В первый раз нас просят в такой форме сделать пожертвование. Интересно то, что отдать деньги в благотворительный фонд попросили именно сейчас, когда идет страстная неделя, – в надежде на то, что верующие люди не смогут отказать», – подчеркивает наш собеседник.

Председатель Саратовской областной организации проф­союза работников здравоохранения Виктор Дурнов о таких случаях сбора средств в лечебных учреждениях не осведомлен. Он вспомнил, что проф­союзные организации здравоохранения региона внесли весомый вклад в строительство музея Трудовой славы, вспомнил про ежегодные отчисления в один из детских благотворительных фондов. «Профсоюзные взносы с заработной платы каждого физического лица составляют один процент ежемесячно, из этих средств мы можем сделать благотворительное пожертвование. Но именно с согласия профкома, президиума райкома. Иногда бывают и другие пути сбора средств, – отмечает Виктор Дурнов и заверяет: – Насиловать мы никого не насиловали, всё добровольно. Никаких возражений по поводу таких мероприятий даже в мыслях ни у кого не возникает».