Вывести в правовое поле и уничтожить

Оценить
Владельцы аттракционов получат юридический статус, но он им все равно не поможет

Ситуация с городком аттракционов в сквере Дружбы народов в Заводском районе Саратова вскрыла серьезную проблему: в нашем городе отсутствует нормативная база, хоть как-то регламентирующая этот род деятельности. Сейчас, когда по решению суда судебные приставы ликвидировали городки аттракционов индивидуального предпринимателя Ольги Панфиловой в Заводском и Ленинском районах, администрация города наконец озаботилась разработкой общего регламента на размещение аттракционов. Вопрос только в том, поможет ли новый документ избежать в будущем судебных претензий.

Мелкорозничный аттракцион

10 апреля судебные приставы вывезли аттракционы Ольги Панфиловой из сквера «Победа», что в Ленинском районе, десятью днями ранее, 31 марта, то же самое произошло в сквере Дружбы народов. На глазах детей и родителей разломали и увезли аттракцион «Цепочка» и любимую многими детьми «Веселую карусель». Суд, длившийся полтора года, закончился решением в пользу новой администрации Заводского района.

Когда предприниматели впервые пришли в этот парк (это был 2005 год), то место заняли на законных основаниях: разрешение на размещение аттракционов было получено.

– Наш вид деятельности никогда не имел какого-то своего статуса, одно время нас относили к объектам мелкорозничной торговли, – рассказывает Ольга Панфилова. – И нам долгое время выдавали паспорт такой же, как и им. Последний такой паспорт был у нас в 2009 году. И мы были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратова как мелкорозничная торговля. Но действие документа закончилось как раз в 2009 году, когда началась вся эта война с ларьками. Сначала город выдал схему сроком на один год, хотя это, как я понимаю, нарушение федерального законодательства. И из этой схемы пропали все ларьки. А вместе с ларьками попали под раздачу и мы. Хотя наш вид деятельности никакого отношения к мелкорозничной торговле не имеет. И нас не имели права из этой схемы исключать. Новая схема, кажется, была разработана с 11-го по 15-й годы. И там остались только те объекты, которые городской администрации были нужны.

Вне закона

Взять в аренду или выкупить участок земли, который находится в зоне общего пользования (площади, улицы, проезды, бульвары, скверы), закон не позволяет. В Саратове только один парк целиком взят в аренду частным бизнесом на долгий срок – это городской. Но зато в мае 2010 года Саратовская городская дума утвердила положение «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», которым разрешила размещать аттракционы в парках, скверах, на улицах и площадях. Двумя годами ранее, а именно 17 апреля 2008 года, было подписано 465-е постановление «О размещении объектов для проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий». Согласно этому постановлению глава каждого района должен разработать «муниципальный правовой акт», который бы регламентировал размещение аттракционов в парках на вверенной главе территории.

Но с 2010-го по 2014 год ни одна районная администрация Саратова не сделала этого. Общего городского регламента размещения аттракционов (а за Театральную площадь ответственность несет глава администрации Саратова) тоже пока не существует. Выходит, что с 2010 года все аттракционщики Саратова работают и продолжают работать за рамками правового поля. Только два района на сегодняшний день озаботились разработкой нормативных актов. Ленинский и Заводской – те самые районы, из парков которых выгоняли Панфилову с ее аттракционами и живыми уголками.

Отбор с пристрастием

Документы эти выложены на сайтах администраций районов. Оба положения повторяют друг друга практически дословно, за исключением пары моментов. В администрации Заводского района, к примеру, требуют, чтобы все аттракционы были выпущены не ранее 2013 года. Этот пункт является спорным просто потому, что год выпуска аттракциона и его безопасность напрямую друг от друга не зависят. Что и доказала потом контора, выигравшая конкурс в обоих районах: по свидетельству одной из мам, часто гуляющей в сквере Дружбы народов, тир ООО «Карусель» не был оборудован необходимой защитой, а огромные надувные батуты привязывались к молодым саженцам.

Вызывал вопросы и состав комиссии, которая проводила отбор участников в прошлом году. В прошлом году, например, среди членов комиссии Заводского района были три сотрудника заводской администрации, двое из них – первый заместитель Борис Тареев и заместитель главы по экономике Михаил Визгалов – как раз и добивались сноса аттракционов Ольги Панфиловой.

Оказалось, что вновь принятые нормативные акты вернули предпринимателей – владельцев аттракционов в правовое поле только для того, чтобы правовым путем их и уничтожить. Если в декабре 2013 года полиция могла остановить тех, кто пытался вывезти первые аттракционы из парка в Заводском районе, то в марте 2015 полиция уже охраняла тех, кто разламывал и вывозил аттракционы, – на законных основаниях.

Глава решает

На днях на официальном сайте администрации Саратова должен появиться текст положения «о порядке отбора участников по размещению временных нестационарных аттракционов и другого развлекательного оборудования в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования «Город Саратов». Документ будет доступен для публичного обсуждения.

Как теперь будет складываться работа предпринимателей, которые работают в этой сфере, сказать сложно. Война чиновников с Панфиловой – это не первая в Саратове война с аттракционами. Другие просто были менее громкими и менее фатальными. Своими соображениями по поводу дальнейшей работы на условиях анонимности поделился с нами один из представителей этого бизнеса:

– Не думаю, что для нас что-то принципиально изменится. Наша работа зависит и всегда зависела от чиновников на местах. Хочу я поставить аттракцион в парке, я иду в администрацию района и там договариваюсь. Разрешают работать – работаю, нет – ищу другое место. Даже если примут федеральный закон, который будет наш бизнес регулировать, всё равно всё сведется к работе с администрацией конкретного района. Всё решается только там.

Вместо послесловия

Как говорит Ольга Панфилова, в других городах владельцы аттракционов не сталкиваются с такими препятствиями в работе, как в Саратове. Здесь хаос с документами, никакой централизованной системы при подаче заявки, никакой возможности работать на одном месте долго (со всеми вытекающими обязательствами вроде ухода за парком и бесплатного катания во время праздников детей из малообеспеченных семей).

В соседней Самаре, к примеру, все парки находятся в ведении управления муниципального учреждения «Парки Самары». У него есть свой сайт с удобной навигацией, где легко можно обнаружить список документов, которые следует подавать вместе с заявлением (бланк заявления прилагается), если ты желаешь установить в приглянувшемся тебе парке летнее кафе или аттракцион. В Саратове же печально известное муниципальное предприятие «Садово-парковое» давно расформировано, управление парков передано районным администрациям, обнаружить документы на сайтах тех двух администраций, которые проводят отбор предпринимателей, готовых работать в парках, практически нереально. Если не знать, где искать, можно и не найти. Когда сравниваешь Саратов и Самару вот по этим двум пунктам, сразу понимаешь, что такое инвестиционная привлекательность и где именно она работает, а где не будет работать никогда.