«Ввиду несомненной пользы»
Шестиэтажный жилой дом, в котором находится детский сад № 1 «Солнечный зайчик», появился на пересечении улиц Советской и Горького где-то в конце 70-х годов прошлого века. А до этого находилось там строение с округлым крылечком (на фото). Кстати, и у теперешнего дома сохранена та же округлость крыльца и вход с угла.
Еще не забытый старожилами домик принадлежал когда-то Саратовскому дамскому попечительству о бедных. Находилась в нем кухонная школа, называвшаяся также кулинарной или кухмистерской. Идея открытия школы принадлежала возглавлявшей дамское попечительство губернаторше Марии Алексеевне Мещерской. Она обратила внимание на то, что число желающих поступить в бывшее тогда единственным в городе женским ремесленным училищем Убежище Святого Хрисанфа ежегодно растет. Это свидетельствовало о спросе на женское профессиональное образование. Убежище готовило швей, вышивальщиц, вязальщиц крючком и стегальщиц ватных одеял.
Мещерская же заметила, «что в Саратове ощущается полный недостаток знающих и опытных кухарок и подготовленной прислуги». Мария Алексеевна направила 325 писем «к местным жителям, прося об их содействии для начала дела». На просьбу откликнулось 149 адресатов, что позволило собрать более пяти тысяч рублей. Самые крупные вклады внесли купцы В. И. Соколов, И. И. Зейферд, Н. П. Кокуев. Наряду с денежными были и другие полезные пожертвования. Например, от «Н. И. Хватова – две иконы в серебряных ризах, от В. Я. Агафонова – скатерть и салфетки стоимостью в сто рублей», от П. И. Архангельского – дрова. Таким образом, Мещерская смогла приступить к организации задуманной школы.
В 1894 году кухонная школа и столовая при ней открылись в съемном помещении. А вскоре дамское попечительство приобрело на углу Александровской и Константиновской улиц дом, о котором и идет речь. Поскольку попечительство смогло уплатить только задаток в 1000 рублей, то дом сразу же пришлось заложить в Московский поземельный банк, который дал ссуду 10000 рублей сроком на 20 лет. Кроме того, попечительству помогло местное отделение общества Красного Креста. В новом доме удалось разместить не только школу, но и «устроить для учениц общежитие во флигеле и обставить столовую вполне прилично».
В деятельности школы возникли неожиданные трудности, которых никто предвидеть не мог. При ее открытии основную часть учениц взяли из Мариинского и Холерного приютов. Но девочки оказались слишком молоды и слабосильны, чтобы обучаться кулинарному искусству. А желающих учиться детей из семей саратовцев нашлось немного. Такая же картина наблюдалась и дальше, поэтому отток учениц в процессе учебы продолжался. Но все одолевшие двухлетнюю подготовку находили рабочие места с хорошим жалованием.
Затраты на школу не окупали себя, составляя почти треть всех средств дамского попечительства. И все же «попечительство, желая поддержать это учреждение, симпатичное по мысли и полезное по цели» и «ввиду несомненной пользы, приносимой кухмистерской», сохраняло свое детище. Для повышения рентабельности школы сократили двух ее служащих, организовали доставку и продажу горячих пирожков в Мариинскую женскую и две мужские гимназии. Дешевая столовая школы продолжала пользоваться спросом, число ее посетителей составляло до 25 тысяч в год.
При столовой была открыта читальня. Изыскивая средства, дамское попечительство выделило часть здания школы для сдачи в аренду.
Особенно тяжелая ситуация сложилась с началом Первой мировой войны. Приток пожертвований стал прекращаться.
В 1915 году дамское попечительство вынуждено было продать этот дом.