Меры, предпринятые к яме
Вы обратили внимание, что наши чиновники изъясняются нечеловеческим языком? Нет, в неофициальной обстановке, так сказать, без пиджаков и галстуков, они почти похожи на людей и разговаривают почти так же. Но как только власти предержащие оказываются перед микрофоном, пиши пропало – знания живого русского разговорного языка куда-то исчезают. Еще хуже бывает, когда за дело берутся пресс-службы. Они составляют свои пресс-релизы таким манером, что становится ясно: их начальник – не человек. Ибо живые люди так не говорят.
Точно таким же способом даются заголовки документам, вышедшим из глубин чиновничьих контор. Вот, например, как озаглавлено постановление правительства нашей с вами области: «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения опросов населения об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Саратовской области, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных районов и городских округов Саратовской области, с применением информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий».
Сумели прочитать до конца? Сумели понять, о чем идет речь? Вообще такие штуки Илья Арнольдович Ильф называл изнасилованием родительного падежа.
Это первое. А второе – закрадывается подозрение, что чиновники намеренно говорят таким языком и намеренно так запутанно называют разработанные ими положения, законы и так далее. Возьмем, к примеру, наш случай. В этом заглавии документа шестьдесят восемь слов. Редкая птица долетит до середины Днепра; редкий читатель, дойдя до половины, не бросит, чертыхнувшись, этого чтения. Между тем, как представляется, в документе речь идет о важных вещах – о порядке оценки органов власти через Интернет. В общем, можно быть спокойным – никто не дочитает не то что само положение, а его заголовок, и, соответственно, оценок своей деятельности через Сеть можно будет избежать.
Предположение, что чиновники так говорят (а пресс-службы так пишут) намеренно, можно подтвердить многими фактами – простите, текстами. Пример: «Состоялась встреча заместителя главы администрации Октябрьского района по благоустройству с жителями д. № 3 по ул. Рабочей. В мероприятии также приняли участие сотрудники отдела благоустройства.
Темой для обсуждения стал провал грунта, расположенный на проезжей части вблизи многоквартирного дома. По результатам встречи были предприняты меры по засыпке ямы». Теперь скажите: яма была засыпана или нет? Что значит «предпринять меры к яме»?
Другой пример, уже федеральный. Сами понимаете, с лекарствами у нас не очень хорошо сейчас. А с импортными так совсем плохо, и может стать еще хуже. Время, когда надо было строить отечественные фармацевтические предприятия, мы, извините, прощелкали. Зато сейчас принялись... Правильно, принялись много говорить об этом, но говорить в таком ключе, что опять ничего не поймешь. Не с трибуны, но за круглым столом в Совете Федерации заместитель министра здравоохранения Игорь Каграманян заявил: «Основополагающие меры государственной поддержки производителей и разработчиков медицинской продукции уже направлены на инвестиционное стимулирование предприятий при организации производства, проведения их модернизации и реконструкции, а также госгарантии одобрены на получение кредитных средств на разработку и производство лекарств и медицинских изделий. По нашему глубокому убеждению, до 60 процентов всего необходимого оборудования может быть поставлено отечественными производителями».
Очень мне это нравится. Главное, невозможно понять, будут построены отечественные фабрики по производству лекарств или нет. И еще это лукавое «до 60 процентов». 5 процентов – это, между прочим, тоже до 60.
И вообще, уже пора издавать словарь чиновничьего новояза. Например, «оптимизация» – сокращение штатов или финансирования. Возможно, и того, и другого. «Современные экономические условия» – кризис. И так далее.
Однако, боюсь, ситуация-то безвыходная. Потому как, когда чиновники, оторвавшись от бумажки, начинают импровизировать, то мы и вовсе получаем такие перлы... «Мамаевы курганы» мусора, писателя «Алёшу» и фестиваль танцев, который «взорвет город и растопит льды на Волге». Льды – ладно, но город жалко.