Оба по-своему плохи
После скандала, устроенного депутатом Сергеем Курихиным на заседании бюджетного комитета Саратовской областной думы, губернаторский закон о налоговых каникулах для начинающих предпринимателей не стали принимать сразу в двух чтениях. Одобрение «в первом чтении» подразумевает утверждение концепции закона. Детали можно дорабатывать. Это и собираются делать депутаты уже в ближайший четверг на заседании рабочей группы. А пока давайте посмотрим на законопроект журналистским взглядом. Вернее, на два законопроекта. Потому что депутат Курихин тоже внес свою версию налоговых каникул в Саратовской области на обсуждение коллег. В думе до него очередь пока не дошла. Но у нас регламентов нет. И мы попробуем сравнить эти две законодательные инициативы.
Отличия в ограничениях
Судя по названию, и губернатор, и депутат областной думы Курихин озабочены тем, чтобы воспользоваться правом устанавливать налоговые каникулы по максимуму. И тот, и другой предлагают дать льготы двум категориям впервые зарегистрированных предпринимателей – пользующимся упрощенной системой налогообложения и работающим по патенту. Но в законопроекте, представленном в думу губернатором, есть ограничения предельного размера доходов от реализации продукции и услуг, получаемых предпринимателем. Налоговая ставка в ноль процентов положена тем предпринимателям «на упрощенке», кто имеет доходы не выше 18 млн рублей в год. А тем, кто работает по патентной системе «ноль», предлагается давать только в том случае, если годовой доход составляет не более 1 млн рублей. В законопроекте Сергея Курихина таких ограничений нет.
Оба подхода имеют право на существование. В нескольких регионах России налоговые каникулы уже идут. Право устанавливать их на местах получили с 1 января 2015 года, после того как в самом конце декабря 2014-го федеральный закон подписал президент Владимир Путин. Этим законом регионам было рекомендовано поступать так, как они считают нужным. Можно было вводить закон о налоговых каникулах раньше или позже или вообще не вводить. Можно было прописывать отдельные направления деятельности бизнеса, но не запрещалось и давать «ноль» всей группировке видов экономической деятельности в производственной, социальной и научной сфере. На усмотрение регионов отдавалась возможность устанавливать барьеры доходности бизнеса, осчастливленного каникулами, и предельную численность занятых в нем работников. При этом, с учетом действующего и до этого закона об упрощенной системе налогообложения, регионы могли ставить сито доходности – от 6 миллионов рублей до 60.
Максимум доходности в шесть миллионов рублей для желающих воспользоваться налоговыми каникулами установили только во Владимирской области. В остальных потолок выше. В Орловской области, например, для первого года деятельности бизнеса «на упрощенке» он составляет 12 млн рублей, а для второго – 24 миллиона. В Челябинской области ограничения по доходности вообще не прописаны. То есть она равна той, которая регулирует «упрощенку», и должна составлять не более 60 млн рублей за налоговый период.
Казалось бы, какая разница, устанавливает регион ограничения по доходности для своих будущих льготников начинающих предпринимателей? Ведь, в конце концов, если они еще только зарегистрируются, то их доходности в любом случае нет в бюджетных планах региональных властей. Однако на самом деле в жизни всё сложнее. Есть мнение, что, желая облегчить налоговое бремя, особо «мудрые» действующие предприниматели могут начать перерегистрировать свои ИП на родственников и знакомых, никогда не занимавшихся бизнесом, сдавать этому «младенцу» 2015 года рождения в аренду все основные средства своего давно работавшего ИП и радоваться жизни. В этом случае барьер, конечно, не нужен. Но если власти региона учитывают этот нюанс налоговой практики, то они постараются ограничить доходность до той, что будет не интересна давно работающему бизнесу. И шесть миллионов рублей в данном случае – 500 тысяч в месяц. То есть это, как правило, доход небольшого семейного бизнеса, где работают 1–5 человек. Принимая это ограничение для стимулирующих предпринимательство льгот, региональная власть делает по сути ставку на самозанятость граждан в непростые экономические времена.
Предлагая в Саратовской области доходность в 18 миллионов рублей, власть, несомненно, подыгрывает какому-то виду предпринимательства или каким-то конкретным предпринимателям. Потому что представить себе, что человек, никогда не связанный с организацией бизнеса, вдруг зарегистрирует ИП и сразу начнет получать ежемесячную доходность в 1,5 миллиона рублей, у меня не получается. Не исключено, правда, что губернаторским законопроектом в Саратовской области хотят достать из тени и зарегистрировать уже давно работающий, но не поставленный на налоговый учет бизнес с такими доходами. Например, частную гостиницу. Или турбазу. Но в таком случае как-то некорректно пенять облдепу Сергею Курихину на то, что он в своем законопроекте совсем не ставит границ доходности бизнеса для права получить налоговые каникулы.
Загвоздка в том, что благое намерение таким способом легализовать работающий бизнес чревато дополнительной аналитической работой для налоговых, пенсионных и других государственных органов. И почему-то мне как-то не верится в то, что они будут отслеживать ФИО работников, номера используемых машин, механизмов, агрегатов, адреса, по которым всплывет работающее движимое и недвижимое имущество. А это необходимо делать, как только по отчету за год станет видно, что бизнес с первого месяца существования начал приносить 1,5 миллиона рублей. Потому что если данный бизнес через два года пользования нулевой ставкой по «упрощенке» самоликвидируется, чтобы всплыть с тем же имуществом и теми же людьми в следующем новорожденном ИП, желающем получить льготы еще раз (законопроект предполагает их раздачу до 2021 года), то его можно будет наказать за мошенничество. Штрафом, например. Хотя такая мера ни в губернаторском, ни в курихинском законопроекте не прописана.
Смущает забота об охоте
К двум законопроектам, которые будут в ближайшее время горячо обсуждаться в Саратовской областной думе и на других площадках, прилагаются два списка по видам деятельности. Приложения, где прописаны виды деятельности для тех, кто решит строить бизнес по патентной системе налогообложения, но с нулевой ставкой на ближайшие два года, длиной списка. Курихинский – длиннее. И составлен с большей заботой о развитии самозанятости. Вот в губернаторском законопроекте нет льгот для тех, кто решит реставрировать ковры, или шапки, или куртки. Не подумали ни в министерстве экономики, ни в налоговой инспекции и о тех, кто вяжет на дому или ремонтирует обувь, телевизоры, автомобили, приходит чинить электропроводку и сантехнику, стеклит балконы, обрезает яблони и виноград. Да много каких видов деятельности, годных для того, чтобы человек сам, в одиночку, без привлечения наемных работников, ими зарабатывал на жизнь своей семьи.
Есть, конечно, в этом приложении для тех, кто с патентом, у Сергея Курихина и экзотика. Например, услуги, связанные с ведением охотничьего хозяйства и охоты. Но с другой стороны, почему одному человеку, официально зарегистрированному в налоговом органе, не заняться выслеживанием кабана или лисы, чтобы направить по их следу приехавших из города охотников? Тем более что в губернаторском законопроекте есть не менее экзотический вид производственной деятельности – «охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях». И я бы на месте депутатов прямо в следующий четверг на рабочей группе эту экзотику выбросила от греха подальше. Иначе вдруг кому в голову полезут дурные мысли про то, что это лично губернатор покровительствует каким-нибудь частным охотничьим угодьям.
Производство сахара я бы тоже не доверила начинающим предпринимателям из-за сложности технологий. Да и производство чая и кофе. А всё это есть в приложении к губернаторскому законопроекту, который уже прошел первое чтение. Ну нельзя с ними принимать законопроект.
Честно говоря, все законопроекты других областей, которые я прочитала, были яснее двух наших. А еще обидно, что в наших нет такой расшифровке деятельности, как в Челябинской области, например. Где налог не будут платить те, кто оказывает услуги медсестер, организует деятельность туристических лагерей, клубов, библиотек, музеев, зоопарков и работает в других полезных для общества направлениях.
[кстати сказать]
Мне надо, чтобы не было больших выпадающих доходов
Владимир Пожаров, министр экономического развития правительства Саратовской области:
Законопроект, который внес Сергей Курихин, не будет работать в этом году. Потому что ОКВЭДы (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), которые там прописаны, вступят в силу только в 2016 году. Это первое. Второе: Сергей Георгиевич пытался освободить максимально большое количество видов деятельности от налога, в том числе производство боеприпасов, алкоголя, табака. Мы, возможно, исходили из разных задач, когда готовили законы. Я смотрю, как дать возможность выйти и работать по нулевой ставке для тех, кто находится в тени. А если очень широким закон сделать, то может получиться, что ИП Петров, у которого есть бизнес и который давно зарегистрирован и не подходит под нулевую ставку, может зарегистрировать ИП Петрова на свою жену. И она возьмет в аренду всё, что есть у ИП Петров. Роста малого бизнеса в этом случае не произойдет, но бюджет получит выпадающие доходы. Мы посмотрели, сколько каждый вид деятельности нам дает в копилку, вес каждого виде деятельности, и увидели, что можем потерять 700 миллионов рублей выпадающих доходов. Но мне надо, чтобы не было больших выпадающих доходов. И мне хочется создать пряник вывода из тени.
Мы процедуру регулирующего воздействия запустили еще перед Новым годом. Мы обязаны сначала ОРВ пройти, а потом нести законопроект в думу. А депутат Курихин должен был по закону сначала в думу внести свой проект, а потом уже дума должна была отправить его на ОРВ. Вот почему получилась накладка. Но мы готовы искать консенсус.
[кстати сказать]
Я за то, чтобы не смешить людей
Николай Семенец, председатель комитета по бюджетной политике Саратовской областной думы:
Получилось так, что у нас в думе сейчас два закона о нулевой ставке для начинающих предпринимателей. Но хочу сказать, что, хотя Сергей Курихин шумит, что не покладая живота трудился над своим законом, он один к одному переписан с закона Челябинской области. Ну ладно, пусть это остается на совести тех, кто готовил ему этот документ. Я думаю, Челябинск нам не предъявит за плагиат. Самое главное, что хочу подчеркнуть: в курихинском варианте нет никаких ограничений ни по видам деятельности, ни по количеству работников. Еще одно наблюдение: в приложении список направлений деятельности и по «упрощенке», и по патентам, подобран под него, честно говоря, туда и ритуальные услуги вошли, и развлекательные. Может, это, конечно, случайно получилось. Но у правительства волосы встали дыбом.
Мне лоббировать интересы свои или окружения нет никаких оснований. У меня бизнеса нет. У меня при рассмотрении законопроектов интересы области первыми стоят. Моя позиция – сделать закон таким, чтобы мне потом совесть не жгло, что виновник лоббирования чьих-то интересов. Я ставлю себе задачу поддержать стимулирование тех видов деятельности, которые в области не получили развития, но могут принести экономический эффект. И скажу, что в отличие от других регионов мы ушли вперед по освобождению бизнеса, чтобы не задушить его, не загнать в тень. Вот приняли недавно закон по патентам, в котором не стали всех ставить под одну гребенку. У нас нет одной шкалы и одного норматива для разных видов деятельности и территорий. У нас есть группы. Благоприятные условия для ведения бизнеса – первая группа. Это в Саратове, например. А дальше дошли до поселков, учитывая условия для ведения бизнеса в них. Такой подход дает работать предпринимателям. Если говорить об «упрощенке», сначала у нас был равный налоговый платеж для всех. Отдай пятнадцать процентов, и всё. Сегодня разделили предпринимателей на три группы. Пять процентов, шесть процентов и семь – расписали так налоговую нагрузку. То есть те, кому требуются послабления, их получили. Не во всех регионах такая норма послабления существует. Тем более эти сборы составляют доходную часть бюджета области.
И если, зная, что есть вот эти льготные условия, посмотреть на то, что Сергей Курихин предложил повальное освобождение от налогов всех вновь созданных ИП, то всё по-другому заиграет. Закон будет действовать пять лет. У вас есть гарантия, что под эту льготу предприниматели не побросают свои предприятия и не начнут находить 90-летних стариков, чтобы делать их руководителями? Нет ограничений по доходности, по количеству работников – дробись, открывай новое ИП и свободен на два года. Вот что я вижу, если будет такой подход узаконен. Но другая беда в том, что мы, приняв закон в таком виде, уже не сможем наложить ограничений. Это будет нарушением конституционных норм. Никуда нам назад уже не попятиться.
Давайте посмотрим опыт регионов, которые приняли такой закон (их не много, только пять): не торопятся, видите, бежать. Вот, например, в Пензе налоговые каникулы устанавливают только по сельской деятельности, и по бизнесу, связанному с лесным хозяйством, а еще для тех, кто занят промышленным производством и научной деятельностью. Перечень расшифровке не подлежит. В Орловской области о патентной системе речи нет. Они приняли нулевую ставку только «на упрощенку». И устанавливают доходную часть. Первый год – не более 12 миллионов доходность, второй – не больше 24. Вот по Владимирской области шесть направлений деятельности только попали в закон. И распространяется закон Владимирской области только на предприятия, где численность не превышает пяти человек. Правительство наше тоже предлагало ограничение численности ввести. И налоговая советовала это сделать. Но, посоветовавшись, депутаты решили не ограничивать по численности новые ростки малого бизнеса. Моя позиция: надо понимать, что мы развиваем, чтобы следующий состав думы не сказал, мол, вот накрутили.
Курихинский законопроект оценку регулирующего воздействия получит 12 апреля и вернется в думу. Я попросил губернатора дать ему оценку. Мы не могли совместить обсуждение двух законопроектов. Они поступили в разные периоды. Вот сейчас закон, который поступил от губернатора, мы приняли в первом чтении. Давайте обсуждать с позиции рациональности и необходимости. Ведь даже принятый закон не догма. Жизнь вносить свои коррективы тоже будет.