За что и за кого платим?

Оценить
В вопросах начисления ОДН люди вынуждены разбираться самостоятельно

Новая система финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, раздражающая сегодня подавляющее большинство россиян, занимает в рейтинге коммунальных проблем всего лишь «почётное» второе место. Самыми острыми проблемами в сфере ЖКХ россияне считают начисление платы за уже предоставленные жилищно-коммунальные услуги. При этом особое место занимают вопросы, связанные с начислениями за ОДН (общие домовые нужды). Рейтинг проблем в коммунальной сфере, опубликованный на минувшей неделе, составило НП «ЖКХ Контроль».

Организация проанализировала 7,6 тысячи обращений граждан, поступивших в подразделения партнёрства в 71 регионе страны. Каждое 10-е обращение касалось платежей за ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды.

В платежах за ОДН самой большой проблемой для населения России является неясность процесса начисления. В отличие от взносов на капитальный ремонт эти платежи действительно практически никому из россиян не понятны. И разобраться в том, из чего складываются цифры в ежемесячных платёжных извещениях, гражданам никто не помогает. Ни управляющие жилищные организации, ни ресурсопоставщики, ни чиновники. Даже специалисты Госжилинспекции не проявляют должного рвения в просвещении населения и стремлении внести ясность в этот наболевший уже вопрос. Скорее, наоборот – в попытках якобы объяснить, что к чему, запутывают пытливых граждан ещё сильнее. «Заволокичивают» процесс настолько, что они теряют терпение и перестают бороться.

«Умные» советы экспертов «читать законы» тоже проблему не решают. Ни один закон в нашей стране не написан так, чтобы обывателю его можно было легко и сразу правильно интерпретировать. Юристы и судьи даже вынуждены долго думать, прежде чем понять, что же имел в виду законодатель в том или ином нормативно-правовом акте. Люди же, не понимая, почему они платят так много за какие-то там ОДН, живут с ощущением, что их постоянно грабят.

ОДН должно стремиться к МОП

Платежи за ресурсы, потреблённые на общедомовые нужды, конечно, не новшество. Понятие «ОДН» было введено ещё в 2006 году постановлением правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и заменило собой понятие платы за места общего пользования (МОП). А ныне действующее постановление № 354 значительно расширяет и дополняет 307 постановление.

Тем не менее нужно понимать, что ОДН – это не то же самое, что и МОП, где речь шла в основном о затратах электроэнергии на освещение подъездов и лестничных клеток (а также на работу насосных станций, лифтов и т. д.). ОДН – это прежде всего расчётная величина, определённая как разница между расходом по общедомовому прибору учёта и суммой потреблений коммунального ресурса всеми жильцами дома (по счётчикам или по нормативам), которая распределена между собственниками жилых и нежилых помещений пропорционально занимаемой площади. В идеальных условиях величина ОДН должна быть соразмерной величине прежнего платежа за МОП. Но в большинстве случаев между ОДН и МОП наблюдается серьёзный разрыв, что и вызывает недоумение и негодование российских граждан.

У собственников квартир в многоквартирных жилых домах, чьей обязанностью является оплата ОДН, возникают собственные объяснения причин возникновения этой разницы в величинах платежа. Люди подозревают, что коммунальщики (управляющие и ресурсоснабжающие организации), намеренно завышают суммы ОДН, включая в них в том числе задолженности неплательщиков или объёмы потребления запитанных от дома торговых ларьков. Приписки в счетах за ОДН граждане объясняют также и банальным желанием коммунальных организаций заработать, «делая деньги из воздуха».

Некоторые эксперты заявляют, что всё это, конечно, пустые домыслы, не имеющие с реальностью ничего общего. По их словам, люди просто не понимают, как считаются ОДН, и потому придумывают свои абсурдные версии. Однако винить людей в повышенной подозрительности нельзя. У жителей России богатый опыт общения с нечистыми на руку коммунальщиками, чиновниками и прочими ответственными лицами. Да и разве можно упрекать граждан в недоверии к структурам, в том числе и государственным, если они сами бесконечно это недоверие провоцируют? А результаты всевозможных проверок, прокурорских в основном, при этом то и дело выявляют факты незаконного начисления платы за ОДН.

С какого потолка свисает?

На минувшей неделе в нашу редакцию обратился житель Саратова пенсионер Эдуард Москаленко, который был недоволен суммами счетов за ОДН по электроэнергии и пытался удостовериться в правильности их начисления. Переписку с СПГЭС (ресурсопоставщиком, который выставляет счета потребителям напрямую, минуя управляющие жилищные организации) и с Госжилинспекцией Москаленко ведёт уже восемь месяцев. И до сих пор внятного ответа на свои вопросы саратовец не получил.

По его словам, с апреля прошлого года жильцы дома на улице Соколовой, 44/62, начали получать новые формы счетов за электроэнергию от СПГЭС, в которых появилась строка «ОДН». И всё бы ничего, ведь к самому наличию ОДН саратовцы тоже уже успели привыкнуть, только вот суммы новых счетов смущали. По словам Москаленко, произошло фактически удвоение тарифа на электроэнергию.

Проверить правильность расчётов у жильцов возможности не было. Как сказал Эдуард Москаленко, нельзя понять, «с какого потолка эти ОДН свисают». При этом, почитав 354-е постановление правительства и приложения к нему, Москаленко узнал, что в счетах в обязательном порядке должны указываться объёмы потребления ресурса (в данном случае электроэнергии) жилыми и нежилыми помещениями (по счётчикам или нормативам), а также данные общедомовых приборов учёта. Но в выставляемых счетах эти данные отсутствовали. А это значит, что поставщики электроэнергии могли постоянно «пририсовывать» дому какие угодно объёмы потребления ресурса на общедомовые нужды, понуждая людей их оплачивать.

Основания так полагать у жильцов дома по Соколовой, 44/62, есть. Им известно, что в их доме находится несколько нежилых помещений, занятых предпринимателями. Некоторое время к этому дому был подключен отдельно стоящий ларёк «Промтовары».

А так как СПГЭС заключило отдельные договоры с собственниками квартир и не имеет договора с ТСЖ, то все счета жильцам приходят напрямую, вместе с требованием оплачивать ОДН. Выставляет ли поставщик электроэнергии счета за потребление ресурса юридическим лицам в этом доме, не известно. Эту тайну не раскрывают ни СПГЭС, ни предприниматели. Может быть, и выставляет. Однако ресурсопоставщику, если он не указывает показания счётчиков и объёмы потребления ресурсов разными группами потребителей, ничего не мешает собирать повторно плату за нежилые помещения с жильцов под видом ОДН.

Ждите ответа, не ждите

«С этого и началась моя переписка с СПГЭС и ГЖИ, чтобы они привели в соответствие закону платёжные извещения и чтобы люди наконец увидели, из чего их счета складываются, – рассказывает Москаленко. – Причём я даже не просил и не надеялся на перерасчёт. Я просто хотел, чтобы всё было прозрачно и понятно».

Запрос в СПГЭС был сделан от имени ТСЖ, куда Москаленко обратился с устной просьбой разобраться с начислениями за ОДН. В запросе ресурсопоставщика просили о простых вещах – предоставить ТСЖ список всех юридических лиц, расположенных в доме, счётчики которых подключены к общедомовому счётчику. А также снимать показания общедомового прибора учёта вместе с представителями ТСЖ.

Ничего сложного. Наоборот, все требования логичны и резонны. Однако до сих пор из СПГЭС на эту просьбу не ответили ни письменно, ни устно. И это молчание вызывает массу подозрений у жильцов.

Чтобы как-то простимулировать СПГЭС идти на контакт со своими потребителями и исполнять в конце концов закон, Эдуард Москаленко попытался привлечь в помощники Государственную жилищную инспекцию Саратовской области. Туда было отправлено письмо с подробным описанием сложившейся ситуации буквально через пару месяцев ожидания ответа от СПГЭС. Однако надежды на поддержку Госжилинспекции не просто не оправдались, а обернулись для пенсионера полнейшим разочарованием в нынешней системе государственного контроля за сферой ЖКХ.

Вместо того чтобы помочь жильцу разобраться в проблеме, инспекция, выждав разрешенные законом на подготовку ответа 30 дней, прислала письмо с разъяснениями на трёх листах как производится расчёт платы за ОДН. Об этом Эдуард Москаленко инспекцию не просил. Он уже давно всё прочитал в постановлении правительства, откуда заботливые сотрудники ГЖИ области сделали для него аккуратные выписки.

А вот на вопросы по существу – о необходимости проверить правильность начислений в выставленных счетах – инспекторы ответили, что сделать этого они не могут, потому что заявитель не предоставил платёжки. Всё верно, платёжки в этом случае действительно нужны. Но стоило ли ждать целый месяц, чтобы сообщить об этом подателю заявления?

Повторное обращение Москаленко в Госжилинспекцию было более результативным. Получив копии счетов за электроэнергию, инспекторы были вынуждены их проанализировать. И анализ этот действительно выявил нарушения. В частности, обнаружилось, что при распределении общедомовых нужд СПГЭС в доме по Соколовой, 44/62, не учитывало площадь нежилых помещений. Каких именно, ГЖИ не пояснила. То ли речь шла об офисных и торговых помещениях, то ли о тех, что входят в состав общедомового имущества. А может быть, о тех и других вместе. Что бы там ни было, но Госжилинспекция выдала СПГЭС предписание на устранение выявленных нарушений, о чём письмом через 30 дней сообщила Эдуарду Москаленко. А потом уведомила его, что нарушения были устранены.

«На самом деле ничего устранено не было. В платёжках от СПГЭС в январе уже 2015 года появились строчки с данными общего объёма потребления по дому, отдельно по квартирам и «всего ОДН». Сведения об объёмах потребления электроэнергии нежилыми помещениями, т. е. юридическими лицами, которые позволили бы проверить правильность расчётов по ОДН, по-прежнему отсутствовали. Но ГЖИ этот факт, похоже, совсем не волнует, потому что они подписали акт о выполнении предписания. Не глядя или умышленно – не знаю», – рассказывает Эдуард Москаленко. И добавляет, что такое отношение чиновников Госжилинспекции к вопросу может означать и некую их заинтересованность в том, чтобы система начислений платы за ОДН продолжала оставаться непрозрачной, а коммунальные организации продолжали иметь возможность «делать деньги из воздуха».

«Как будто бы не боятся даже, что их заподозрят в сговоре с теми, законность действий кого они должны контролировать», – отмечает наш собеседник.

Не готовы, не хотят, не могут

В сговоре ли дело, в квалификации ли инспекторов или в нехватке специалистов и времени для оперативного проведения всех необходимых проверок, за недостатком информации мы судить не возьмёмся. Однако нельзя не отметить, что бюрократические проволочки, характерные для взаимоотношений Госжилинспекции с гражданами, никак не способствуют разрешению конфликтных ситуаций и проблемных вопросов.

Ну какой помощи от Госжилинспекции ждать, если, придя за консультацией по простому вопросу – посмотреть на формулу, по которой ТСЖ производит начисление ОДН, и сказать, верна она или нет, – гражданин не может получить от инспектора вразумительного ответа. Сначала инспектор долго смотрит на формулу, потом на сумму в платёжках, потом выдает, что «если сумма ОДН не превышает 300 рублей, то, скорее всего, расчёт правильный», и в конце концов предлагает написать заявление на проверку, которое инспекция будет рассматривать не менее двух недель. То есть с ходу определить правильность формулы, лежащей в основе расчётов ОДН отдельно взятого ТСЖ, инспектор не может? Несмотря на то что формула эта прописана в правилах предоставления коммунальных услуг и должна быть единой для всех?

В Госжилинспекции говорят, что лица, права которых, как они считают, нарушаются кем бы то ни было, могут обратиться в прокуратуру с соответствующими заявлениями. Но в прокуратуру, как показывает практика, обращается ещё меньшее число граждан, чем в ГЖИ. Причём количество заявителей несравнимо мало по отношению к количеству недовольных нынешней ситуацией в сфере ЖКХ. Как справедливо однажды заметили представители местных правозащитных организаций, «подавляющее большинство населения региона, столкнувшись с проблемой поборов через оплату ресурсов на ОДН, никуда не обращается. Никто уже не верит в то, что власти готовы или хотят решать эту проблему».

Перемена мест слагаемых

К имитации решения можно отнести и прошлогоднее заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который распорядился «привести в порядок начисление платы за пользование ОДН». Тогда говорили о том, что ОДН попросту отменят, и даже называли приблизительные сроки исполнения этого поручения. Сначала это был июль 2015 года, теперь говорят о январе 2016-го.

На самом деле ни о какой отмене платы за общедомовые нужды речи не идёт. Как поясняют эксперты, правительство РФ рассчитывает лишь прекратить противозаконное начисление ОДН, когда, помимо истинных общедомовых нужд (затрат на освещение, отопление, организацию работы лифта и проч.), жильцы вынуждены оплачивать долги неплательщиков-соседей и текущее потребление офисов и магазинов, занимающих первые этажи их домов.

Пресечь незаконные начисления планируется переводом ОДН из категории коммунальных услуг в категорию жилищных. Власти наивно убеждены, что таким образом управляющие жилищные организации получат стимул реально заниматься экономией ресурсов (устранять протечки воды, выявлять незарегистрированных потребителей и так далее), а не перекладывать расходы на жильцов, «присовокупляя при этом зачастую ещё и себе на карман».

В эффективность этой меры практически никто не верит. Обязанность оплачивать ОДН, по сути, никуда от жильцов не денется, потому что и жилищные услуги из своего кармана тоже оплачивают собственники квартир.