Феномен скорости, и только

Оценить
В отличие от китайцев россиянам спешить в строительстве жилых домов некуда

Едва ли не ежегодно Китай радует мир своими рекордами в скорости строительства и новыми технологиями, позволяющими эту скорость бесконечно развивать. Последнее ноу-хау, предложенное прогрессивными китайскими строителями, позволяет строить дома с помощью специального 3D-принтера из строительного мусора. Говорят, с помощью этой технологии можно в сутки строить по 10 домов площадью двести квадратных метров каждый.

Несколькими годами ранее китайцы внедрили и успешно сейчас используют технологию, по которой за неделю возводили строение в четырнадцать этажей, а за две недели, соответственно, ставили 30-этажное здание. В Интернете сейчас очень много роликов, демонстрирующих ошеломляющую скорость китайского строительства. Мы показали один из них саратовским экспертам и спросили, почему так не строят у нас (www.youtube.com, запрос в поисковой строке: «Китайские строители возвели 30-этажный дом за 360 часов»).

В Китае понимают, что людей надо обеспечивать жильем

Китайские компании давно прославились своим быстрым строительством и высокой квалификацией строительных рабочих. Здесь постоянное повышение скорости возведения высотных зданий, по сути, государственная политика. Собственно, что ещё остаётся руководству государства с такими высокими темпами прироста населения? Людей необходимо обеспечивать жильём. Поэтому развитию скоростного строительства способствует множество факторов, в том числе и местные законы. Здесь, например, не такие строгие правила охраны окружающей среды, как в других странах мира, да и принципы работы на строительстве намного лояльней.

В настоящее время в Китае пользуется популярностью модульное строительство. Здесь прекрасно налажен серийный выпуск панелей-модулей. То есть в отличие от российского подхода на тамошних заводах делают не просто панели, а уже совершенно готовые полы, стены, своды, потолки, даже системы вентиляции. Всё это доставляется на строительную площадку, где рабочие просто скрепляют между собой узлы и модули, а потом сразу же выполняют художественные и отделочные работы.

Многие российские эксперты с большой долей скепсиса смотрят на китайские здания-конструкторы и сильно сомневаются в качестве таких строений. Китайцы же в свою очередь не только готовы гарантировать качество зданий, но также с уверенностью заявляют об их высокой сейсмостойкости. Проведённые тесты, мол, доказали, что здания, построенные по новой технологии, способны выдержать землетрясение мощностью 10 баллов.

За считанные часы

В ролике, который мы показали саратовским экспертам, можно наблюдать, как китайские строители буквально за 360 часов (о чём свидетельствует счётчик времени) возводят 30-этажный пятизвёздочный отель площадью 17 тысяч квадратных метров. В монтаже строения было задействовано всего 200 строителей и один башенный кран. В состав работ, совершённых в эти 15 суток, вошли также отделка и «начинка» здания.

Стоит отметить, правда, что отель возводился уже на готовом фундаменте, и его заливка в этих двух неделях не учитывалась. Тем не менее, сроки поражают воображение. По сути, здание не строилось, а собиралось из заранее произведенных элементов. Все крупные детали (стальные плиты разной формы и колонны с диагональными распорами, на которые опираются перекрытия) были изготовлены в заводских условиях задолго до начала стройки. Боковые панели были с заранее встроенными в них электрическими кабелями, воздуховодами, трубопроводами, тепло- и звукоизоляцией из минеральной ваты и даже с элементами внутренней отделки (светодиодные светильники, напольная плитка и стеклопакеты).

Другими словами, большая часть работ, в том числе по прокладке коммуникаций, была сделана на заводе. А с учётом того, что во всех деталях предусматривались штифты и пазы, процесс сборки получался довольно простым и лёгким. Если верить заявлениям разработчиков, погрешность при этом не превышала двух миллиметров, а значит, на монтаже не требовалось ни дополнительной подгонки, ни обмеров. В ходе возведения здания строителям нужно было просто соединить готовые и идеально подогнанные друг к другу части, затем после установки плит перекрытия поставить на место стены, протянуть элементы электросети и прочие коммуникации. Также монтировались лестницы и внешние стены 15-сантиметровой толщины. Технология наружной отделки стен была тоже максимально упрощена: на несущих колоннах предусмотрены крепления и для утеплителей, и для конструкций отопления и т. д.

Транспортировка элементов, как заявляют разработчики технологии, существенно облегчалась за счёт стандартных размеров готовых плит, складывающихся из типовых квадратных сегментов. Для возведения одного этажа требовалось порядка 36 сегментов, которые можно было доставить всего за восемь рейсов. Каждый этаж доводился почти до полной готовности, включая остекление, внутреннюю отделку, вплоть до расстановки мебели, и только потом начиналась сборка следующего этажа.

Помимо скорости, проект имеет преимущество в цене. Стоимость строительства отеля такого уровня и площади составила 17 миллионов долларов, что считается весьма экономным вариантом.

За последние годы в Китае с помощью этой технологии было построено несколько зданий разной этажности. Компания, владеющая технологией, намерена поставить скоростное строительство домов на поток. Здесь считают, что уже в ближайшем будущем станет возможным строить по 20, а то и по 50 домов в месяц.

И стимул серьёзный, и конкуренция

Яков СтрельцинОднако далеко не все российские эксперты-строители были впечатлены достижениями китайцев. Среди саратовских специалистов оказалось больше скептиков.

Яков Стрельцин, председатель правления ассоциации «Союз застройщиков», ректор Саратовской высшей школы недвижимости, заместитель председателя Фонда гражданского строительства и экспертизы им С. А. Калистратова, в эфире местной радиостанции на днях рассказывал о том, что при всей своей прелести, обусловленной в первую очередь низкой себестоимостью строительства и, конечно, скоростью, так просто на российскую землю китайские технологии не перекочуют.

По словам эксперта, китайцы ничего не делают просто так. Если, предположим, они захотят прийти на российский рынок (а они, по словам Стрельцина, хотят и даже уже находятся в стадии переговоров с российской стороной), то сделают они это только при гарантированном рынке сбыта. Как отметил в радиоэфире Яков Стрельцин, речь должна идти об обязательном выкупе как минимум одного миллиона квадратных метров, который они построят за год, например. В том, что им это сможет гарантировать какой-нибудь российский регион, есть большие сомнения.

С другой стороны, по словам Стрельцина, если китайский завод по производству строительных модулей появится в Саратовском регионе (что маловероятно, по мнению эксперта) или в одном из соседних регионов, то наш саратовский рынок непременно на это среагирует. Именно из-за цены и скорости строительства. И это будет серьёзным стимулом для развития рынка. Другой вопрос в том, как будут чувствовать себя при этом саратовские строительные компании и производители стройматериалов. По мнению Якова Стрельцина, чувствовать себя они будут не очень. Значительная часть местный предприятий, по его словам, просто закроется, не выдержав конкуренции.

Не всё то дёшево, что металл

Юрий ЗемсковНесколько иное мнение высказал Юрий Земсков, исполнительный директор ООО «Межрегионэкспертиза», в прошлом первый замминистра строительства и ЖКХ Саратовской области. Он тоже отметил, что китайцам потребуется гарантированный рынок сбыта, если рассматривать, например, их возможность прихода со своей технологией скоростного строительства в российские регионы. Причём гарантии им будут нужны государственные.

«Понятное дело, что наше государство на это не пойдёт и никаких гарантий по выкупу построенных метров частным компаниям давать не будет, – говорит Земсков. – Более того, если китайцы решат строить где-нибудь у нас свой завод по производству панелей и прочих сборных элементов, то они захотят, чтобы это делалось руками их рабочих. Другими словами, вопрос захода китайских компаний в российские регионы очень непрост. Мы просчитывали в правительстве варианты такого сотрудничества, и они нам показались неэффективными. Потребовалось бы решать множество вопросов, связанных с миграционным законодательством: регистрация, размещение, содержание китайских рабочих. Кроме того, вставал вопрос стоимости производства. Ведь всё, что на китайской территории выглядит дешёвым, в условиях российской экономики может оказаться в разы более дорогим. Надо понимать, что в Китае другие тарифы на энергоресурсы, другие цены на материалы, подходы к оформлению разрешительной документации, да всё там совершенно иначе. Если производство сборных элементов для строительства зданий будет организовываться на территории России, оно окажется очень дорогим. У нас изначально цена на металл, например, выше, и сейчас этот материал продолжает дорожать. Если же рассматривать вариант, когда все необходимые для скоростного строительства детали будут производиться в Китае, а сюда доставляться, то это выльется в огромные расходы на транспортировку. Возить-то они будут нашими российскими железными дорогами по действующим тарифам РЖД. В результате эти траты тоже будут заложены в конечную стоимость квадратного метра, что никак его не удешевит».

Что касается самой технологии строительства зданий по принципу сборки конструктора, то, по словам Юрия Земскова, она не нова. В России такой принцип – строительство на основе металлокаркаса – использовался давно и используется до сих пор. Правда, такой подход непопулярен в сфере жилищного строительства, но многие современные производственные и офисные здания построены именно так.

«Если говорить о скоростном строительстве и вообще о новых технологиях, то, на мой взгляд, думать нужно в первую очередь о цене, а не о возможном количестве квадратных метров. Кто все эти метры будет покупать? – рассуждает эксперт. – В нынешних условиях значительного снижения покупательской способности населения спрос на жильё будет сокращаться. Конечно, он не исчезнет совсем. Люди будут продолжать нуждаться в квадратных метрах, дома в конце концов изнашиваются, и жилищный фонд постоянно требует обновления. Но в ближайшей перспективе спрос на квадратные метры не будет таким высоким, каким он был ещё год-два назад. У людей нет денег на новые квартиры. Поэтому и наши строители в ближайшем будущем начнут сокращать объёмы строительства».

Разве это феномен? Наши тоже так могут

Леонид ПиснойЕщё один известный саратовский эксперт в области строительства, Леонид Писной, гендиректор ЗАО «Сара­товоблжилстрой», депутат Саратовской областной думы, посмотрев видеоролик о строительстве 30-этажного дома за 360 часов, вообще заявил, что ничего феноменального в китайской технологии скоростного строительства не увидел.

«Тут можно отметить три основных составляющих, которые дали возможность за такое короткое время выполнить такой большой объём работы. Это достаточное количество квалифицированных кадров, заранее подготовленные металлоконструкции и чёткая, грамотная организация труда. Думаю, что и саратовские строители при наличии этих трёх составляющих, а главное, заказчика, который за 360 часов работы смог бы отдать 340 миллионов рублей, способны были бы сделать нечто подобное, – уверен наш эксперт. – Было бы желание, как говорится. Кстати, в сборном железобетоне Саратовоблжилстрой способен за месяц смонтировать 30 этажей площадью около 7,5 тысяч квадратных метров. Это, по-моему, вполне сопоставимо с тем, что продемонстрировали китайцы. А если объединить усилия с Кронверком (ООО «Компания «Кронверк». – Прим. ред.), то этот показатель мы сможем удвоить. То есть за месяц, за 720 часов, мы построим 15 тысяч квадратных метров».

Леонид Писной согласился также с коллегами, считающими, что для жилищного строительства использование металлического каркаса не лучшая идея.

«Такая металлонасыщенность не благоприятствует созданию экоклимата в жилых домах, – отмечает эксперт. – Хотя это достаточно субъективный взгляд. В России как-то так сложилось, что здания из пространственного металлокаркаса в жилищном строительстве не используются совсем. В основном эта технология применяется в строительстве производственных зданий и очень редко – социальных объектов. На самом деле ничего нового в этой технологии нет. Здания из металлического каркаса и у нас достаточно широко использовались в строительстве производственных ангаров, цехов, в сельском хозяйстве. Но эти здания получаются более дорогими. Себестоимость строительства одного квадратного метра по этой технологии получается выше, чем у наших классических монолитных зданий, из сборного железобетона, ну или с ограждающей кирпичной и внутренней конструкцией. Поэтому широта применения металлокаркасного строительства на самом деле упирается в его стоимость. Она изначально выше традиционных классических технологий. Другими словами, зачем платить больше?»