«Пожелайте нам дождя»

Оценить
«Пожелайте нам дождя»
Фото Вера Салманова
Нынешней весной паводок плавно перетекает в засуху

Весенний паводок в Саратовской области проходит практически незаметно. По сведениям МЧС, в регионе подтоплен один мост на реке Медведице, ведущий к селу Атаевка Лысогорского района, «высота перелива» составляет семь сантиметров. Как рассказывают жители сельских районов, снег в этом году впитывается в сухую землю, так что «ни ручейка не течет». Собеседники опасаются, что скудное половодье не позволит запасти воду в прудах, являющихся единственным источником водоснабжения для некоторых сёл.

Где водицы напиться

«Паводок в нынешнем году небольшой. Атаевка на два-три дня ушла «в плавание», в Невежкино вода подошла к мосту и остановилась. Проезд мы на всякий случай закрыли, но мост остается неперелитым благодаря холодной погоде, – рассказывает глава Большекопенского муниципального образования Марина Новикова. – Плохо, что озёра остались незалитыми. Где скотину будем поить?» Как объясняет Марина Васильевна, в центре Невежкино есть два озера, питающиеся из родников. В этом году они не получили подпитки за счет талых вод, и уровень воды в них невысок. Вокруг села есть еще семь заливных озер, которые наполняются исключительно весной, когда Медведица выходит из берегов. В нынешнем году этого не произошло.

Как говорят сельчане, вместе со снегом растаяли и местные дороги – вернее, то, что от них оставалось. Дорога, ведущая от трассы Саратов – Балашов к селу Невежкино, была заасфальтирована в 1990 году. Как вспоминают жители, в середине нулевых, когда по территории Лысогорского района тянули международный газопровод, асфальтовое покрытие было испорчено. Жители жаловались куда могли. В 2009 году дорогу отремонтировали способом киркования: «Попросту говоря, асфальтовый слой вспахали и загладили катком. То есть наша дорога вышла из числа дорог из твердым покрытием, – говорит Марина Новикова. – А ведь по этой дороге ходит автобус до Лысых гор, в Невежкино примерно 50 личных автомашин, столько же в Больших Копенах. Первый вопрос, который задают мне на сходе граждан: а где же наш транспортный налог?»

«Такой весны мы за последние 30 лет не видели: ни одного ручейка не течет», – говорят в администрации Бессоновского муниципального образования Новоузенского района. Снега здесь почти не было, «за всю зиму один раз дорожки во дворах чистили». Талая вода ушла в землю, «даже луж не осталось, а что не впиталось – ветром повыдуло, апрель только начался, а у нас уже пыль столбом». Как рассказывают сельчане, в прошлом году паводок был умеренным, «все пруды мы удержали, запасли воду и для скота, и для полива огородов». Но прошлогодние запасы воды на исходе и пополнить их, судя по всему, не удастся. Пруды Бедный Ус и Таловский, которыми пользуются местные жители, заполнены всего на 33–34 процента от нормы. В селе есть колодец, но сельчане опасаются, что и подземные запасы воды оскудели: «Раньше в погребах по весне стояли грунтовые воды. Сейчас все погреба сухие». Как вспоминают в сельской администрации, лет пять назад уже была такая ситуация, когда местные пруды совсем пересохли: «Не хотелось бы повторения. Пожелайте нам дождя!»

«У нас пруды в критическом состоянии: 20–30 процентов осталось от того, что с осени закачали. Этого хватит, может быть, на неделю», – говорит глава Пограниченского муниципального образования Новоузенского района Анатолий Тимралиев. В целях экономии воды уличные колонки в селе работают не круглосуточно, а по графику. Жители спрашивают у администрации, стоит ли сажать огороды, ведь без полива летом овощи испекутся прямо на грядках. Сельские власти подали в районную администрацию заявку на закачку в пруды 450 тысяч кубометров воды из реки Узень – этого должно хватить на лето и будущую зиму. За электричество, необходимое для перекачки, нужно заплатить около миллиона рублей. В Пограничном полагают, что эти траты возьмет на себя областной бюджет.

Защититься и запасти

Перелюбский район пережил сильный паводок весной 2011 года. Тогда снежные запасы были совсем небольшими, и серьезного половодья никто не ожидал. Но в марте держались зимние морозы, а в начале апреля прошел сильный ливень. За двое суток выпала месячная норма осадков, по промерзшей земле вода скатилась в реки, Камелик и Сестра вышли из берегов. Размыло 21 земляную плотину. Пострадали шестнадцать сёл и хуторов, около 200 домовладений: вода разрушила хозяйственные постройки во дворах, зашла в дома, уничтожила полы, мебель. В селе Николаевка утонули более 100 коров. В селе Кучумбетово затопило школу, у местного фермера было уничтожено зерно, приготовленное для посевной. В Нижней Покровке залило мост, в Холманке вода размыла грейдер, сёла на неделю оказались изолированы от внешнего мира. Спасатели на лодках плавали по улицам, развозили продукты и медикаменты.

«В этом году снега было мало. Сейчас держится низкая температура, и влага вымораживается. Но мы ждем дождей», – рассказывает глава Целинного муниципального образования Татьяна Лобачева. Жителей поселка защищает земляной вал, насыпанный на берегу Камелика после разрушительного паводка 1957 года. По словам Лобачевой, местное сельхозпредприятие подготовило тяжелую технику, чтобы при необходимости укрепить вал. Три магазина завезли соль, спички, свечи, а также муку на случай, если прервутся поставки хлеба.

В степном районе весной две задачи – защититься от воды и удержать ее. Нельзя просто сбросить всю воду, иначе нечего будет пить летом. Целинный получает воду из Камелика (речка представляет собой каскад прудов). Сейчас подъем воды незначительный, излишки уходят по водосбросным трубам в обход плотины. По оценке Татьяны Федоровны, «запас воды хороший, мы рассчитываем, что уровень в водохранилище поднимется еще на метр». Поселок Новый, входящий в то же сельское МО, получает воду только из заливного пруда, «там воды маловато, на месяц хватит». В Новом живет чуть больше полусотни человек. Альтернативных источников водоснабжения здесь нет: в районе не имеется подземных вод, пригодных для употребления человеком. Каждое лето воду в Новый завозят из Целинного в бочках (расстояние между поселками – семь километров).

«Мы учли опыт 2011 года – подняли защитный вал, подготовили бригады, – рассказывает глава Кучумбетовского МО Радик Бикбаев. – Но воды как таковой нет. Земля еще с осени сухая, впитывает талую воду прямо на месте». Как полагает собеседник, вода, образовавшаяся от таяния льда на прудах, не сможет никуда уйти, и этих запасов сельчанам хватит на всё лето. Уровень воды в хранилище на Камелике здесь надеются поднять хотя бы на полметра.

Из весны в лето

В Саратове, по оценке муниципального предприятия «Водосток», весенний паводок завершился 30 марта. На «время пропуска паводковых вод» на предприятии создали круглосуточную диспетчерскую службу. За три недели от жителей поступило больше 120 жалоб на подтопление территорий, аварийные бригады выезжали на место, расчищали ливневую канализацию или откачивали воду там, где сток не оборудован. Напомним, что, по словам заместителя главы городской администрации Дмитрия Федотова, Водостоку было выделено на борьбу с паводком 1,5 миллиона рублей.

Как сообщает пресс-служба Водостока, «серьезных аварийных ситуаций удалось избежать», сейчас предприятие «приступило к подготовке сетей к летним ливневым дождям».

 


[кстати сказать]

В Калифорнии – как у нас

«Катастрофического половодья в России в 2015 году не ожидается», – заявил журналистам руководитель департамента Минприроды РФ Дмитрий Кириллов. По его словам, запасы снега в европейской части страны «близки к норме или даже ниже».

В стране созданы 174 аварийно-спасательных формирования численностью свыше 1,1 тысячи человек, в их распоряжении почти 340 единиц техники. По сообщению МЧС, во время подготовки к половодью отремонтированы больше 200 гидротехнических сооружений, для улучшения пропуска воды расчищены русла рек общей протяженностью больше 200 километров. В Архангельской и Вологодской областях, а также на Лене проводятся «ледокольные работы» на проблемных участках рек общей протяженностью свыше 700 километров. Министерству по чрезвычайным ситуациям помогает армия: в Центральном военном округе (ЦВО), в который входят 29 регионов Поволжья, Урала и Сибири, для борьбы с паводком сформировано 16 подрывных и девять поисково-спасательных групп. В эти подразделения включены более 200 военнослужащих (срочников и контрактников) и порядка 40 единиц техники – автомобили повышенной проходимости, плавающие транспортеры (ПТС-1), санитарные машины.

По прогнозам МЧС, паводок всё же может развиться в районе Северной Двины и Печоры, а также в Сибири и на Дальнем Востоке, где снежные запасы превышают 200 процентов нормы.

В Приморье из-за аномального потепления (температура здесь достигла летних значений – плюс 20–24 градуса) реки вышли из берегов, затопив больше 100 домов в городе Спасск-Дальний. На противопаводковые мероприятия в Приморье выделен 21 миллион рублей.

В Новосибирской области, по оценке Западно-Сибирского управления гидрометеослужбы, паводок может стать самым масштабным за последние пять лет. Напомним, что в 2010 году из-за половодья перекрывали федеральную трассу М-53 «Томск – Новосибирск», были затоплены жилые дома в районных центрах Искитим и Кочки, а также улицы на окраине Новосибирска. Примечательно, что как раз на днях (к началу нового паводка) в Сибирском федеральном округе завершилась выплата компенсаций жителям, пострадавшим от половодья в прошлом году. Из резервного фонда правительства РФ было выделено 5,3 миллиарда рублей. Людям, потерявшим жилье, выдано 365 жилищных сертификатов, восстановлена инфраструктура. Тем не менее, по официальным данным, невосстановленными остаются 60 мостов и 30 километров дорог.

Не все граждане доверяют официальным заявлениям властей о готовности к борьбе со стихией. Например, в Алтайском крае сотрудники ФМС, проводившие подворовый обход в деревне Быстрянка, обнаружили в документах записи о новых жильцах – Фёдоре, Галине и Зое. Оказалось, что местная жительница вписала в домовую книгу поросенка и двух коров, названных человеческими именами, а также индоутку и шесть куриц. Пенсионерка объяснила, что во время прошлого паводка погибла часть ее скота. На этот раз женщина решила оформить прописку всем животным, чтобы спасатели при эвакуации никого не забыли.

«В нынешнем году возникает угроза не паводков, а пожаров», – полагает губернатор Московской области Андрей Воробьев. По его словам, в Подмосковье прошедшая зима оказалась самой малоснежной за последние сто лет: выпало 40–50 процентов нормы осадков, по­этому риск лесных пожаров в регионе повышен. Подмосковное МЧС уже планирует противопожарные мероприятия на лето.

Возможно, жителей саратовского Заволжья, опасающихся дефицита воды, может подбодрить тот факт, что аналогичные проблемы есть даже в Калифорнии. Как сообщает The New York Times, губернатор штата Джерри Браун обязал поставщиков воды сократить подачу на 25 процентов. Ограничения затронут домовладельцев, фермеров и различные предприятия. «Времена, когда мы поливали опрятные зеленые лужайки каждый день, теперь в прошлом», – заявил губернатор. Подобные меры вводятся впервые в истории Калифорнии. Причиной стала засуха, продолжающаяся уже три года. Местные эксперты считают ее сильнейшей за последние 120 лет.