«Богатый познаниями глубокими...»

Оценить
В 30 лет он нёс на своих плечах почти всё российское министерство финансов

В литературных справочниках указано, что Взмётнев Пётр Алексеевич, один из русских поэтов начала XIX века, родился в 1791 году то ли в Саратове, то ли в Саратовской губернии. Попытка уточнить место и дату рождения этого литератора по хранящимся в Государственном архиве Саратовской области метрическим книгам не привела к успеху: до наших дней метрические записи двухвековой давности дошли, к сожалению, не в полном объеме, поэтому найти ответ на указанный вопрос не удастся никогда. Вообще о жизни Взмётнева известно не так уж много, причем порой одни источники противоречат другим.

Происходивший из семьи мелкого местного дворянина, Петр Алексеевич получил неплохое домашнее образование, позволившее ему в тринадцать лет стать канцеляристом Низовой соляной конторы – учреждения, распространявшего свои действия на всю Нижнюю Волгу и сыгравшего значительную роль в развитии нашего города. Контора подчинялась столичной власти, по аналогии с нынешним временем можно сказать, что это было учреждение федерального уровня, служба в котором была престижна. Вместе с тем необходимость зарабатывать средства в таком раннем возрасте может свидетельствовать о тяжёлом материальном положении семьи.

Послужив ещё в таких важных учреждениях, как Губернское правление и Губернский приказ общественного призрения, Взмётнев в 17 лет отправился в Петербург и оказался в штате Кабинета его императорского величества. Некоторые современники Петра Алексеевича считали, что его удачная карьера объясняется одним – редкостно красивым почерком. В те времена, когда документы многократно переписывались вручную, владение каллиграфией значило немало. Но не исключено и то, что Взмётнев смог получить рекомендации от влиятельных лиц.

В 1812 году Взмётнев начал службу в министерстве финансов – вначале в качестве секретаря, а затем начальника отделения канцелярии министра Д. А. Гурьева. И тут оказалось, что Пётр Алексеевич обладал не только восхитительным почерком, но и способностями даровитого и делового чиновника. Огромное трудолюбие, цепкий ум очень скоро сделали его ведущей фигурой министерства. Один их членов сената писал о Взмётневе: «В 30 лет от роду он был уже редактором финансовых программ, в которых опирался на школы политической экономики и на статистику европейских государств, он был вполне просвещённый человек, богатый познаниями глубокими. С этих пор он нёс на своих плечах почти всё министерство финансов...»

Но были и другие мнения. Некоторые злопыхатели утверждали, что влиятельное положение в министерстве финансов Взмётнев приобрёл благодаря тому, что закрыл глаза на весьма близкие отношения между своей женой и министром Д. А. Гурьевым.

Строя в Петербурге чиновничью карьеру, Взмётнев одновременно заявил о себе как о поэте. В журнале «Улей» появились стихи, басни, эпиграммы Петра Алексеевича. Известность получили его поэтические произведения «Любовь к отечеству» и «Песнь на победы П. Х. Витгенштейна». (Фельдмаршал Пётр Христианович Витгенштейн командовал пехотным корпусом в боевых действиях Отечественной войны 1812 года.) Некоторую популярность имела сатира Взмётнева «Польза медиков».

Среди вопросов, входивших в сферу деятельности Взмётнева в министерстве финансов, было составление таможенных тарифов, дела по винным откупам и поставкам, которые могли «открыть ему возможность к быстрому и незаконному обогащению». Судебного преследования Взмётнева не было, имя его не запятнано. Но когда в 1823 году с министерской должности Д. А. Гурьева отправили в департамент уделов министерства императорского двора, то Пётр Алексеевич перешел туда же. А через три года Взмётнев в чине статского советника вышел в отставку. «Изнурённый работой, усталый, геморроидальный, и, как думали, чахоточный», он уехал в Крым. Некоторые предполагали, что уехал умирать. Но оказалось, что за годы службы в министерстве финансов Взмётнев сколотил огромное состояние, позволившее ему успешно заняться сельским хозяйством и прожить в Крыму ещё полвека. Пётр Алексеевич окреп настолько, что стал активно заниматься общественными делами и даже на два срока избирался предводителем дворянства Таврической губернии.

В течение всей жизни Взмётнев не оставлял поэтического творчества, но к публикации больше не стремился. Как считают литературоведы, в его личном архиве, хранящемся в Институте русской литературы, есть довольно интересные художественные образцы. Нам же Пётр Алексеевич Взмётнев памятен и дорог как один из самых ранних поэтических голосов, зазвучавших на Саратовской земле.