Вредная затея

Оценить
Проблема у нас не с бизнесом, а с управлением экономикой

Вместо отдельного министерства по делам предпринимательства в России будет создана новая структура с рабочим названием «Институт развития малого и среднего предпринимательства». На минувшей неделе представители Минэкономразвития РФ рассказали прессе, что он будет создан на базе Агентства кредитных гарантий и МСП-банка и его задачей станет кураторство чиновников всех ведомств, занимающихся проблемами предпринимателей. Подчиняться эта структура будет напрямую правительству. Официально о создании Института планируется объявить 7 апреля на заседании госсовета по малому предпринимательству.

Новая межведомственная структура будет решать все проблемы малого бизнеса – как управленческие, так и банковские, говорят в министерстве экономического развития РФ. Правда, некоторые эксперты в благородные цели новой структуры не верят и видят в её создании прозаические причины: контроль над денежными потоками. Сами предприниматели на этом фоне думают о насущном – считают потери и строят неутешительные прогнозы. Для себя лично и для предпринимательства в целом.

Полный сюр

О назревшей необходимости создания в России отдельной структуры, которая занималась бы проблемами малого и среднего бизнеса, в конце февраля говорил вице-премьер Игорь Шувалов. Его слова о том, что нужно «синхронизировать деятельность различных структур, которые занимаются поддержкой бизнеса», были восприняты как поручение профильным ведомствам подготовить предложения по созданию такой структуры. Под структурой чиновники сразу поняли «министерство», которое Шувалов якобы велит основать на базе Агентства кредитных гарантий, МСП-банка (Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства), а также профильного департамента Минэко­номразвития. Идею подхватили средства массовой информации и начали активно обсуждать её с экспертами.

А эксперты высказывали разные мнения. Кто-то был однозначно за, потому что, мол, «министерство будет координировать действия многих структур, занимающихся поддержкой предпринимательства, выбирать лучшие практики в регионах и масштабировать их, а также оперативно выявлять проблемы, связанные с развитием малого бизнеса и принимать адекватные меры по их решению». Кто-то был против. Среди них, например, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов. Он заявил, что, прежде чем создавать какой-то новый управляющий и координирующий орган, неплохо было бысначала понять, что именно нужно делать для того, чтобы малый и средний бизнес действительно развивался. То есть некая управляющая компания (в том или ином виде) должна, по его словам, подбираться позже – под конкретные цели и задачи. А пока телегу, по словам Титова, предлагается поставить впереди лошади.

«Вся эта идея создать министерство, да ещё и на базе Агентства кредитных гарантий, да ещё туда МСП-банк влить, – это полный сюр, потому что это финансовые структуры, это институты развития. Их задача – заниматься проектами. Они делают бизнес-планы, они оценивают финансовое состояние предприятий, это банки, инвестиционные агентства, – говорил Титов. – Тогда как здесь нужна управляющая компания всем сектором малого бизнеса. Это прежде всего организационные функции, функции системные, налоговые, там огромное количество разных вещей, которые надо координировать. Как может банк заниматься этой работой? Мне кажется, что эта идея абсолютно нежизнеспособна».

По словам Титова, если уж и создавать какой-то специальный орган управления малым бизнесом в стране, то хотя бы на базе тех организаций, которые занимаются всем комплексом проблем развития бизнеса, и не только малого. И лучше всех, по его словам, из действующих ныне структур в эти проблемы погружено Агентство стратегических инициатив.

Институт заказывали?

Чуть позже прояснением ситуации занялся пресс-секретарь Шувалова Александр Мачевский. Он заявил, что слова его начальника были трактованы не совсем верно и что все сообщения о создании в России нового министерства по курированию малого и среднего бизнеса – большое заблуждение. По словам Мачевского, речи о создании нового министерства нет, и даже о создании какой-то новой структуры никто на самом деле не думает.

«Мы говорим об объединении функции поддержки малого и среднего предпринимательства на основе уже существующего Агентства кредитных гарантий. Шувалов поручил проработать именно этот вопрос», – сообщил Мачевский и пояснил, что было предложение по слиянию функций разных ведомств в один институт поддержки – как бы институт одного окна, «чтобы разбюрократить систему работы с малым бизнесом».

И вот спустя месяц Минэкономразвития РФ объявило о своих наработках в этом направлении. По словам представителей министерства, создаваемая структура будет наделена полномочиями ВЭБа (Внешэкономбанк), но только для малого бизнеса. Её создание позволит, мол, повысить уровень координации программ поддержки предпринимательства, сформировать систему «одного окна» в сфере поддержки малого бизнеса, создать единый центр кредитно-гарантийной поддержки, а также развернуть системную работу по формированию сети малых и средних компаний – подрядчиков для крупных государственных компаний.

Сейчас все предложения Минэкономразвития находятся на рассмотрении в правительстве РФ.

Большое заблуждение и скромные догадки

У анонсированного, но пока не созданного Института развития малого бизнеса тут же появилось много сторонников и поклонников. Они наперебой заявляют о «давно назревшей необходимости» в единой стратегии развития предпринимательства в России, о том, что всё, мол, разрозненно и нужно всё объединять. И что принцип «одного окна» – штука, конечно, очень бизнесу нужная. И что вообще институты развития малого бизнеса давно и успешно функционируют в других странах мира, а у нас почему-то до сих пор его нет. А в Америке, мол, ещё в 1953 году создали агентство по малому бизнесу, и оно напрямую подчиняется президенту. И нам вроде как тоже такое надо, чтобы напрямую президенту и премьер-министру подчинялось. Тогда, мол, чиновники к бизнесу будут относиться бережно, и бизнесу жить станет легче. А доверие бизнеса к власти очень надо повышать, и создание Института этому будет всячески способствовать.

На фоне восторженного воспевания каких-то непонятных взаимосвязей Института с доверием бизнеса к власти и его будущей лёгкой жизнью звучат и другие голоса. Это голоса сомневающихся в эффективности создаваемой структуры. Очевидно ведь, что с таким количеством проблем в сфере российского предпринимательства, в экономике страны в целом, которые мы имеем на сегодняшний день, одним только созданием некой невнятной структуры не справиться. Более того, есть мнение, что и не для решения проблем на самом деле учреждается то ли министерство, то ли институт. Намерение объединить в одной структуре всё, что связано с поддержкой малого и среднего бизнеса, по мнению ряда экспертов, – это всего лишь следствие подковёрной борьбы за денежные потоки, которые выделяются на эту поддержку.

 


[кстати сказать]

С каждым месяцем хуже

Пока чиновники делают вид, что занимаются проблемами бизнеса, создавая для него отдельный Институт развития, предпринимательское сообщество подсчитывает убытки.

В середине марта всероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» опубликовала очередные результаты своего антикризисного мониторинга. Они показали, что половина предпринимателей в России ничего хорошего для себя не ждёт в ближайший месяц. Более 70% субъектов малого и среднего бизнеса планируют сокращать издержки. Сокращать персонал в ближайший месяц собираются 25% опрошенных предпринимателей. Ещё 24% снизят расходы на заработную плату, 29% собираются изменить ассортимент, 24% и вовсе хотят провести переориентацию бизнеса.

При этом в предыдущие месяцы почти треть (28%) предпринимателей уже сократили численность работников. Столько же предпринимателей сократили уровень заработной платы. Рост зарплат при этом наблюдался только у 11% респондентов.

Снижение объёмов продаж из-за увеличения отпускных цен на товары и услуги отметили порядка 60% предпринимателей. Рентабельность товаров и услуг снизилась у 73% респондентов. Сокращение спроса на товары и услуги за последние три месяца наблюдалось у 61% опрошенных предпринимателей.

Около трети предпринимателей сообщили о росте задолженности перед поставщиками, по аренде и коммунальным платежам, по налогам. Критичными задолженностями респонденты называют долги перед поставщиками и перед своими работниками.

Большинство опрошенных предпринимателей (80%) отмечают увеличение ставки по кредитам за последние три месяца. Стоимость арендных платежей выросла для трети опрошенных предпринимателей (39%), а снижение отметили только 7% субъектов МСП. Количество проверок за последние три месяца не изменилось у 80% опрошенных субъектов малого и среднего бизнеса, и 18% говорят об их увеличении.

Главными своими проблемами предприниматели, участвовавшие в опросе «Опоры России», считают ослабление рубля и инфляцию, спад спроса на продукцию и дефицит финансовых ресурсов.

Наиболее эффективными мерами по борьбе с кризисом предприниматели назвали заморозку тарифов, отсрочку налоговых платежей или налоговые каникулы, кредитование субъектов МСП, снижение административного давления и повышение доступности государственного и муниципального заказа.

Трезвый взгляд из Саратова

Предприниматели Саратовской области, фиксируя изменения состояния своих предприятий под воздействием кризиса, решили пойти еще дальше и попытаться заглянуть в будущее страны. Будущее получилось вариативным.

Выпускники школы бизнеса «Диполь» (руководители и собственники предприятий) подготовили экономический прогноз развития России до 2020 года на примере Саратовского региона. В работе над документом использовалась методика, которую применяли эксперты международного экономического форума в Давосе. Всего было разработано четыре сценария развития малого и среднего предпринимательства, в основу которых закладывались различные исходные данные.

Самым пессимистичным получился сценарий под названием «Нефтяная изоляция». Картинка будущего в нём развилась как будто из реалий сегодняшнего дня. В нём Россия по-прежнему сосредоточена на экспорте углеводородного сырья. Международные санкции к России продолжат расширяться, налоги расти, рейтинги страны остаются на уровне «мусорных».

Регионы, в том числе и Саратов, в таких условиях деградируют: предприятия закрываются, растёт безработица, уровень зарплат снижается, чтобы выжить люди начинают торговать товарами собственного производства. Скудных местных бюджетов не хватает на решение социальных проблем, поэтому не только дороги не ремонтируются и не строятся, но и мусор с улиц не вывозится. Инфраструктура тоже ветшает. Выправить ситуацию не помогает даже легализация игорного бизнеса, устроенная федеральной властью в «помощь» региональным бюджетам. Малый бизнес полностью уходит в тень.

Чуть лучше будущее выглядит в сценарии «Повторение пройденного». Здесь прогнозируется смягчение отношений России с западными странами. Снятие части санкций и снижение налоговой нагрузки создают условия для увеличения активности в деловой среде. В Саратове открываются новые кафе и магазины. Растёт потребительский спрос на самые разные услуги и товары, в том числе на эксклюзив. В целом малый и средний бизнес развиваются. Хотя проблема коррупции останется нерешённой.

Надежды на здравый смысл российского руководства породили третий сценарий развития малого и среднего бизнеса в России под условным названием «НЭП XXI века». Здесь, при сохранении ряда существующих факторов (например, напряжённых отношений с Западом), государству отводится роль заботливого отца. Правительство РФ, согласно этому прогнозу, возьмёт курс на широкую поддержку отечественного бизнеса и даже будет ему следовать. Снизит налоги, введёт пятилетние налоговые каникулы для малого бизнеса, изменит систему их распределения, оставив большую часть сборов в местных бюджетах. Отношения с западными странами постепенно налаживаются, вследствие чего санкции несколько смягчаются.

В Саратовской области активно развивается аграрный бизнес: люди перебираются из городов в сёла, открывают там семейные фермы. Успешно развиваются предприятия всех отраслей. Саратов преображается – денег хватает и на уборку улиц, и на реставрацию исторических зданий.

Самым оптимистичным получился четвёртый сценарий – «Шаги к расцвету». Здесь всё как в сказке: отношения с Западом налажены, санкции сняты, идёт успешная борьба с коррупцией, экономика страны растет.

В Саратовской области появляются высокотехнологичные аграрные комплексы. Студенты стажируются в Голландии. Продукция саратовских заводов экспортируется в Европу и Азию. По Волге вновь ходят быстроходные пассажирские суда.

Этот же сценарий предполагает серьёзные качественные изменения в федеральной власти. Президентские выборы 2018 года, мол, существенно изменят отношение к России в мировом сообществе.

Как пояснил нашему изданию Владимир Видро, руководитель и основатель школы бизнеса «Диполь», эти сценарии планируется обсудить в пресс-центре Торгово-промышленной палаты Саратовской области с привлечением широкого круга экспертов и представителей региональной власти.

«Дело в том, что сам малый бизнес не может влиять на сценарии, а вот региональные власти в определенной мере могут повлиять, – говорит Владимир Видро. – Есть возможность корректировать условия работы малого бизнеса. Сюда же относятся и инфраструктура, и налоги, и внешние связи, и многое другое».

На наш вопрос о том, нуждается ли малый и средний бизнес сегодня в какой-то отдельной структуре во власти, которая бы помогала бы ему решать проблемы, у нашего собеседника был четкий ответ: такой необходимости сейчас нет.

«Дополнительные органы управления малым бизнесом я считаю вредной затеей. Сейчас уже есть достаточно и министерств, и институтов, и общественных организаций, и омбудсменов. Новые органы окажутся только дополнительным звеном в цепочке принятия решений и будут тормозить их. Проблемы у нас не с малым бизнесом, а с общей структурой экономики и системой управления ею», – не скрывает своего мнения Владимир Видро.