Что не Майями, то не Майями

Оценить
Что не Майями, то не Майями
А как хорошо всё начиналось! Набережная, как было уверено начальство, выстроена на века. Фото Вера Салманова
Недостроенная новая набережная будет закрыта для горожан, как опасный для жизни объект

В минувшую пятницу депутаты Саратовской областной думы, члены областного правительства и представители городской администрации силились понять, как их занесло в отношения с фирмой «Саратовгесстрой», испортившей такой амбициозный проект, как строительство набережной в областном центре.

Волновало собравшихся то, как из этих отношений выходить сухими и что теперь, собственно, делать с недостроенным и уже разваливающимся объектом. После полуторачасовых раздумий решения наметились: доступ к набережной ограничить, с фирмой судиться, искать другого подрядчика.

Ипатов подсунул

О том, «как докатились до жизни такой», собравшимся на заседание рабочей группы по вопросу эффективности расходования бюджетных средств в ходе реконструкции берегоукрепительных со­оружений Волгоградского водохранилища в районе города Саратова от ул. Бабушкин Взвоз до ул. Большая Садовая, выполняемой ЗАО «Саратовгесстрой» (так официально называлось мероприятие), напомнил и. о. председателя областного комитета капстроительства Николай Якубович.

По его словам, контракт с ЗАО «Саратовгесстрой» был заключен в конце 2007 года и должен был длиться до конца 2010-го. За это время и за сумму в 2,2 миллиарда рублей подрядчик обязался обустроить новую набережную Саратова в две очереди. Якубович подчеркнул, что губернатором Саратовской области в то время был Павел Ипатов. Этот факт в процессе обсуждения упоминался ещё несколько раз. А потом и вовсе было прямым текстом заявлено, что именно Ипатов подсунул областной думе и правительству этого подрядчика.

За три года справиться с принятыми на себя обязательствами Саратовгесстрой не успел, поэтому контракт продлили до конца 2013 года. По условиям сотрудничества, которые были то ли установлены законом, то ли самим правительством, то ли достигнуты в процессе переговоров с подрядчиком, фирме-исполнителю заказа на строительство набережной власти должны были ежегодно перечислять аванс в размере 30 процентов от той суммы, которая была предусмотрена на выполнение берего­укрепительных работ в текущем году. Такие тридцатипроцентные платежи осуществлялись все шесть лет, и к концу 2013 года, по словам Якубовича, сумма неотработанного Саратовгесстроем аванса составила свыше 170 миллионов рублей. С этими цифрами не всё очень ясно. По словам того же Якубовича, в Саратовгесстрое считают, что не отработали они только 94 миллиона. А в судах лежат иски со стороны областного правительства к Саратовгесстрою на 117 миллионов рублей.

В любом случае за шесть последних лет своих обязательств ЗАО «Саратовгесстрой» перед региональным правительством не выполнило – набережную не построили, деньги не освоили. За что и получили в конце концов письменную претензию, а затем и заявление о намерении властей расторгнуть контракт. Кстати, контракт, срок действия которого должен был истечь в декабре 2013 года, был продлён-таки в 2014 году. Хотя на тот момент компания уже фактически находилась в процедуре банкротства и под внешним управлением, назначенным Арбитражным судом.

Однако, как рассказал Якубович, в октябре 2014 года руководство предприятия заявило о том, что решило свои финансовые вопросы и уже в состоянии закончить начатое строительство саратовской набережной. С ЗАО «Саратовгесстрой» было заключено мировое соглашение, а действие контракта продлено до конца 2016 года. Тем не менее, строительные работы с тех пор не возобновились, да и споры в Арбитражном суде не останавливались.

По словам Якубовича, на претензии к низкому качеству проведённых работ, результатом которых стали провалы в бетонном покрытии пешеходной зоны набережной, Саратовгесстрой пока не реагирует.

Канчер заставил

Вопросов у участников заседания накопилось множество. И практически по каждому пункту истории взаимоотношений власти и подрядчика. Большая часть их сводилась к возгласам «как допустили?!» и «куда смотрели?!». Но были вопросы и по существу. Например, депутатов-строителей Леонида Писного и Сергея Курихина интересовало, почему никем не было проверено качество стройматериалов, которые применял в своей работе Саратовгесстрой. Бетон, мол, который рассыпается в руках, должен был быть отбракован ещё до начала работ. Причем депутаты-строители говорили так уверенно, как будто бы у нас в Саратовской области принято всякий раз проверять качество стройматериалов при строительстве объектов на бюджетные деньги.

Якубович оправдывался тем, что в документах подрядчика все данные о качестве бетона имелись, и необходимости проведения экспертизы на тот момент власти не видели. Однако Писной настаивал, что такая необходимость есть всегда, что, мол, проверять то, что заявляет в своих документах подрядчик, нужно обязательно. Его поддержал депутат Сергей Кузнецов, который заявил, что комитету капстроительства надо было обратиться в Ростехнадзор, чтобы тот дал свое заключение по бетону. «Он должен был взять пробы и сравнить качество бетона с его маркой, потому что паспорт любой приложить можно», – объяснил Кузнецов.

Возмущения депутатов и их причитания по поводу того, где теперь брать деньги и время на исправление допущенных при строительстве ошибок, а главное, кто это должен делать, Николай Якубович попытался сгладить заявлением, что новая набережная, что называется, «на гарантии», которая действует в течение двух лет и после расторжения контракта с фирмой-исполнителем. То есть все технические ошибки «нужно устранять за счёт подрядчика».

Это вызвало новую волну негодования. Участники совещания заявили, что на счетах ЗАО «Саратовгесстрой» уже пусто, что компания практически банкрот и что никаких обязательств перед областным бюджетом эта фирма выполнять, очевидно, не собирается. По данным Леонида Писного, сумма кредиторской задолженности Саратовгесстроя превышает миллиард рублей. Даже если бы компания и собралась исправить свои недоделки на набережной, ей по сути пришлось бы заново перекладывать всё бетонное покрытие.

Итак, компания уже была в стадии банкротства на момент пролонгации договора в декабре 2013 года. Депутатов областной думы очень заинтересовало, что же заставило региональное правительство решиться на продолжение отношений с этой фирмой. Якубович ответил чётко: заставил Сергей Канчер (экс-заместитель председателя областного правительства). Он, мол, «чёрным по белому» дал указание заключить с Саратовгесстроем мировое соглашение, которое и означало продолжение сотрудничества ещё на три года.

Нужны «правильные» выводы

Депутат Сергей Курихин заявил в свою очередь, что руководство Саратовгесстроя, вероятнее всего, намеревается скрыться с бюджетными деньгами где-нибудь за границей – на Майами, например.

Это подозрение развернуло участников заседания к представителям правоохранительных органов, присутствовавших здесь же. От них для начала потребовали отчёта о проводимой работе в отношении Саратовгесстроя. Ведь, мол, очевидно же, что здесь реализуется какая-то не очень законная схема отмывания бюджетных денег.

Правоохранители сообщили, что в отношении руководства ЗАО уже возбуждено несколько уголовных дел, и расследование по ним в настоящее время ведётся, в том числе проводятся проверки финансовых документов. Ни о каких подробностях расследования никто, ясное дело, рассказывать не собирался. Но депутат Курихин не унимался. Он доказывал представителям следственных органов, что те якобы не всей информацией владеют и не знают важного. Или не хотят замечать. По словам депутата, ещё в рамках предыдущего уголовного дела, возбужденного в отношении ЗАО «Саратовгесстрой» в 2013 году, вскрылись занятные факты. Например, о том, что данная фирма через ряд подставных обналичивающих фирм вывела бюджетные средства, о чём свидетельствуют выписки со счёта компании. Данные, приведенные Курихиным, как показалось, не удивили представителей следствия. А вот осведомлённость депутата о материалах ещё не закрытого уголовного дела удивила очень.

Курихин парировал, что эта информация есть уже у всех – и у депутатов, и у средств массовой информации, а вот органы следствия, по его словам, почему-то упорно не хотят обращать на неё внимания.

Вообще надо сказать, что к следователям, несмотря на их партизанское молчание, на прошедшем заседании внимание было повышенным. Чиновники и депутаты буквально требовали от представителей правоохранительных органов ускориться в расследовании всех заведенных в отношении Саратовгесстроя дел и прийти уже к «правильным» выводам. Следователи искренне удивлялись и спрашивали, что же они могут сделать, если уже выполняют свой долг и действуют в рамках правового поля. Им посоветовали привлечь к расследованию больше своих специалистов. Эту просьбу правоохранители обещали постараться выполнить.

Забота о деньгах и о людях

От разговоров о том, кто виноват, участники встречи всё же постепенно перешли к разговорам о том, что делать. А делать, по мнению большинства строительных экспертов среди депутатов Саратовской областной думы, нужно независимые экспертизы проведённых работ на набережной и качества материалов, использованных при строительстве. Это поможет правильно оценить всю тяжесть сегодняшнего положения дел, чтобы потом можно было чётче определиться со стратегией решения проблемы. Противников у этого предложения не было. Был только вопрос, кем и на какие деньги должна проводиться экспертиза.

Депутат Сергей Курихин заявил, что финансовые затраты на оплату экспертизы могли бы на себя взять «городские депутаты», то есть депутаты областной думы, избранные от городских округов. В качестве источников финансирования были названы сам Сергей Курихин и Леонид Писной, а также Алексей Мазепов и Альберт Старенко. Последнего в расчёт, правда, решили не брать, в связи с тем что «его финансовое положение – не очень».

Депутатов тут же принялись благодарить за щедрость и широкий жест. Особенно старался заместитель председателя областного правительства Валерий Сараев. «Мы должны вместе решать возникшие проблемы, – заявил он. – Хорошо, когда есть такие неравнодушные люди. Думаю, у нас всё получится».

Официальной причиной животрепещущего интереса депутатов к проблемам с набережной названо не только спасение бюджетных денег, но и забота о безопасности горожан, которые гуляют по рассыпающейся набережной и каждый раз рискуют жизнью. Так что было принято решение ограничить их доступ к повреждённым участкам пешеходной зоны. Вокруг провалов и разрушающихся ступенек обещали поставить заборы.

Контракт с Саратовгесстроем однозначно будут расторгать. В то, что у фирмы удастся забрать уже отданные ей бюджетные деньги, никто не верит. Радуясь тому, что комитет капстроительства успел перечислить подрядчику не все деньги в рамках существовавших договорённостей (370 млн рублей за вторую очередь набережной остались лежать на счетах казначейства), депутаты и чиновники договорились о необходимости поскорей найти нового подрядчика.