«Тревожная стабильность»
Каждый четвертый работающий россиянин опасается, что в течение ближайших недель и месяцев его могут уволить с работы, а семь процентов уже столкнулись с сокращениями. Это выяснилось в результате опроса, проведенного социологами «Левада-центра». Десять процентов опрошенных заявили об урезании и задержках зарплаты, более двадцати процентов считают, что это может случиться с ними в нынешнем году. 38 процентов россиян называют рост безработицы одной из главных бед страны (также в тройку актуальных проблем входят рост цен и кризис в экономике).
Эксперты называют ситуацию на рынке труда «тревожной стабильностью». Такого же мнения придерживаются представители власти. По прогнозу Минэкономразвития, в этом году уровень безработицы окажется меньшим, чем в 2008–2009 годах, но реальная заработная плата сократится значительнее, чем во время прошлого кризиса.
Как отмечает саратовский министр занятости, труда и миграции Наталья Соколова, «мы не ждем резкого ухудшения ситуации в ближайшее время». С начала года безработными признаны 5,8 тысячи жителей региона. До апреля предполагаются к высвобождению 2,2 тысячи человек, что на уровне прошлого года. Большая часть увольнений планируется с промышленных и транспортных предприятий, а также из организаций, занимающихся операциями с недвижимостью. Свободных рабочих мест по-прежнему в два раза больше, чем безработных. Почти 70 процентов вакансий приходится на рабочие профессии. Требуются слесари, станочники, электрики, водители, кладовщики, повара, продавцы и т. д.
Портрет незнакомки на фоне кризиса
У безработицы сегодня женское лицо – молодое и интеллигентное. Перед кабинетом первичного приема сидят изящно одетые девушки. Очередь небольшая, но движется не быстро: при постановке на учет на оформление документов одного человека требуется 30–40 минут. Как рассказывают в отделе содействия занятости населения Заводского района, с собой нужно принести копии паспорта и диплома, трудовую книжку и справку о зарплате с последнего места работы, заверенную бухгалтерией. Как говорят специалисты отдела, у некоторых граждан, работавших у индивидуальных предпринимателей, бывают трудности с получением такой справки: дозвониться бывшему работодателю невозможно, а на дверях офиса висит замок. В таких случаях, как объясняют в отделе, безработные могут доказать «объективность причины непредставления справки» через суд.
В холле стоят столы с компьютерами, здесь безработные могут самостоятельно или при помощи диспетчера просмотреть базу вакансий службы занятости. Каждые две недели безработные, стоящие на учете, должны приходить к инспектору службы занятости на перерегистрацию и подбор вакансий.
Граждан, «испытывающих трудности в поиске работы», пригласили на специальное мероприятие под названием «социальная гостиная». Небольшая комната на втором этаже заполнена народом. В основном пришли женщины от 25 до 40 лет, серьезные и сосредоточенные. Соотношение представителей прекрасной и сильной половин человечества – 15 к трем. То ли мужчин увольняют в пять раз меньше, то ли они не слишком надеются на государственную помощь в трудоустройстве. Собравшиеся напряженно вглядываются в лица сотрудников отдела, сидящих в президиуме.
«Начинаются сезонные общественные работы. В апреле пройдет ярмарка вакансий: в горпарк требуются озеленители, операторы на карусели, уборщики территории. Вы продолжите стоять у нас на учете, будете получать пособие и зарплату по трудовому договору», – рассказывают специалисты отдела. Зал слушает молча. Судя по всему, правы эксперты, утверждающие, что экономический кризис «не достиг дна»: предложенные вакансии с возможностью физической работы на свежем воздухе ажиотажа не вызывают. Специалисты службы занятости мягко убеждают безработных подумать, отмечая, что «многие из тех, кто участвовали в общественных работах в прошлом году, остались довольны, сейчас заранее звонят и записываются».
Также безработных приглашают на бесплатное переобучение: можно получить направление на курсы парикмахеров, флористов, мастеров маникюра, поваров, садовников, электрогазосварщиков, охранников и т. д. Обучение длится от одного до трех месяцев, в это время выплачивается стипендия, равная пособию по безработице. По окончании курсов выпускники должны искать работу самостоятельно. Последними выступают представители управления соцзащиты с рассказом о помощи малоимущим семьям: гражданам может быть предоставлена субсидия на поддержку самозанятости от 5000 до 24000 рублей, а также материальная помощь в размере от 100 до 1000 рублей.
«Уволилась я по глупости. Пять лет работала юристом в областном суде, зарплата там небольшая, ушла в поисках лучшей жизни, но так пока никуда и не устроилась», – рассказывает одна из участниц «социальной гостиной», высокая блондинка модельной внешности. «Первое время искала работу по объявлениям в газетах и Интернете. Нарвалась на лохотроны: будущие «работодатели» требовали, чтобы претенденты на вакансии заплатили за обучающие книги или диски». В отделе содействия занятости девушке выдали направление на переобучение: она сможет освоить программу «1С: предприятие». Собеседница надеется устроиться кадровиком.
Другая участница рассказывает, что работала инженером на железной дороге (называть свои фамилии и фотографироваться безработные не хотят: объясняют, что не хотели бы афишировать свои непростые жизненные обстоятельства). В конце прошлого года женщину сократили. Она надеется при помощи службы занятости переобучиться на бухгалтера и вернуться на железную дорогу, «бухгалтеры там требуются всегда».
Мужчины настроены пессимистично. «Я работал в инкассаторской службе, еще в прошлом году зарплату срезали, а затем сократили», – рассказывает собеседник, отмечая, что под увольнения попали рядовые инкассаторы, административный персонал сохранил рабочие места. Мужчина стоит на учете в службе занятости несколько месяцев, но предлагаемые вакансии его не устраивают: «Зарплата всего 8 тысяч, да и то в 50 лет меня не хотят брать».
Слабое «среднее звено»
Как говорит начальник отдела Владимир Климонов, «ситуация сейчас спокойнее, чем в 2009 году, массовых высвобождений с промышленных предприятий нет». Первыми ощутили последствия кризиса работники банков и служащие частных компаний.
– Сейчас к нам зачастую обращаются руководители среднего звена: начальники отделов, руководители групп, ведущие специалисты, – рассказывает заведующая сектором трудоустройства Ольга Силкина. – Не могу сказать, что люди капризничают. Например, пришла девушка, на прежнем месте работы у нее была зарплата 27 тысяч рублей, на учете она простояла недолго, две недели, и с удовольствием пошла работать на 15 тысяч. Ипотека и кредиты – это огромная мотивация к труду. У многих эти платежи составляют больше 15 тысяч рублей в месяц.
Работник, уволенный по сокращению штатов, согласно Трудовому кодексу может получить компенсацию в размере среднего заработка за два месяца. В случае если человек не смог найти работу в течение трех месяцев, по справке службы занятости может получить средний заработок еще за один месяц. Однако безработных, сокращенных по всем правилам ТК, меньше, чем тех, кто увольняется по соглашению сторон либо по собственному желанию. Пособие по безработице рассчитывается в процентах от среднего заработка, указанного в справке с последнего места работы. Со времен прошлого кризиса суммы не менялись: в первые три месяца после увольнения пособие составляет 75 процентов среднемесячного заработка, следующие четыре – 60 процентов, далее – 45 процентов, но во всех случаях не больше максимальной величины пособия (4900 рублей) и не меньше минимальной (850 рублей). Те, кто впервые ищет работу, пытается возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (больше года), а также бывшие индивидуальные предприниматели и фермеры могут рассчитывать лишь на минимальное пособие.
Как отмечают в отделе, вакансий сейчас достаточно и для рабочих, и для высококвалифицированных сотрудников, «даже в районную администрацию требуется заместитель главы». Тем, кого трудоустроить не удается, могут предложить попробовать себя в бизнесе: выплата на открытие собственного дела составляет сейчас 58,8 тысячи рублей. Желающие пишут бизнес-планы, которые рассматривает комиссия, работающая в городском центре занятости. Как отмечает Владимир Климонов, во время прошлого кризиса безработные активно пользовались этой возможностью, сейчас саратовцы относятся к идее предпринимательства с осторожностью, да и бюджет для поддержки предпринимательства в этом году невелик.
[кстати сказать]
В этот кризис сократят не штаты, а зарплаты
По официальной статистике, в России насчитывается 1 миллион безработных, по методологии Международной организации труда их количество оценивается в 4,4 миллиона. Численность россиян, зарегистрированных в органах службы занятости, за февраль увеличилась на девять процентов, количество вакансий сократилось на 7,5 процента. «В какой-то момент эти кривые сойдутся – уровень безработицы станет равным числу предлагаемых вакансий. Вот тогда будет более тяжелая ситуация», – полагает заместитель главы Минтруда РФ Сергей Вельмяйкин.
Как отмечает заместитель директора Института глобализации и социальных движений Анна Очкина, в первую очередь увольнения коснутся работников «предприятий, которые уже давно были на грани банкротства, но удерживались за счет поддержки региональных властей». Частные компании избавятся от сотрудников, «которые занимались продвижением товара и рекламой – тем, чем занимаются в фирме, которая растет и развивается. Когда фирма пытается выжить, подобные работники становятся ненужной роскошью».
Как полагают эксперты Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, в отличие от прошлого кризиса 2008 года сейчас стоит ждать не масштабных увольнений, а сокращения зарплат: «В условиях большой инфляции работодатели могут даже не сокращать номинальную зарплату, а просто оставлять ее на прежнем уровне». По сведениям Росстата, реальная зарплата в феврале оказалась на 9,9 процента меньше, чем в феврале прошлого года. Задолженность по зарплате достигла 2,8 миллиарда рублей, за февраль долг вырос на 14 процентов.
В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования считают, что уменьшение доходов уже привело «к сильному торможению розничного кредитования».Розничные продажи продуктов сократились за февраль на 3,6 процента, непродовольственных товаров – на 10 процентов, впервые за последние несколько лет отмечено падение в потреблении услуг.