Выходные. Антикафе. Поэзия

Оценить
Литературные события, которые мы могли не заметить

На этой неделе на выходных неожиданно состоялись две встречи, имеющие непосредственное отношение к по­эзии, но не к отмечанию Года литературы. По иронии судьбы местом встречи стали модные в последнее время антикафе.

Однако, прежде чем перейти к рассказу о них, следует сказать о еще одном мероприятии, состоявшимся в среду. Оно так и называется – «Литературная среда» и проходит раз в месяц в «Honky Tonk». Чтецы (в основном молодые поэты) знакомят публику с современными, зачастую малоизвестными, но талантливыми авторами. Мартовская встреча – всего лишь вторая после долгого перерыва. И на этой встрече Михаил Богатов, организатор поэтического фестиваля «Центр весны», объявил примерную программу фестиваля. Продлится он в этот раз три дня, с 17-го по 19 апреля, каждый из дней будет завершаться поэтическими чтениями, днем же будут проходить творческие вечера и презентации сборников. Среди гостей фестиваля в этот раз ожидаются москвичи Сергей Шестаков с презентацией книги стихов «Другие ландшафты» и Анатолий Рясов с моноспектаклем «Притворство», самарцы Леонид Немцев с лекцией «Отличие восточной и западной поэзии» и художник Сергей Рутинов, который представит роман-комикс «Фанки-Фунги». Состоится презентация и у Михаила Богатова – романа «Имя твоё». Программа формируется, поэтому какие-то коррективы еще могут быть внесены.

Одесса, Одесса

В субботний вечер в «New York Coffee» было не протолкнуться – люди сидели чуть ли не на полу. Куривший на входе одессит Евгений Степанов, более известный по творческому псевдониму Ес Соя, говорил мне, что в этот раз формат будет похож, видимо, на квартирник – в Саратов он приезжает не впервые, сравнивать может. По аудитории в зале не сложно догадаться, какие стихи можно будет услышать: всего несколько парней и огромное количество девушек старшего школьного возраста. Разумеется, они пришли послушать романтическую любовную лирику известного сетевого поэта, который начинает вечер со стихов, ставших еще более популярными после того, как певцы Гуша Катушкин и Мария Чайковская спели «Эхо тысячи вокзалов», в которой слились эти произведения.

Выступление Евгения достаточно короткое – всего час. По пути он успевает отвечать на вопросы. Рассказывает, что любит Вертинского, но не Северянина, из русских классиков ему интересны также Введенский, Заболоцкий, Пастернак, Саша Соколов. Бродского не принимает, но понимает. Рассказывает, что его довольно часто просят оценить стихи, хотя читать все не удается, да и советов он никогда не дает. За исключением одного, и обращен он, скорее, ко всем выступающим поэтам: «Не читайте под музыку». Сам Ес Соя из множества примеров такого симбиоза искусств может назвать только один удачный: Вера Полозкова и ее группа. Саму Веру Евгений считает ни много ни мало поэтом, который, видимо, переживет свое время: «Это уже величина, человек, чьи стихи будут помнить энное количество лет, даже если она больше ничего не напишет».

А вот Одессу Соя, как он сам говорит, оценить не вполне может, так как не видит ее со стороны, хотя для него это город-легенда и «таких городов в мире десять, наверное, с которыми возникают определенные ассоциации при названии».

После выступления Ес Соя мы взяли комментарий у одного молодого человека:

– Впечатления очень хорошие. Вечер заставил меня задуматься, сделать выводы, ведь стихи очень чувственные, в основном о любви. Я думаю, это внесло вклад в мою жизнь.

– О чем вечер заставил задуматься?

– О любви, взаимоотношениях с противоположным полом, о друзьях, других людях, о том, что чувства важны и неосязаемы.

«Сейчас молодежь так не пишет...»

29 марта саратовскому по­эту и шоумену Алексею Машенцеву (Мару) исполнилось бы 40 лет. Алексей трагически погиб в автокатастрофе в 2003 году, невольно, как и многие поэты, предсказав свою гибель:

«Нелепой смертью в автокатастрофе
Погиб я и остался навсегда
Металлоломом вперемежку с кровью.
Где ж ты была тогда, моя звезда?..»

Эти строчки родились в 1991 году, когда поэту было всего 16 лет, а до трагедии оставалось долгих 12 лет. Друзья Алексея собрались в воскресный вечер в дневном кафе «Дружба», чтобы почитать стихи товарища и вспомнить любопытные истории, связанные с ним (например, как проголодавшийся Мар написал за три печеньки стихотворение). Впрочем, все-таки это личное для тех, кого Алексей «объединял, знакомил, злил, вдохновлял и вдохновляет до сих пор», как сказал в начале вечера Кирилл Захаров – близкий друг Машенцева, ныне доцент кафедры общего литературоведения и журналистики Института филологии и журналистики СГУ. Кирилл Михайлович рассказал и про то, как Машенцев попал на филфак, а не на мехмат, что было бы логичнее (Алексей окончил ФТЛ, тогда еще физико-математическую школу № 13): «Он попал под впечатление от компании, в которой были Максим Музалевский и Артем Зорин (ныне преподаватели той же кафедры. – Прим. ред.). Они, можно сказать, и сделали за него выбор. Он пошел поступать за компанию».

Давно знакома была с Машенцевым и Елена Генриховна Елина, профессор СГУ, проректор по учебно-методической работе: «Леша, конечно, сверкал. Необычный человек. Мне трудно сказать, насколько он был ярко одарен как поэт, поскольку он – человек из ближнего круга, человек, которого я любила и люблю. Всё, что он делал, мне дорого. Но то, что он был по-человечески одарен, очевидно. Первое стихотворение, которое я у него услышала, было «Сигарета собиралась жить дольше, чем хозяин сигареты». Сколько ему было лет? 17? Оно потрясло меня до глубины души. Я познакомилась с Лёшей, когда мне было чуть меньше, чем ему сегодня... Я на самом деле люблю его стихи, и, думаю, пришло время кому-то из студентов дать тему, связанную с лешиной поэзией. Сейчас молодежь так не пишет... Машенцевские стихи – это филологические стихи, филологическая поэзия. Они все основаны на том, что было им прочитано, а прочитал он в свои годы очень много. Он был культурным поэтом с богатой культурной традицией».