Революционная платежная ситуация

Оценить
Россияне не хотят копить на капитальный ремонт, чиновники на такой необходимости настаивают

Уже год в России действует закон о капитальном ремонте многоквартирных домов. В соответствии с ним главным и единственным источником финансирования всех ремонтных работ должны стать личные деньги российских граждан. Собственникам квартир в многоквартирных домах это условие не понравилось сразу. Люди протестовали и до вступления закона в силу, и после. На сегодняшний день жители множества российских городов массово отказываются оплачивать услугу, оказать которую им обещают зачастую через пару десятков лет. И саратовцы, как выясняется, эти общие протестные настроения поддерживают.

Крайне низкая дисциплина

На минувшей неделе глава фонда капитального ремонта Саратовской области (региональный оператор) Сергей Важнов рассказал на своей пресс-конференции о том, что в настоящее время средняя собираемость платежей за капремонт составляет всего 15–20 процентов от общего объема начислений. Это информация только по тем домам, которые оказались в так называемом «общем котле». То есть отчисления в фонд от жильцов этих многоквартирных домов (около 10 тысяч) аккумулируются на одном общем счёте. С октября по февраль в «общий котёл» регоператора поступило всего 25 миллионов рублей. Если учесть, что это платежи 20 процентов абонентов (собственников жилья), а их в общей сложности около 800 тысяч, то получается, что свыше 600 тысяч саратовцев на будущий капитальный ремонт не сбрасываются. То есть приходящие им счета не оплачивают.

Накопления на спецсчетах, открытых как на имя ТСЖ или ЖСК, так и на имя регоператора, идут несколько лучше. Правда, никакой официальной статистики по ним нет. Со слов Важнова известно, что в Саратовской области в общей сложности 2500 спецсчетов, и владельцем 1700 из них является региональный фонд капитального ремонта. Тем не менее, даже по условно своим спецсчетам регоператор информацией не владеет. Кроме той, что общая сумма накоплений на них с октября 2014 года составила 65 миллионов рублей. Сколько денег набрали остальные 800 многоквартирных домов и насколько высока в них платёжная дисциплина, неизвестно.

К нежеланию саратовцев копить деньги на капитальный ремонт в региональном фонде пока относятся спокойно и даже как-то снисходительно. Объясняют тем, что люди до сих пор не понимают смысла новых платежей, их важность и необходимость для спасения жилищ от необратимого обветшания. Никаких санкций в виде пени и штрафов к неплательщикам не применяют. И до истечения разрешённого законодательством срока ожидания (полгода) применять не планируют. Господин Важнов пока даже надеется в ближайшее время все-таки растолковать жителям региона, почему они должны выкладывать каждый месяц от 300 до 600 рублей за то, чего могут попросту не дождаться. В планах Важнова – поднять уровень собираемости платежей до 60 процентов уже к концу года.

Неравномерный заход

По сути власти полностью провалили информационную кампанию, в результате чего граждане так и не смогли понять, что это за новая платежка за услуги ЖКХ оказалась в их почтовом ящике. И проблема эта актуальна не только для Саратовской области. Похвастаться высокой собираемостью платежей за капремонт могут немногие субъекты РФ. Разве что Приморье. Фонд капремонта жилья в этом регионе накопил к середине марта 400 миллионов рублей, а до конца года, по ожиданиям местных властей, удастся собрать около полутора миллиардов. При этом отмечается, что в ноябре 2014 года сборы средств на капитальный ремонт домов не превышали 40 процентов, но уже с января уровень собираемости платежей вырос до 78 процентов.

Конечно, свою роль играет и тот факт, что региональные программы капремонта запускаются в субъектах Федерации с разной скоростью, соответственно, сборы средств с населения тоже идут неравномерно. Так, например, в Белгородской и Ивановской областях взносы на капитальный ремонт граждане делают уже с января 2014 года, в Саратовской – с октября, целый ряд регионов запустил программы капремонта и начал сбор денег с собственников квартир с января 2015 года. А в республике Карелия, например, сборы начнутся не раньше мая.

Сами не дураки

На самом деле люди не так глупы и наивны, как кажется некоторым представителям законодательной и исполнительной власти. Одним только непониманием сути программы отказ от оплаты нововведенных счетов не объяснить. Да и что там, в этой новой программе, непонятного? Схема же простая: люди копят определённые суммы и, когда подойдёт срок, оплачивают ими капитальный ремонт конструктивных элементов своих многоквартирных домов. Роль региональных властей, прописанная в законе, тоже ясна: они выступают координаторами и контролёрами процесса. Они законом поставлены следить за тем, чтобы население было озабочено сохранением своих жилищ в исправном техническом состоянии. Потому что государство эту сохранность домам обеспечить не может, а заниматься потом расселением ветхих домов, коими они обязательно станут без ухода и заботы, ему тоже неохота.

Но вдруг оказалось, что россияне саботируют платежи в первую очередь по причине недоверия к действующей власти любого уровня. Люди помнят, как до 2005 года с них тоже собирали деньги на капитальный ремонт, но никакого ремонта они не дождались. Все отложенные в те «кубышки» средства попросту растворились, а гражданам предложили о них забыть. Гарантий, что история не повторится, сегодня никто не даёт. Люди пытаются исправить положение. Вот в Башкирии пытаются через суд заставить региональные власти компенсировать оплаченные счета за капремонт, выставленные им до вступления в силу федерального закона.

Много вопросов у населения и к работе региональных операторов – организаций, управляющих фондами капитального ремонта МКД и по сути, техзаказчиков проводимых работ. Непрозрачность самой структуры, которую, как выясняется, никто не контролирует и которая законом освобождена от налогов, а также всей системы расходования собранных средств, вынуждает людей быть осторожными и не торопиться расставаться с кровно заработанными рублями.

А где справедливость?

Часть вопросов связана с тарифами. Они разнятся не только от региона к региону, но и от поселения к поселению внутри одного региона. Размер взносов по России варьируется от 2 до 10 рублей за квадратный метр. Например, в Санкт-Петербурге тариф составляет 2–3 рубля, в Братске 6–8 рублей, а в Волгограде 5,06 рубля за квадратный метр. В Саратовской области, как известно, тарифы для областного центра – города Саратова – определены в размере 6,33 рубля за кв. м, а для жителей Красноармейского района 2,45 руб. за кв. м. Многим такой разброс кажется несправедливым, хотя чиновники не раз доказывали его экономическую обоснованность. Более того, эксперты заявляли, что нынешние тарифы в разы ниже необходимых для решения проблем капитального ремонта многоквартирных домов. Реальные тарифы, по подсчётам специалистов, составили бы от 10 до 30 рублей за квадратный метр, в зависимости от исходного состояния каждого отдельного многоквартирного дома.

Еще один фактор несправедливости в протестных настроениях населения связан с очередностью. Региональные программы капитального ремонта рассчитаны на 30 лет. А значит, у кого-то этот ремонт будет произведен в 2020 году, а у кого-то аж в 2043-м. Граждане, особенно пенсионного и предпенсионного возраста, просто уверены, что им до ремонта не дожить, а значит, деньги они будут платить зря.

Технический осмотр дома и определение необходимых ремонтных работ вообще отдельная тема. План проведения капитального ремонта в Саратовской области, в который были включены абсолютно все многоквартирные дома, за исключением аварийных, определённых под снос, в своё время вызвал нешуточное возмущение граждан. И понятно, почему. В плане, например, были указаны дома, которых уже не существовало в природе, или расписан ремонт конструктивных элементов для отдельных домов, которых в нём просто не было (ремонт системы горячего водоснабжения в доме, где она отсутствовала изначально). Все заверения власти, что ошибки носят технический характер, оправдываются нехваткой людей и базы данных по домам и обязательно будут исправлены «по ходу дела», никого не успокоили. Но вопрос даже не в том, что чиновники якобы намеренно готовят почву для списания денег населения, а в том, что если власть признаётся в отсутствии технических возможностей грамотной организации, координации и контроля, то зачем она берётся за выполнение невыполнимых обязанностей?

Для отказа населения от уплаты взносов есть и экономические причины. И дело не только в том, что в условиях экономического кризиса и катастрофического снижения платёжеспособности населения у людей на счету каждая копейка. Дело в том, что граждане тоже умеют считать и не исключают, что при нынешней инфляции и обесценивании национальной валюты накопленных жильцами денег через 30 лет может хватить не на запланированные работы, а только разве что на буханку хлеба.

Пассивный протест и организованный

Недовольство населения навязанной обязанностью платить за капитальный ремонт в России приобретает разные формы. Помимо пассивного протеста, выразившегося неоплатой счетов, граждане протестуют организованно. Например, жители одного из микрорайонов Волгограда официально отказались подписывать договоры о формировании фонда капремонта в редакции, предложенной региональным оператором. Люди потребовали внести в эти договора свои поправки, в частности пункт, согласно которому в фонд капремонта должны были поступать проценты за пользование денежными средствами собственников. Ещё волгоградцы потребовали прописать в договоре обязанность регоператора по письменному требованию собственника в течение трех рабочих дней представить ему финансовые документы о расходовании внесенных собственником взносов. Кроме того, недовольные жители решили обратиться в прокуратуру с просьбой проверить на соответствие действующему законодательству договоры, которые рассылаются региональным оператором, и деятельность регионального оператора по взиманию денег с населения без заключенных договоров.

В Нижнем Новгороде призывами к отказу от оплаты счетов за капитальный ремонт занялись общественные организации. В частности, Союз собственников жилья Нижегородской области так и заявляет своим согражданам: «Не вздумайте оплачивать счета за капремонт!». Объясняют столь категоричную позицию общественники тем, что ни у кого из владельцев квартир нет свидетельства на право владения общедолевой собственности дома. Государство, по их словам, передало гражданам в собственность только квартиру, но никак не чердаки, лестничные клетки, крыши, подвалы, коммуникации и прочее.

«Вот пусть государство и несёт бремя содержания того, чем оно владеет», – заявляют нижегородские общественники. К тому же, по их словам, людям не дают на подпись договор на проведение капитального ремонта, на основании которого должны собираться средства. Но первый платёж по счету означает, оказывается, его заключение и добровольное согласие со всеми пунктами неизвестного документа.

Закон есть закон

В Саратовской области открытых призывов не платить нет. Но есть скрытые. Как рассказал на своей пресс-конференции руководитель регионального фонда капремонта Сергей Важнов, жители региона присылают регоператору заявления об отказе оплачивать счета, составленные «как под копирку». При этом, по словам Важнова, выяснилось, что «к гражданам приходили некие лица, представлявшиеся юристами и правозащитниками, и убеждали их, что от платежей можно отказаться». За свои услуги «помощники» брали по полторы тысячи рублей за каждое заявление. Важнов заявил, что всё это – факты мошенничества, и никаких законных оснований для отказа от платежей нет. Должников рано или поздно будут наказывать.

Способы наказания во всех регионах тоже разные. Людей пугают выселением из их квартир, пенсионеров – лишением положенных им по закону льгот. В Саратовской области, как рассказали в фонде, должников по прошествии адаптивных шести месяцев будут привлекать к ответственности через суд. Правда, потом представители регоператора, посчитав, видимо, в уме количество потенциальных исков, заявили, что сами они не готовы к такому развитию событий ни морально, ни физически. И это понятно. Если представить, что платёжная дисциплина, вопреки ожиданиям Сергея Важнова, не улучшится, и уровень сборов платежей сохранится в его сегодняшнем виде (15–20 процентов), то это значит, что фонду придётся подготовить и подать в суды как минимум 600 тысяч исков. Парализованным окажется вся остальная работа фонда, а если он сдюжит эту задачу, то парализует работу судов.

За бюджетный счёт

Программа капитального ремонта в Саратовской области стартовала не только сбором денег с населения. За счёт поддержки федерального центра начались и ремонты домов. В прошлом году в рамках программы их было отремонтировано 290 (крыши, лифты, инженерные коммуникации) в 25 районах области на сумму 318 миллионов рублей. Из них Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства было выделено 146 млн 500 тысяч рублей. Остальное поступило из средств консолидированного бюджета.

В текущем году запланирован кап­ремонт 700 домов. Министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин в начале года рассказывал, за чей счёт он будет проводиться. Поддержка федерального фонда, по его словам, определена в размере 83 миллионов рублей. С учётом муниципальных и областного бюджета на капремонт будет потрачено около 150 миллионов. Эти цифры, в рамках своей недавней пресс-конференции подкорректировал Сергей Важнов. Он заявил, что в этом году на капремонт 700 домов области потребуется 360 млн рублей. Собрать такую сумму, как отметил глава регионального фонда, вполне возможно. Но в случае чего, недостающее можно будет получить из областного бюджета. По его словам, если потребность в проведении ремонта превышает возможность регоператора более чем на 30 процентов, бюджет субъекта должен ее возместить и выделить денежную компенсацию. Таков закон.

Однако текущий год – последний, когда регионы могут рассчитывать на помощь из центра. С 2016 года с решением капитальных ремонтных проблем субъекты Федерации должны будут справляться самостоятельно. И тут, конечно, прогнозы совсем не утешительные. Во-первых, нет никакой уверенности в том, что люди «образумятся» и начнут исправно оплачивать счета. Скорее, наоборот, уровень платёжной дисциплины станет гораздо ниже. А во-вторых, возможности дефицитного областного бюджета вызывают опасения.

 


[кстати сказать]

Недовольство жителей России действующей системой финансирования капитального ремонта многоквартирных домов не осталось незамеченным. Буквально на минувшей неделе на рассмотрение Госдумы был внесён законопроект, в котором предлагается приостановить до 1 января 2020 года нынешнюю программу капремонта. Авторами законопроекта стали депутаты фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов, Николай Левичев, Сергей Доронин, Валерий Гартунг. В качестве аргументов в пользу временной «заморозки» они отметили и финансово-экономическую ситуацию в стране и активно выражаемое собственниками помещений недоверие к новой системе финансирования проведения капремонта.

При этом, по словам депутатов, уже накопленным населением деньгам можно найти более достойное в нынешних условиях применение. Например, деньги, находящиеся на спецсчетах ТСЖ и ЖСК, нужно позволить использовать так, как решит общее собрание собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. А средства на капремонт региональных операторов предлагается перечислить на счета управляющих организаций соответствующих многоквартирных домов и зачесть их в счёт оплаты услуг ЖКХ собственниками помещений.