Ток-шоу против игромании

Оценить
Ток-шоу против игромании
Саратовские гимназисты поговорили об игровой зависимости

Компьютерные игры часто становятся объектом критики. Ряд учёных считает, что они вызывают зависимость наравне с алкоголем и наркотиками. Другие утверждают, что игры способны развить определенные качества и компетенции. «Стать орком восьмидесятого уровня – это тоже своего рода карьерный рост», – говорят геймеры. А в это время чиновники и специалисты развивают комплекс превентивных мер, призванных уберечь подрастающее поколение от игромании. В минувшую пятницу состоялось тематическое ток-шоу «Цена игры».

Время проведения этого мероприятия вначале показалось несколько странным. 8:30 утра – ну какой геймер проснется к этому времени и воспримет урок жизни?! Оказалось, что беседа ориентирована на тех, для кого, так сказать, не всё еще потеряно. Встреча проводилась в саратовской гимназии № 3 для учеников пятых классов.

Второй интересный момент – формат проводимого мероприятия, обозначенный организаторами как «ток-шоу». Если уж и были в зале камеры, то только скрытые. Впрочем, по накалу эмоций эта беседа нисколько не уступала серьезным телевизионным ток-шоу. Ребята заинтересованно участвовали в обсуждении, подкрепляли свое мнение твердыми аргументами.

Когда спросили, может ли виртуальный мир заменить реальное общение, один из пятиклассников сказал:

– Мне кажется, да, потому что сейчас через Интернет можно сообщения отправлять, видео.

– Я не согласен. Переписка не заменит улыбку человека, ты не сможешь подарить ему настоящий подарок и так далее, – поспорил с ним сверстник.

– В далеком будущем можно будет передать через компьютер какие-то вещи, ощущения, – возложил надежды на технический прогресс первый мальчик.

– Знаешь, по фильму «Назад в будущее – 3» в 2014 году уже летали машины, но ничего этого сейчас нет. Через 500 лет на свете будет то же самое, что и сейчас. Может, только слегка изменится.

О негативном влиянии социомедийной и игровой зависимости рассказала начальник отдела межведомственных связей саратовского областного центра медицинской профилактики Маргарита Самсонова. По ее словам, четкого определения, что компьютерная зависимость – болезнь, пока нет, но это глубокая психологическая и психотерапевтическая проблема. «Но могу сказать, в Финляндии новобранцы проходят медкомиссию, и если у них обнаруживается компьютерная зависимость, то их сначала лечат психологи, а потом они уже идут в армию», – добавила эксперт. Во-первых, увлечение компьютерными играми создает большую нагрузку на глаза. К окончанию школы почти у 70 процентов играющих ребят возникают проблемы со зрением. Во-вторых, долгие часы перед монитором компьютера приводят к нарушению осанки, раннему искривлению позвоночника и остеохондрозу.

«Почему же так получается, что весь мир делает так, чтобы вы начали активно пользоваться компьютером, играми и как можно больше проводили времени у экранов мониторов? Вы знаете, по каким законам живет наш мир? В первую очередь по экономическим. Лучшие умы сидят в корпорациях, придумывают гаджеты и думают о том, как провести психологическую политику, чтобы вы все стали зависимыми людьми и приносили всё больший и больший доход на рынок этих услуг», – объяснила Маргарита Самсонова и призвала «не быть рабами».

Психолог регионального центра «Молодежь Плюс» Жанна Балова для вящей убедительности сравнила геймера с мышью, которую приучили «раздражать у себя центр удовольствия», и теперь она делает это безостановочно. А потом психолог рассказала жуткую историю про девочку из Китая, которая умерла от истощения прямо за компьютером. По одной из версий, девочка рассылала друзьям сообщения о том, что ей становится плохо, но оторваться от мигающего монитора не могла. После этого в игре была проведена виртуальная церемония похорон.

Безусловно, десятилетних ребят эта история задела за живое, и они возвращались с ней снова и снова. «Мне интересно, родителям этой девочки из Китая что, было всё равно, что она целые дни проводит за компьютером?!» – недоумевал мальчик. Педагоги взяли эту реакцию на заметку. В дальнейшем они планируют провести беседы с родителями о защите детей от компьютерных игр.

Особо опасными для психического благополучия считаются игры-стрелялки. «Ребенок, который втягивается в них, начинает получать удовольствие от смерти. Возникает ощущение того, что он – властелин, а у него и окружающих в запасе еще семь жизней», – подчеркнула психолог Жанна Балова. При этом она отметила, что агрессия, вызванная компьютерными играми, может быть в какой-то степени положительной.

– Я слышал, что мальчик, который играет в компьютерные игры, не растеряется, когда на него нападут бандиты. У него натренирована реакция, – высказал предположение один пятиклассник.

– Обычный человек может следить за тремя-четырьмя предметами одновременно, а геймер может следить за пятью и более предметами, – задумался другой мальчик.

Но психолог разрушила сложившиеся стереотипы:

– Разве может мальчик, который целый день сидит за компьютером, у которого нарушено пищевое поведение и начались проблемы с лишним весом, дать в реальной жизни достойный отпор врагу?

– Он просто оглушит своим визгом врага! – пошутили ребята.

Как оказалось, положительным эффектом от компьютерных игр является стремление достичь конкретного результата. Геймерская мудрость гласит: «Стать орком восьмидесятого уровня – это тоже карьерный рост».

«Герои ток-шоу» вспомнили про существование различного рода программ-тренажеров, помогающих адаптироваться к определенным условиям, выработать нужные навыки. Одна девочка обеспокоилась, есть ли вред от просмотра фильмов в Интернете. А пользу виртуального общения кто-то из ребят прокомментировал так:

– Если родственник или друг уехал в отдаленный город, то как же ты с ним будешь общаться? В каких-то случаях это и полезно.

– Мы не говорим, что плохо всё, но это не должно заменять жизнь. Когда говорят «приходи в гости», «давай в футбол погоняем», а вы говорите «нет, я не могу, у меня игры», это должно быть звоночком: а не начались ли процессы, которые меня затягивают? – ответили ведущие беседы.

В завершение пятиклассников попросили выбрать один из жетонов, красный или белый, тем самым высказав свое мнение, является ли компьютерная зависимость серьезной проблемой. Организаторы остались довольны: большинство детей такую проблему осознали. Эксперты признались, что были приятно удивлены неподдельной заинтересованностью и активностью участников обсуждения. Ранее они уже проводили аналогичную беседу с учащимися профессионального лицея: молодые люди слушали вполуха, не выпуская гаджеты из рук, и временами делали саркастические замечания. Все-таки многое зависит от возраста целевой аудитории и от образовательного учреждения.