«Я могу»

Оценить
«Я могу»
Фото Вера Салманова
Под таким девизом год назад проходила церемония закрытия Паралимпийских игр в Сочи

На Паралимпийских играх в Сочи сборная России завоевала 80 медалей, в том числе тридцать золотых, победив в общекомандном зачете. По словам президента Паралимпийского комитета Владимира Лукина, главное значение Паралимпиады в том, «как эти игры скажутся на жизни миллионов людей с инвалидностью». Лукин призвал сделать всё, «чтобы наша страна стала превращаться в среду, удобную для обитания всех граждан». «Государственной задачей» назвал развитие адаптивного спорта премьер-министр Дмитрий Медведев.

В Саратовской области уже больше двадцати лет работает детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Реабилитация и физкультура» («РиФ»). Ее филиалы открыты в четырнадцати районных центрах. Сейчас здесь занимаются более тысячи человек. Воспитанники школы завоевывают сотни наград в год. Но, пожалуй, главные результаты работы цифрами не опишешь: ребята, занимающиеся здесь, учатся самостоятельной жизни, поступают в вузы, работают, создают семьи и приводят сюда собственных детей – просто познакомиться, потому что их малыши здоровы.

Завоевать свободу движения

Занятия в бассейне нравятся многим учащимся школы. В воде разминаются суставы, расслабляются спазмированные мышцы. Ребенок, который в обычных условиях с трудом двигается, обнаруживает, что способен управлять своим телом, – это укрепляет веру в себя. Сейчас в воде два мальчика с родителями. Малыш на нудле (гибкая палка для обучения плаванию) хлопает по воде ладонями, поначалу настороженно, затем всё смелее и смелее. Пока он плавает не сам, в роли «двигателя» выступает папа. Второй пловец, судя по всему, более опытный. Мама ловко поддерживает его и помогает нырнуть.

Артем Афанасьев работает здесь инструктором третий год. Этот бассейн предназначен для малышей, только знакомящихся с водой. Как рассказывает Артем, в первый раз дети спускаются в бассейн, сидя у мамы на руках, привыкают к новой стихии. Затем учатся правильно дышать при плавании и нырять. Для ребенка, имеющего нарушения работы нервной системы, контроль над дыханием – это огромный шаг в развитии.

«Я могу»«Работать с детьми, имеющими особенности здоровья, в чем-то проще, чем с обычными, потому что у них гораздо больше силы воли и выдержки, – говорит Артем. – Сам заражаешься их волей к победе, начинаешь стремиться к большему».

В гимнастическом зале играет бодрая музыка, на полу – мягкое покрытие и яркие коврики, стены выкрашены в разные цвета и увешаны изображениями героев мультиков. Справа занимается Денис. Ему восемь лет, он пока не может ходить и даже сидеть. Сейчас он учится малому – приподниматься с опорой на руку и поворачивать корпус, удерживая равновесие. Большинству из нас такие умения даром достались в бессознательном возрасте. Денис свою свободу движения зарабатывает и завоевывает, победа, которую он сейчас совершает на гимнастическом коврике, пожалуй, ничуть не меньше паралимпийских достижений.

Рядом с Денисом на коврике мама Юля. Денису здесь нравится. Он не может говорить, но всячески старается показать, что понимает наш разговор и хочет участвовать. Дома у Дениса есть ортопедический велосипед для детей с ДЦП, летом он катается на нем во дворе. «Одно дело, когда выносишь ребенка из дома и сажаешь в коляску, и совершенно другое – на велосипед, – объясняет Юлия. – Конечно, я везу его за ручку, но он крутит педали, он ощущает движение, вокруг него дети бегают, просят: можно мы Дениса покатаем? Он убеждается, что он сам что-то может, он даже спину и голову начинает держать». По словам Юлии, когда она показала в поликлинике фотографию сына, катающегося на велосипеде, врач, привыкшая видеть мальчика совершенно беспомощным, расплакалась.

На соседнем коврике устроилась семилетняя Соня. У Сони синдром Дауна. Входящие в зал инструкторы и родители других учеников восхищаются, какая у нее сегодня модная прическа. Сейчас у Сони созерцательное настроение, она задумчиво наблюдает за окружающими. Мама Валентина может пару минут поговорить с корреспондентом. Видимо, особенным детям судьба посылает особенных мам – удивительно, насколько они доброжелательны и энергичны. Валентина рассказывает, что Соня занимается здесь второй год, гимнастику не очень любит, больше нравятся бассейн и тренажеры. Они приезжают на занятия два раза в неделю на общественном транспорте с двумя пересадками, но это того стоит: «После занятий Соню домой не утащишь, она общается с детьми и их мамами».

Сюда приходят с надеждой

Старейший тренер школы – Таисия Семеновна Борисова. Ей 75 лет, но об этом невозможно догадаться. Как говорят коллеги, «это вы еще не видели, как она бегает». По словам Борисовой, сама она пришла в спорт почти в сорок лет: «Однажды я шла через парк на работу и вижу – пожилые люди бегают. Подошла, спросила, можно ли мне с ними заниматься. Начала я бегать в феврале, а в мае уже вышла на марафон». Потом Борисова организовала клуб любителей бега «Магистраль». В середине 1990-х ее пригласили заниматься с детьми-инвалидами. «Сначала была в шоке: я же привыкла работать с марафонцами». Начинали с зарядки перед плаванием, потом перешли к занятиям на стадионе. Борисова работает с детьми-инвалидами уже двадцать лет. В 2008 году на церемонии открытия Паралимпиады в Пекине Таисия Семеновна несла олимпийский факел.

«Вот на эту девочку я рассчитываю, думаю, у нее есть перспективы в спорте, если мама будет водить. В основном у моих ребят только мамы. Папы, узнав о диагнозе ребенка, куда-то деваются», – говорит Таисия Семеновна, разминая щиколотку будущей чемпионки. Дети с ДЦП часто плачут во время массажа, они привыкли к медицинским манипуляциям и боятся, что им опять причинят боль. Но рядом с Борисовой девочка не плачет. Как объясняет Таисия Семеновна, это самое важное в работе с особыми детьми – «суметь подойти к ребенку, чтобы он меня не боялся, но не жалеть, не сюсюкать, а уважать».

«Я могу»«Мамы приходят сюда с надеждой, что ребенок хотя бы будет ходить. Я беру всех, даже неходячих и несидячих, и уже многих на ноги поставила», – говорит Таисия Семеновна. Алена поначалу не могла самостоятельно сидеть, она занимается третий год и уже ходит за руку. Эллу десять лет назад приносили на занятия на руках, на днях она заняла второе место в прыжках на областной Спартакиаде. Многие воспитанники Борисовой учатся в вузах и работают – вахтером на хлебозаводе, механиком на телевышке, бухгалтером в районной администрации. «Никакие таблетки и уколы не помогут так, как физкультура, массаж и физиопроцедуры, – уверена тренер. – У моих ребят уже пять свадеб было, и везде меня приглашали».

Кусочек Сочи

Школа «РиФ» работает с 1994 года. Всё начиналось с занятий по плаванию для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Как вспоминает заместитель директора Валентина Ершова, чтобы набрать первых учеников, тренеры ходили по квартирам: «Сначала родители удивлялись: у нас ребенок больной, какая спортшкола? Некоторых приходилось уговаривать. В один адрес на улицу Огородную я ездила пять раз. Родители отказывались водить сына в спортшколу. Я обратилась к бабушке и сказала: если вам жалко внука, привезите его к нам. Мальчик с удовольствием стал заниматься, потом стал кандидатом в мастера спорта по плаванию и пулевой стрельбе, женился». За первый год в школу набрали всего около 70 ребят. Информация распространилась между родителями, и число желающих заниматься выросло многократно.

Сначала у школы не было собственного здания. Для занятий по лечебной физкультуре использовалась часть детского садика полиграфкомбината, легкой атлетикой занимались на стадионе «Локомотив», стрельбой – в тире на 3-й Дачной. В 2008 году «РиФу» передали в оперативное управление большое (3,4 тысячи квадратных метров) здание на улице Технической. Когда-то здесь располагался оздоровительный комплекс радиоприборного завода. Здание находилось в плачевном состоянии. За счет программы «Доступная среда» помещение обустроили для доступа людей с поражением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Пандусы, поручни, подъемники, тактильные указатели, световые табло – по уровню оборудования школа напоминает «кусочек» паралимпийского Сочи в Саратове. Кроме того, в Саратове занятия проводятся на арендуемых спортсооружениях – в бассейнах «Саратов» и «Дельфин», в легкоатлетическом манеже и в тире.

Сейчас филиалы «РиФа» работают в четырнадцати райцентрах области. Здесь занимаются больше тысячи человек с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением зрения, слуха и интеллекта. Проводятся тренировки по одиннадцати видам спорта. Принимают детей с одного года.

Спортсмены школы в составе российской сборной участвуют в Паралимпийских играх с 2000 года. За это время завоевано четыре золотые, шесть серебряных и десять бронзовых медалей. С 2009 года воспитанники «РиФа» участвуют в Сурдлимпиаде (соревнования для инвалидов по слуху), завоевано четыре золотые, три серебряных и четыре бронзовых медали. За 20 лет работы школы 288 учащихся полностью реабилитированы, то есть инвалидность с них снята, они признаны здоровыми людьми.