Медиадискурсы в этих ваших интернетах

Оценить
14-я международная конференция «Медиа в современном мире. Молодые исследователи». Что делать с наукой и молодыми учеными в России

Конференция «Медиа в современном мире» – это большой проект Санкт-Петербургского государственного университета. Точнее, института «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ. Проводится традиционно в начале весны. В этом году конференция проходила с 11-го по 13 марта. Участниками могут стать студенты, магистранты и аспиранты. Те, кто так или иначе задумываются о карьере, которая связана с наукой.

Медиа и мы

Тезисы выступлений, которые прошли тщательный отбор жюри, будут опубликованы в виде электронного сборника материалов конференции. Издание имеет выходные данные. А материалы представляют собой самостоятельную публикацию. Кроме того, по итогам конференции будет опубликован печатный сборник статей лучших докладчиков и финалистов конкурса научных работ. Короче говоря, настоящая серьезная научная конференция.

Основные секции и круглые столы – «Русская журналистика XVIII–XX веков», «ХХ столетие в отечественной исторической публицистике», «Периодическая печать: современная практика и эффективность функционирования», «Общественные проблемы в зеркале тележурналистики», «Журналистика о научных открытиях: поиск диалога с аудиторией». Еще была секция, которая получила особую актуальность, – «Свобода слова в политической культуре Востока и Запада» и, конечно, секция «Медиапространство Евразийского союза: стратегии развития».

Были также отдельные секции по этике и эстетике речевого поведения, PR-технологиям в СМИ, продвижению медиабренда, по кроссплатформенности в медиа­дизайне и медиадискурс в современных гуманитарных исследованиях.

Помимо традиционных секций и круглых столов, в программе очный тур Международного конкурса научных работ среди студентов, магистрантов и аспирантов. Совместно с Государственным музеем обороны и блокады Ленинграда проведен семинар, посвященный 70-летию Победы. Молодые исследователи, журналисты историки обсудили современные подходы к освещению истории Великой Отечественной войны в медиапространстве. Есть и выездные сессии конференции. Например, круглый стол «Рецензия как вид театрального дискурса» – по итогам просмотра спектакля «Третий выбор». Постановка состоялась в Александринском театре.

Русская научная весна

11 марта официальное открытие конференции начинается со вступительного слова доктора социологических наук и директора института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ Анатолия Пую.

– Я приветствую наших студентов и наших гостей! Мы специально пригласили сюда на открытие депутата Госдумы. Потому что это человек нашей профессии. Он не просто депутат.

В этом году мы сделали квалификационный рывок. Наши студенты побеждают практически во всех журналистских конкурсах. Очень здорово, что все мы находим силы собираться здесь, дружить, делиться своими научными достижениями, – отметил Пую.

На открытии конференции также выступил депутат Госдумы, член комитета по СМИ и информационной политике Роман Чуйченко. Он заявил о важности изучения прикладных массовых коммуникаций, их влиянии на жизнь государства и каждого человека в частности.

Чуйченко отметил, что зачастую интернет-СМИ формируют виртуальную реальность, которая порой заменят реальность действительную. Об этом депутат старательно предупреждал докладчиков. Вместо вступительной речи на пять минут, как и планировалось, выступление затянулось на 20. За это время Роман Юрьевич рассказывал о своих опытах в журналистике, юношеских поисках стиля и поделился ностальгией по стандартам качества и принципам работы ежедневных советских газет.

– Выступать перед вами – большая честь. Я говорю это без иронии. Вы прежде всего молоды, а молодость – это готовность, энергия и желание менять мир к лучшему. Это время, когда нам всё ясно – кто хороший, кто плохой. Вот эта уверенность и готовность вкупе великая сила!

Затем заведующий кафедрой связей с общественностью института журналистики СПбГУ Дмитрий Гавра лаконично дополнил слова депутата.

– Журналистика – это удивительное пространство не только для творчества, самовыражения, но и для исследований. Есть серьезный спрос на понимание того, что происходит вокруг нас. Мы живем в удивительное время, на наших глазах происходят смены поколений, фактически меняется человеческое сознание, меняется коммуникативная среда, характер восприятия. Наступает время интерактивности. Появляется конвергентная журналистика. Всё это требует анализа, какого-то объяснения. Мы живем в ту эпоху, когда между журналистикой и пропагандой стирается грань. Таким образом, идет манипулирование массовым сознанием. Всё это создает крайне интересное поле для исследований. Этим я и занимаюсь всю жизнь.

Джо Гримм

Это, пожалуй, главный заграничный гость на конференции. Гримм – профессор Школы журналистики Мичиганского университета, а еще журналист и писатель. Он специализируется на SMM, медиабрендинге, карьерном коучинге, книгоиздательском деле. На конференции он читал доклад о журналистике малых сообществ как медиафеномене. Кроме этого, состоялась его открытая лекция по основам онлайн-журналистики. Джо давал советы, как разработать и заставить эффективно работать свой сайт.

– Сделать сайт настолько просто, что, если вы начнёте это делать сейчас, через час он уже будет работать, – такими были его вступительные слова. Но чтобы проект получился успешным, по мнению лектора, нужно ответить на три главных вопроса: зачем создаётся сайт, для кого и как это лучше сделать. От того, какая цель стоит перед создателем, зависит будущий контент и структура сайта. Если создатель не может ответить на три главных вопроса, то у сайта будет только два посетителя – «вы и ваша мама», утверждает Джо Гримм.

Софистика и Узбекистан

Темы докладов очень разные. Например, «Евромайдан как объект освещения зарубежными СМИ», «Свобода слова: Запад vs Восток», «Влияние интернет-комментария на восприятие журналистского текста», «Роль СМИ в процессе формирования гражданского общества Узбекистана». Научный доклад это или правительственный отчет, разобраться сложно.

– В Узбекистане формируется правовое поле для обеспечения информационной свободы граждан, деятельности журналистов, доступа к информации, реализации свободы слова, эффективного функционирования информационной сферы. Приняты законы – «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста». В Узбекистане реализуется госпрограмма по подготовке кадров в сфере СМИ, пре­дусматривающая меры по совершенствованию учебного процесса, подготовке журналистов с учетом современных требований, их специализации. Обеспечены гарантии и определены принципы доступа к источникам информации, реализуются мероприятия по улучшению информационных ресурсов.

С такими работами гармонично сосуществует, например, любопытный доклад пермского студента Константина Кадочникова, секция «Герои телеэкрана. Кто? Как? Почему»? Тема работы – софистика в СМИ на примере программы «Вести недели» с Дмитрием Киселевым.

Константин рассматривает традиции прикладных философов или «учителей мудрости» древней Греции. «Софистом был человек, который добывал средства к существованию, передавая молодым людям определенные знания, которые, как тогда думали, могли быть им полезны в практической жизни» (определение Бертрана Рассела). Однако со временем слово «софист» приобретает отрицательное значение, становясь уничижительным, как пишет Константин.

– Многие из софистических топов мы можем наблюдать и сейчас в различных сферах жизни общества, в том числе в СМИ. В российском медиапространстве одним из ярких примеров современной софистики является еженедельная программа «Вести недели» с Дмитрием Киселевым. Ведущий программы часто использует обороты, описанные Аристотелем. Наиболее любимый топ Дмитрия Киселева – софизм, основанный на приписывании предмету обсуждения свойств, присущих ему в определенной степени как присущих вообще. Другой софистический топ, часто фигурирующий в программе «Вести недели», – его основание – «то, что не есть причина, выдается за нее». Пример использования такого топа можно наблюдать в программе от 16 марта 2014 года, где Дмитрий Киселев связывает седину президента США Барака Обамы с его звонками президенту Владимиру Путину («Обама стал звонить Путину чаще, а седеть больше»). Еще один часто используемый в программе топ – «неправильное отождествление нетождественного». Пример такого топа можно увидеть в передаче от 21 декабря 2014 года. Киселев, рассуждая о санкциях США и ЕС, сравнивает их с действиями Наполеона и Гитлера («Санкции всегда были есть и будут... Чего хотят от нас? Того же, что хотели Наполеон и Гитлер. Ничего нового, разве что технологии другие»). Таким образом, мы видим, что Дмитрий Киселев часто использует софизмы для манипуляции общественным мнением и запутывания массовой аудитории, и делает это весьма успешно. (В рейтинге доверия аудитории от фонда «Общественное мнение» телеведущий занимает второе место после Владимира Соловьева.)

На конференции были сильные доклады. Но их меньшинство. Уровень выступающих тоже очень разный. Основную часть выступлений составляли работы, написанные не совсем качественно, по некоему сговору с самим собой. Или вовсе ненаучно.

Часть работ – это действительно честные научные исследования, с четкими целями, понятными задачами, внушительным списком вспомогательной литературы, каким-то гуманитарным контекстом и практическими выкладками.

Другая часть работ – компиляция слов и смыслов, умелая в разной степени. Иногда на такие работы самими же авторами навешиваются подспудные популистские воззрения, идеологические вкрапления, популярные общественно-политические тренды с квасным патриотическим душком. Красивые околонаучные речи для красивой, опьяненной собой страны, где гармонично смешались кони, доклады, люди, гуманитарные науки. Но, к сожалению, к реальным массовым коммуникациям, журналистике, филологии, лингвистике они не имеет никакого отношения.

Медиадискурсы в этих ваших интернетах