Десант и Кавказ
Ровно месяц в Саратовском областном суде идет рассмотрение второго уголовного дела по убийству десантника из Пугачева Руслана Маржанова. В преступлении обвиняются Хизир Назиров, Хамзат Назиров и Руслан Хайдаев.
Действующие лица
Судья Саратовского областного суда – Александр Дементьев, тот самый, который председательствовал на одном из самых громких судебных процессов региона по делу экс-главы Энгельсского района Михаила Лысенко.
Прокурор зачитывает обвинения. В зависимости от роли каждого они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных статьями 105, 33, 116, 150 и 316 УК РФ: убийство из хулиганских побуждений, совершённое группой лиц из хулиганских побуждений, подстрекательство и пособничество в убийстве, побои, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и укрывательство преступлений.
По версии следствия, 6 июля 2013 года в Пугачеве у кафе «Золотая бочка» трое обвиняемых вместе с несовершеннолетним соучастником спровоцировали драку с Русланом Маржановым. Бывшему десантнику было нанесено 17 колото-резаных ранений медицинским скальпелем. От полученных ран пострадавший скончался в больнице.
Кроме всего прочего, в ходе расследования было установлено, что в мае 2013 года в Пугачеве якобы при участии братьев состоялась еще одна драка с использованием ножа, но уже с другим местным жителем. По версии следствия, убить человека братьям не удалось из-за вмешательства одного из очевидцев произошедшего.
Первое выездное заседание Саратовского областного суда по второму делу над предполагаемыми соучастниками убийства десантника из Пугачева состоялось 10 февраля. Были заслушаны показания более десяти свидетелей. Сейчас к процессу приобщаются письменные доказательства, ведутся прения сторон.
Промежуточные итоги
Свидетельские показания сильно разнятся. Некоторые очевидцы заявляют о полной непричастности братьев. Кто-то говорит, что подсудимые были активными участниками конфликта с Русланом Маржановым и всячески способствовали его радикальному разрешению.
Еще одно важное замечание по ходу дела. Судья отклонил ходатайство, заявленное стороной потерпевших. Адвокаты потребовали исключить «недопустимые доказательства». Защитники просили не использовать заключение психофизиологического исследования, в котором принимали участие подсудимые. Якобы документ фиктивный, так как человек, который его выдал, не является судебным экспертом-психологом и не имеет необходимой квалификации.
По делу об убийстве допросили двух засекреченных свидетелей. На заседании они выступали по видеосвязи. Как рассказал один из очевидцев, около кафе «Золотая бочка» столпилось большое количество людей.
– Там началась потасовка, в которой участвовал Руслан Маржанов. Из толпы выбежал высокий парень и начал разнимать дерущихся. Далее Маржанов схватился за правый бок, и все увидели кровь. Тот, кто дрался, был такого же роста, как и Маржанов, высокий парень с рыжими волосами, – отметил участник процесса, добавив, что во время драки Руслану нанесли примерно 5–6 ударов. По его словам, в процессе конфликта у противника Маржанова в руках никаких предметов не было. Всего потасовка длилась минут 5–7.
– Ваша честь, мы прекрасно знаем, кто этот свидетель. Мы сейчас ее рассекретим, – заявил один из подсудимых. – Мы можем рассказать, как было, а прокурор зачитывает то, что ей нужно, она всё перевирает.
По словам другого засекреченного очевидца, после 12 часов ночи Руслан Маржанов стоял возле кафе «Золотая бочка» и общался с друзьями. Он отошел в сторону частного дома, где произошла драка. В ходе выяснения отношений ему нанесли около пяти ударов. Обвиняемые и их знакомые образовали полукруг и не пускали никого к дерущимся, хотя в конфликт хотели вмешаться еще человек пять. Затем к дерущимся подбежал еще один молодой человек. По словам свидетеля, это был Руслан Хайдаев. Он нанес 5–6 ударов Маржанову. Затем парень, который изначально дрался с десантником, исчез в толпе.
По делу об убийстве Маржанова свидетелем выступил и Али Назиров. В ходе допроса выяснилось, что незадолго до драки между Русланом и Али уже был небольшой конфликт. Молодые люди не поделили девушку. Но разошлись с миром, пожав друг другу руки. Через несколько дней трое старших братьев предложили Али подраться с Маржановым. Назиров рассказал, что его родственники были не в курсе, что он взял с собой медицинский скальпель.
– Маржанов держал меня за шею сзади, мешал мне дышать. В ходе драки я достал скальпель. Но хотел использовать его только для самообороны. Когда я наносил удары, не понимал, что причиняю ему вред. Себе я порезал палец случайно скальпелем. Ему я хотел ударить в ногу. Но махал во все стороны, думал, машу в воздух. Когда братья увидели, что парень ранен, они подбежали ко мне, начали ругаться и бить, – рассказал Али.
Александр Дементьев объявлено о начале прений сторон. Так как ни у гособвинителя, ни у адвокатов подсудимых нет доказательств по делу, которые они намерены представить.
Продолжение заседания – 25 марта.
Кто провоцировал убийство?
Полтора года назад, когда погиб Руслан Маржанов, пугачевцев возмутило бездействие властей. Убийц искать никто не хотел. На следующий день после трагедии граждане подняли настоящий бунт федерального масштаба. Успокоить их удалось только через несколько недель после личного вмешательства полпреда в ПФО Михаила Бабича. Спустя некоторое время прокуратура возбудила уголовное дело. Обвиненный в убийстве Али Назиров получил девять с половиной лет. Приговор суда был оглашен в декабре прошлого года.
Но в тяжком преступлении подозреваются и трое его братьев. Они якобы провоцировали парня на конфликт и дали ему оружие. Кто-то из свидетелей утверждает, что они его и убили. А всю вину свалили на младшего брата. Кто-то заявляет, что подозреваемые всячески пытались остановить эту драку. Причастность троих братьев к убийству окутана тайной, которую Саратовский областной суд пытается раскрыть.