Вместо тысячи слов...

Оценить
Поэзия должна быть с матюками?

Новость о том, что, «учредителю, редакции и (или) (главному редактору) сетевого издания «Общественное мнение» вручено письменное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, вынесенное Роскомнадзором за распространение материала, содержащего нецензурную брань, появилась 16 марта на сайте саратовского Роскомнадзора. Также за совершение данного правонарушения главный редактор сетевого издания «Общественное мнение» привлечен к административной ответственности, в отношении него составлен протокол по ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ».

А причиной послужила, казалось бы, безобидная публикация блогера, поэта и бизнесмена Андрея Руфанова, ведущего на сайте «Общественного мнения» проект «Антология саратовской поэзии». В шестнадцатой главе проекта, появившейся 9 февраля, он опубликовал подборку стихотворений Сергея Рыженкова – филолога и политолога, основателя знаменитого журнала и литературно-художественной ассоциации «Контрапункт». Небольшая презентация, объясняющая важность Рыженкова для местной литературы, и подборка из десяти стихотворений. Одно из слов в последней строчке стихотворения «1913» вызывает спустя месяц вопросы у Роскомнадзора. Теперь там вместо словоформы одного распространенного в разговорной речи слова стоит *********. Как же так произошло?

«Саринформ» цитирует главного редактора медиагруппы «Общественное мнение» Алексея Колобродова: «Шеф-редактор Алексей Голицын просто не осмелился переделывать стихотворение Сергея Рыженкова... Юридически, конечно, специалисты управления Роскомнадзора правы. Но дождемся суда, тогда посмотрим, стоит ли обжаловать претензию».

Немного отличную версию рассказал сам Голицын «Свободным новостям»: «А так как я стихи Рыженкова знаю достаточно хорошо, то я просто пробежался по заголовкам в надежде найти там что-нибудь новое, но не нашел. И вдруг в одном из стихотворений, которое уже было ранее опубликовано в книге «Речи бормочущего», обнаружилось слово, которое ускользнуло от моего редакторского ока».

В общем, досадная ошибка, как говорится, которая с точки зрения художественной правды как раз и не ошибка вовсе (стихотворение опубликовали в том виде, в котором оно и пришло: из песни слов не выкинешь), а вот с точки зрения закона – нарушение. С этим согласен и Вадим Михайлин – профессор СГУ, автор работы «Русский мат как мужской обсценный код»: «Я к регулированию такого рода отношусь крайне отрицательно, но есть действующее законодательство, контролирующее употребление мата в СМИ (понятно, что законодательство в России – это достаточно скользкая материя, но тем не менее). У меня четкого мнения по этому поводу нет: Сергей Рыженков имеет право писать какие угодно стихи, которые ему захочется, а вот то, что с этим журналисты будут делать, – это уже проблема журналистов».

История, конечно, не из приятных. Теперь редакции предстоит ждать решения суда и, возможно, обжаловать приговор. Составитель злополучной подборки Андрей Руфанов отмечает, что «ситуация удивила, но в нашем королевстве это уже норма. Я, конечно, как и редакция «Общественного мнения», был не готов к такому развитию событий. То слово, которое было запеленговано как нецензурное, еще в XIX веке таким не считалось. Когда дело касается хорошей поэзии и когда контекст сам диктует это слово, то я ничего против не имею. Все мы знаем фильм «Левиафан». Там этот язык органически вплетен в ткань повествования и при этом не кажется искусственным. Понимаю, что теперь мне придется внимательно всё вычитывать и не допускать подобной лексики. Впрочем, по большому счету, это не самая главная проблема, которая присутствует в нашем государстве».

Надо заметить, что согласно статистике Роскомнадзора, как передает «Лента.Ру», ссылаясь на официальную страницу ведомства во «ВКонтакте», нецензурная брань составляет 60 процентов от всех нарушений блогеров. С заметным отставанием идут пропаганда наркотиков (24), оскорбления чувств верующих (6), экстремизм и пропаганда нацистской атрибутики (5). Что же касается стихов, то в них достаточно редко выявляются какие-то нарушения. Скажем, последний громкий инцидент был еще в июле прошлого года, когда ведомство заблокировало 17 стихотворений с сайта Litzona.net. В стихотворениях не было ни экстремизма, ни нецензурной брани, однако, как заметили представители прессы, содержалась критика властей. В Саратовской области же относительно громкой историей можно считать публикацию признанного экстремистским стихотворения «Последние пожелания «Иванам» программа паразитической партии», появившегося в «Моей информационной газете в Петровске» в конце 2012 года.

Проблема мата в стихах, конечно, сама по себе шире исключительно рамок как блогов и СМИ, так и возможных санкций со стороны Роскомнадзора. Так, тольяттинский литератор, главный редактор альманаха «Графит» Сергей Сумин рассказывает, что еще в сентябре 2011 года сформулировал для себя простой принцип: «мата в моем издании не будет. Я не хочу, чтобы его закрыли и потому тщательно фильтрую тексты, которые печатаю. Это нормально. Это просто предусмотрительность».

Остается только надеяться, что наши составители антологий свое дело не бросят.