Можно сто, а можно больше

Оценить
Саратовская промышленность готова включиться в программу импортозамещения – если не вся целиком, то по максиму

Саратовская область готова выпускать 123 вида продукции, которые ранее завозились в Россию из-за границы. Изготавливать импортозамещающие приборы, механизмы и оборудование могут 30 промышленных предприятий, работающих в регионе. На такой подвиг, как оказалось, способны далеко не все российские регионы.

О задачах по импортозамещению продукции на базе саратовских промпредприятий в минувшую среду говорили в рамках заседания комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе при губернаторе Саратовской области Валерии Радаеве. Так официально у нас принято называть всё, что связано с мероприятиями по выполнению антикризисного плана – регионального или федерального, неважно.

Наш Саратовский регион оказался в числе семи субъектов РФ, заявивших о возможности изготавливать более сотни наименований из федерального перечня приоритетных критических видов продукции, услуг и программного обеспечения, импорт которых необходимо заместить в ближайшей перспективе.

Но и это ещё не всё. Саратовская область, вместо того чтобы просто ответить на запрос федерального Минпромторга о том, что из предложенного списка на её территории может быть сделано, решила откорректировать самый список.

Глубина возможностей

Министр региональной промышленности и энергетики Сергей Лисовский сразу отметил, что ещё в конце января из Москвы пришло письмо с просьбой согласовать перечень приоритетных и критических с точки зрения импортозамещения видов продукции. Он, напомним, охватывает 23 отрасли и сегмента, более 800 видов продукции и технологий, а также все направления деятельности Минпромторга РФ. Региональные власти, однако, решили, что просто одобрить список импортной продукции, нуждающейся в замене отечественными аналогами, утверждённый уже федеральным правительством, мало.

«Мы решили, что только согласовать этот документ без существенной корректировки с точки зрения внесения в него конкурентоспособной продукции саратовских предприятий нельзя», – заявил Лисовский.

И тут нужно отдать должное уважение министру – он честно бьётся за будущее местных предприятий и региональной промышленности в целом. Поэтому его стремление впихнуть побольше саратовских заводов в федеральную программу содействия импортозамещению понятно и похвально. Участие в этой программе обеспечит наши заводы государственными заказами, то есть работой, то есть деньгами.

По словам Сергея Лисовского, иначе и быть не может. Потому что, мол, пёстрая структура саратовской промышленности, представленная множеством разных отраслей, в том числе высокотехнологичных, таит в себе высокий потенциал импортозамещения.

«У нас фактически с нуля созданы новые предприятия, некоторые из которых стали безусловными российскими лидерами, – напомнил Лисовский. – И что очень важно, они появились в отраслях, которые отличаются высокой конкурентной средой, а значит, успешно соперничают с зарубежными аналогами».

Для примера была названа ГК «Рубеж», которая, по словам министра, признана одной из ведущих не только в России, но и на международном рынке разработки, производства, монтажа и обслуживания систем и элементов пожарной и охранной сигнализации и систем контроля. Кроме неё, крупнейшими российскими производителями импортозамещающей продукции министр назвал саратовские заводы по производству металлических дверей всех систем и назначений – ООО «Торэкс», ветеринарных препаратов – «Нита-фарм», канцелярских товаров – ООО «СТАММ», медицинской одежды – «Элит», троллейбусов и экобусов – ЗАО «Тролза», счетчиков электрической энергии и энергосберегающих светодиодных светильников – ООО «НПФ «Моссар» и другие.

Биться за своих

При наличии такого солидного потенциала саратовских заводов не заявить о нём федеральным властям для областного министерства промышленности и энергетики было бы равно преступлению. Как сообщил Сергей Лисовский, ему удалось договориться с Минпромторгом России о возможности подкорректировать федеральный перечень импортозамещаемых видов продукции с учётом интересов саратовских промпредприятий. Буквально в течение одного месяца – февраля – областной минпром отправил в федеральное ведомство три пакета предложений, касающихся 30 предприятий Саратовской области и выпускаемой ими продукции. В общей сложности на саратовских заводах, по словам Лисовского, можно изготавливать не менее 123 наименований видов продукции, нуждающихся в импортозамещении.

Вся вошедшая в заявку продукция саратовских производителей охватила 11 отраслей промышленного производства. Так, например, предприятия, работающие в электротехнической отрасли, могут изготавливать 18 наименований продукции, предприятия автомобилестроения – 6 наименований, в дизелестроении – 7 видов, 5 наименований продукции для нефтяной и газовой отраслей могут выпускаться саратовскими машиностроительными заводами. Ещё два вида продукции относятся к дорожной технике, 6 – к гидротурбинному оборудованию, 11 наименований – это оборудование для авиационной промышленности, 53 – из отрасли электронной промышленности, к легкой промышленности относится 5 наименований, к химической – 4. И еще по одному виду продукции от отраслей машиностроения для промышленности строительных материалов и машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Если говорить конкретно, то в заявку от Саратовской области включены, например, такие предприятия, как ООО «Балтекс», и практически вся номенклатура его продукции, ФГУП «Базальт» с его полиамидными тканями, ООО «Лапик» с шестикоординатными измерительными машинами, ЕПК-Саратов с его широкой номенклатурой подшипников, газовое оборудование ЗАО «Завод «СиН-газ», ООО «Нефтемаш-САПКОН», автоматизированные средства измерений ОАО «ЦНИИИА», вакуумные выключатели ОАО «НПП «Контакт», оборудование для технологии виброформования железобетонных изделий на длинных стендах ЗАО «Строительные технологии и машины» и прочее, прочее.

При этом, как отметил министр саратовской промышленности, сформированный саратовским минпромом перечень может быть дополнен в оперативном порядке при возникновении такой необходимости. Договорённость об этом с Минпромторгом России у правительства Саратовской области есть.

По словам Сергея Лисовского, на территории нашего региона реализуется несколько совместных проектов с привлечением современных мировых технологий. Например, по строительству локомотивного завода, заводов гидроэнергетического оборудования, отопительных радиаторов, производства полиакриламида и др. Хорошие перспективы по развитию импортозамещения имеют ряд наших предприятий, в том числе ОАО «НИТИ-Тесар», ОАО «СМЗ «Элеватормельмаш» и другие. Оставлять без внимания все эти предприятия, как считает саратовский министр, нельзя. Потому что они имеют не только высоких потенциал импортозамещения, но и являются локомотивными для своих отраслей.

«Такие проекты необходимо поддерживать на государственном уровне, – заявил Сергей Лисовский. – И с такими предложениями мы также обратимся в Минпромторг России и его отраслевые департаменты».

И финансовые, и приятные

В настоящее время все предложения Саратовской области, сформированные и отправленные в Москву в феврале, находятся на рассмотрении департамента стратегического развития Минпромторга России и в отраслевых департаментах. Их придется учесть при разработке отраслевых программ импортозамещения, которые должны быть готовы и утверждены уже до 1 апреля текущего года.

Согласно опубликованным разъяснениям Минпромторга РФ, в основу отраслевых программ (или планов), которые должны содержать конкретные предложения по развитию импортозамещающих производств и по локализации на территории России производственных площадок зарубежных компаний, закладывается оценка реальных возможностей конкурентоспособного замещения различных позиций силами отечественных предприятий. Потому что, как заявил министр российской промышленности Денис Мантуров, курс на импортозамещение, взятый Россией, вовсе не означает изоляцию.

«Российские компании продолжают глобальное сотрудничество с зарубежными партнерами как в области добычи, так и в производстве оборудования, – сообщил министр. – Многие из них готовы вкладывать свои средства в российскую экономику, создавать добавленную стоимость и производить необходимое нефтяным и газовым компаниям оборудование в России. Те технологии, которые отсутствуют в российской практике, будут компенсированы зарубежными партнерами».

По словам Мантурова, российские компании могут рассчитывать на помощь Минпромторга в части субсидирования опытно-конструкторских работ и приоритетных комплексных инвестиционных проектов. Выделение этих субсидий предусматривает обязательство компании на софинансирование, внедрение в производство и коммерциализацию тех разработанных образцов промышленной продукции, которой предоставляется господдержка.

Ожидается, что действенным механизмом стимулирования и поддержки станет Фонд развития промышленности, который заработал активно с конца прошлого года. Фонду были предоставлены значительные средства из бюджета в объеме 20 миллиардов рублей для предоставления целевых займов на проекты в области импортозамещения. Сегодня в фонд уже поступило около 250 заявок на финансирование проектов в области ТЭК.

В системе господдержки предусмотрено ещё несколько инструментов, которые будут применены при реализации планов импортозамещения. В том числе специальные инвестиционные контракты для обеспечения развития крупных проектов. Как стимул к получению заёмных средств на реализацию проектов в сфере импортозамещения в систему господдержки заложена возможность субсидирования процентных ставок. Наиболее приоритетные перспективные проекты будут финансироваться напрямую из госбюджета.

Есть предложение запрещать

По поводу инструментов поддержки промпредприятий, включающихся в программу импортозамещения, у правительства Саратовской области тоже есть своё мнение. Министр областной промышленности и энергетики Сергей Лисовский считает, например, что мероприятия по импортозамещению не должны ограничиваться одним лишь производством отечественной продукции взамен ранее ввозимой. Для того чтобы достичь главной цели этого масштабного проекта – обеспечения национальной безопасности, – необходимо принимать запреты на ввоз в страну товаров по демпинговым ценам.

По словам Лисовского, в министерство промышленности и энергетики Саратовской области обратился руководитель ОАО «Саратовстройстекло», являющегося сегодня одним из крупнейших российских производителей флоат-стекла, с информацией о том, что ООО «Фуяо Стекло Рус» заявило о снижении, либо обнулении до 2019 года пошлин на стекло листовое, ввозимое из Китая. Кроме того, АО «Азия Авто» заявило о снижении пошлины на ввоз аналогичного вида продукции из Китая в Казахстан.

«Учитывая, что в рамках единого экономического пространства торговля между Россией и Казахстаном не облагается таможенной пошлиной, предложения со стороны АО «Азия Авто» и ООО «Фуяо Стекло Рус» свидетельствуют о стремлении китайских производителей стекла создать благоприятные условия для импорта в Россию листового флоат-стекла из Китая и разорения российских производителей, – пояснил министр Лисовский. – Мы проконсультировались по этому вопросу с Минпромторгом РФ и направили в федеральные ведомства ряд своих предложений, направленных на поддержку и защиту интересов отечественных производителей листового стекла. Аналогичные обращения поступили в российское правительство от руководителей других регионов РФ, имеющих стекольные производства».