Одних каникул пока хватит

Оценить
Налоговые льготы выгодны бизнесу, но невыгодны власти

Федеральное правительство в антикризисных целях обещало обеспечить регионам право по своему усмотрению снижать налоги на малый и средний бизнес. Это обещание не спешит выполняться. Регионы в свою очередь не торопятся настаивать на его исполнении. Некоторые субъекты Российской Федерации уже произвели определённые расчёты и увидели, что им снижение налоговых поступлений не выгодно. Другие регионы и без всяких расчётов знают, что без налогов бизнеса их бюджеты превратятся в решето.

Намерения чистые и благородные

Российское правительство посулило снижение налоговой нагрузки всем отечественным предпринимателям – как действующим, так и только начинающим – ещё в январе, когда разработало и утвердило антикризисный план. Облегчать жизнь бизнесу федеральная власть решила руками региональной власти, сделав «благородный» жест по передаче в субъекты полномочий по уменьшению налоговых ставок. В первую очередь речь идет о снижении единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности с 15 до 7,5 процентов. Кроме того, регионам обещали дать право снижать налог на доходы для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения – с 6 до 1 процента.

Ещё регионам собираются разрешить вдвое уменьшать максимальный размер потенциально годового дохода, возможного к получению индивидуальным предпринимателем: с одного миллиона рублей до 500 тысяч.

Для самозанятых граждан пакетом антикризисных мер было предусмотрено упрощение системы уплаты налогов и страховых взносов. Например, эти взносы могут быть оплачены одновременно с регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу «одного окна».

Более того, правительство РФ распространило право на применение двухлетних «налоговых каникул» всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг.

Жесты бывают декоративными

Многочисленные эксперты широту души российской власти в заботе о предпринимателях оценили, что называется, по достоинству. Так, например, председатель комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Антон Данилов-Данильян заявил, что вряд ли описанные меры окажутся эффективными. По его словам, предусмотренное в антикризисном плане право регионов снижать ставки налога на доходы малого бизнеса по ЕНВД и «упрощёнке» будет, скорее, декоративной мерой. Потому что сейчас регионы, и без того находящиеся в предбанкротном состоянии, вряд ли без политического давления с федерального уровня пойдут на такое урезание своих доходов.

Другие эксперты тоже сочли добровольный порядок предоставления льгот слабым местом. По мнению большинства аналитиков, если снижение налоговой нагрузки будет правом, а не обязанностью региона, в котором зарегистрировано предприятие, никакого сколько-нибудь значительного снижения налоговых ставок не будет ни в одном субъекте Российской Федерации. «Правительство РФ не даёт регионам права снижать налоговое бремя в части налогов, собираемых в федеральный бюджет. Следовательно, речь идет о потенциальном сокращении и без того скудной налоговой базы, которую регионы имеют сейчас. А кто будет покрывать дефицит?» – спрашивают эксперты.

За Москвой шаг в шаг

Аналитики Высшей школы экономики, проанализировав антикризисный план Москвы и предусмотренные в нём меры поддержки малого бизнеса, заявили, что к снижению налоговой нагрузки на действующие предприятия оказалась не готова даже столица. Здесь ограничились только мораторием на повышение арендной платы. При этом все принятые законы о введении с середины года торговых сборов и о повышении ставок налога на имущество организаций остались в силе.

Правда, уже на минувшей неделе столичное правительство одобрило законопроект о введении двухлетних налоговых каникул для начинающих бизнесменов. Если его поддержат и депутаты Мосгордумы, вновь регистрируемые малые предприятия, будут полностью освобождаться от налогов на два года.

Нулевая налоговая ставка в Москве предусматривается более чем для 40 видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах. От налогов смогут освободить, например, новые производства еды и напитков, одежды и обуви, бумаги, машин и многие другие.

«Налоговые каникулы» для новых малых предприятий собираются ввести и свердловские депутаты. Там льготу предполагается ввести с 1 января 2016 года. Воспользоваться освобождением от налогов смогут «ипэшники», работающие по 13 видам деятельности, куда включены, например, медицинская и фармацевтическая деятельность, производство и реставрация ковров, ветеринарные услуги, услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов, присмотр и уход за детьми и больными. Правда, тамошние бизнес-объединения – Союз промышленников и предпринимателей, «Опора России», «Деловая Россия» и Уральская торгово-промышленная палата – предлагают ввести льготы задним числом, то есть с 1 января 2015 года. Это предложение должно быть рассмотрено ко второму чтению законопроекта.

Наша туда же

В нашей Саратовской области тоже говорят пока только о «налоговых каникулах». Министерство экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области разработало и уже внесло на рассмотрение областной думы законопроект о каникулах для начинающих предпринимателей. Налоговая ставка в размере 0 % будет применяться к тем предпринимателям, которые впервые регистрируются в качестве ИП, используют упрощенную или патентную систему налогообложения и работают в производственной, социальной или научной сферах на территории Саратовской области.

В пресс-службе областного министерства экономики нам пояснили, что индивидуальные предприниматели смогут рассчитывать на налоговые каникулы со дня государственной регистрации ИП (если будут регистрироваться после вступления закона в силу) и в течение двух следующих лет.

«Так как право на «налоговые каникулы» у предпринимателя возникнет только при регистрации после вступления закона в силу, то никакой потери тех доходов, на которые бюджет рассчитывает сейчас, не будет, – утверждают в минэкономики. – Кроме того, развитие индивидуального предпринимательства (как формы самозанятости населения) будет способствовать уменьшению бюджетных расходов на выплаты пособий по безработице, субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, на медицинское страхование неработающих граждан и т. д.».

При этом, по оценке правительственных экспертов, до 31 декабря 2020 года льготой на территории Саратовской области воспользуются не менее 7,5 тысяч индивидуальных предпринимателей. А объём их выручки от продажи товаров, работ и услуг составит около 55 миллиардов рублей.

Дают – берём, обещают – наблюдаем

Что касается снижения ставок по налогу на доходы по упрощёнке и ЕНВД, то, как сообщили «Газете недели» в министерстве, пока все права на это в руках «больших парней» в федеральном правительстве. В регионы обещанные полномочия не спустились, и когда спустятся (и спустятся ли), неизвестно. Собственно, поэтому высчитыванием выгод или потерь от наличия таких полномочий в региональном минэкономразвития не занимались.

Ничего не считали и местные предприниматели. Хотя и без всяких подсчётов понятно, что бизнесу, тем более малому, выгодно любое снижение налоговой нагрузки.

По словам руководителя регионального отделения всероссийской общественной организации малого бизнеса «Опора России» Юрия Романова, помимо «налоговых каникул», возможность которых областная дума должна рассмотреть буквально на днях и которые, безусловно, будут полезны для развития саратовского предпринимательства, бизнес собирается обсудить с властью стоимость патентов.

«В этом вопросе ещё не всё решено. Мы намерены вернуться к его обсуждению в ближайшее время. И Владимир Пожаров (министр экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области. – Прим. ред.) тоже об этом неоднократно заявлял. Стоимость патентов необходимо привести к удобоваримым цифрам. Тогда они будут интересны предпринимателям, что сделает эту систему выгодной бюджету», – отметил Романов.

Снижение ставок по налогам на доходы, по словам Романова, тоже интересная тема и совсем не лишняя для бизнеса в сегодняшнее непростое время. «Но одно дело – задекларировать такое намерение и совсем другое – привести его в исполнение. Понятное дело, что бюджеты регионов много могут потерять, – говорит Юрий Юрьевич. – Посмотрим, на что же в конечном итоге решится власть».