Цена Крыма

Оценить
К годовщине взятия полуострова

16 марта 2014 года в Крыму прошел стихийно организованный исторический теперь уже референдум, на котором большая часть жителей полуострова выразила желание отделиться от Украины и войти в состав России. 18 марта президент России Владимир Путин начал процедуру принятия республики Крым в состав России. Прошел уже год с тех пор, как #крымнаш. Надо помнить, что Россия этим присоединением нарушила Будапештский меморандум, подписанный в 1994 году лидерами РФ, Украины, США и Великобритании. По условиям этого меморандума, Украина отказывается от ядерного оружия в обмен на гарантию ее территориальной целостности в тех границах, в которых она осталась после распада Советского Союза. То есть с Крымом. Поэтому мировое сообщество аннексию полуострова не признало. И последовала война санкций.

В связи с этим мы решили задать два вопроса: почувствовали ли вы на себе действие санкций; если да, то каким образом? И стоит ли Крым такой жертвы?

Александр ЕрмишинАлександр Ермишин, предприниматель, руководитель общественного движения «Жить здесь!»:

«ЦЕНА» КРЫМА НЕ ВОПРОС КОШЕЛЬКА, А ВОПРОС ОТНОШЕНИЙ С БРАТСКИМ НАРОДОМ

Экономические санкции, которые начали вводиться против России после вхождения Крыма в состав Российской Федерации, я, безусловно, почувствовал. Причем с двух сторон. Нет, в персональных списках я вроде не значусь и в отличие от многих известных людей туда не стремлюсь. Я хоть и планирую «жить здесь!», но совершенно не собираюсь здесь самоизолироваться. Более того, считаю это бесперспективным и вредным для страны.

Во-первых, экономические санкции (в частности, ограничение доступа к дешевым западным источникам финансирования) привели и продолжают приводить к увеличению издержек для всей экономики в целом, что в конечном итоге увеличивает стоимость товаров и услуг для населения. В этом же направлении «работает» и кратная девальвация рубля и, как это ни парадоксально, антисанкции, которые мы ввели вроде как по собственной воле. В магазин я хожу если не каждый день, то через день точно, поэтому санкции почувствовал в буквальном смысле на своем кошельке.

Во-вторых, будучи владельцем небольшого бизнеса, я почувствовал влияние санкций и антисанкций и «с другой стороны». По тем же указанным выше причинам, плюс из-за существенного снижения платежеспособного спроса, серьезно снизилась и оборачиваемость и доходность моего бизнеса. В результате из последних сил исполняю обязательства перед сотрудниками, поставщиками и кредиторами.

Что касается цены Крыма, то такая постановка вопроса кажется мне не совсем верной. Это не вопрос бюджета или кошелька. Были бы мы побогаче – можно было бы присоединять, что ли? Если уж говорить о «цене» Крыма, то тут уместно сказать об ухудшении отношений с самым братским народом и другими соседями.

Денис ЖабкинДенис Жабкин, блогер:

«ТЯГОТЫ И ЛИШЕНИЯ» ПРИХОДИТСЯ ТЕРПЕТЬ ПОМИМО СВОЕЙ ВОЛИ

Действие санкций на себе ощутил, наверное, каждый житель России. Для этого достаточно зайти в любой магазин. Цены выросли на все товары, независимо от того, где они производятся. Например, год назад пакет саратовского пастеризованного молока я покупал по

27–28 рублей. Сегодня то же самое молоко стоит 33 рубля. За год цена на местный продукт возросла на 20 процентов. Глазированные творожные сырки подмосковного производства, которые я всегда брал за 12 рублей, сегодня стоят 19 рублей, и я их теперь не покупаю совсем. При этом финское масло и молоко с прилавков благодаря эмбарго исчезло. В результате выбор теперь меньше, а отечественный производитель, потеряв более качественных конкурентов, не только вместе тем потерял смысл повышать качество своей продукции, но ещё и поднял свои цены, потому как все равно выбора теперь нет, купят и по такой.

Помимо этого, заметно подскочили цены на технику, а особенно импортные товары, в том числе детские. Но уровень зарплат остался на прежнем уровне. А из-за изменения ставки рефинансирования ЦБ многие фирмы просто закрылись из-за нерентабельности.

Что касается второго вопроса, то я не считаю финансовый кризис последствием только присоединения Крыма. Ухудшили экономическое положение упавшая цена на нефть и ситуация на юго-востоке Украины. Готов ли я терпеть ухудшение жизни по этой причине – вопрос риторический. Я не имею никаких рычагов влияния на международную политику нашего государства. Как и всем жителям страны, «тяготы и лишения» приходится переносить помимо своей воли. Единственное, что хотелось бы пожелать всем, – это трезво оценивать ситуацию, изучать все точки зрения, не верить слепо тому, что льётся по некоторым ТВ-каналам. Винить Обаму в повышении цен на творог саратовского молочного комбината, согласитесь, глупо.

Александр ПшеничныйАлександр Пшеничный, студент:

ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ РОССИЯ ВНОВЬ БЫЛА ВЕЛИКОЙ

Действие санкций я на себе не ощутил. А вот ответные санкции России, после которых цены в магазинах скакнули, – да. Здорово ударило по кошельку. Но я имею представление об общей экономической ситуации и влиянию на нее санкций. Друзья в том числе рассказывают, что некоторые предприятия загибаются, поскольку не имеют возможности теперь продавать продукцию, отсюда уменьшение зарплат и так далее.

Готов ли я жить под санкциями, ради того чтобы Крым был в составе России? У большинства русских, в том числе и у меня, после уроков истории выработалось имперское мышление. Хочется, чтобы Россия вновь была великой, и мы готовы пройти сквозь любые преграды, чтобы достичь этого. А возвращение Крыма с его городами былой славы русского оружия даёт на это надежду. Да и отдавать нашим партнёрам из северно-атлантического альянса такую стратегическую территорию тоже было бы ошибкой. Так что мой ответ – да!

Дмитрий ОлейникДмитрий Олейник, политолог:

КРЫМ СТАЛ ДАЛЬШЕ И ДОРОЖЕ, НО ВОПРОС НЕ В ЭТОМ

Сложный вопрос. Лично я влияния санкций не ощутил. Я не нахожусь в санкционном списке. Думаю, что и большая часть граждан России санкции Евросоюза на себе не чувствует. Что касается ухудшения общего экономического положения, то многие факторы совершенно не зависят от присоединения Крыма. Например, рост курса доллара произошел, скорее, из-за падения цены на нефть. Сложно представить, что именно Крым обвалил цену на углеводороды. Просто так совпало. Не присоедини Россия Крым, мы бы все равно переживали бы экономический кризис. Поскольку на начало 2014 года структура экономики нашей страны очень сильно зависела от цены на нефть. Правда, возможностей выхода из кризиса было бы больше. Банки смогли бы привлекать дешевые кредиты с международных финансовых рынков, в результате кредиты для местных производителей, предпринимателей, торговцев, обычных граждан были бы доступнее. А теперь придется выбираться самостоятельно.

Вот введённые Россией антисанкции по импортозамещению пока сыграли в минус.

Вопрос цены Крыма, скорее, этический, нежели экономический. На какие жертвы можно пойти, чтобы защитить тех людей, которые считают себя русскими? Если заблудился человек и на его поиски поднимают вертолет и жгут огромное количество дорогого топлива, это насколько целесообразно? То, что жители Крыма хотели в Россию, подтверждает социология, даже украинская. Если бы референдум случился сейчас, то результат был бы похожим.

Конечно, в плане доступности Крыма и экономики там объективно стало хуже. Продукты питания в России стоят дороже, чем на Украине, а цены в Крыму теперь российские. Но местные жители, по крайней мере те, с кем я общаюсь, не жалуются. Состояние тех, кто получает доход из бюджета, стало лучше. Те, кто зарабатывает деньги самостоятельно, пострадали. Российские законы менее удобны для работы бизнеса.

Сухопутного пути на полуостров из России нет. Работа переправы сильно зависит от погодных условий. На море часто бывают штормы. Для решения доступности необходимо строительство моста. Всё это становится дольше, дальше и дороже. Но никто не знает, что было бы, если бы Крым не был присоединен к России. Может быть, было бы как в 2013 году. А может быть, как в Луганске. Это область сослагательного наклонения.