За годом год проходит: есть ли толк?

Оценить
Теория малых дел и литература

Указом президента от 12 июня 2014 года было объявлено, что 2015 год станет Годом литературы. Удивительная преемственность (Год культуры плавно перетекал в Год литературы), казалось, должна была обрадовать всех без исключения филологов, писателей, читателей и вообще неравнодушных к литературе людей. На деле же оказалось, что инициатива вызывает много вопросов. Чтобы это понять, обратимся к плану мероприятий по проведению Года литературы на территории Саратовской области.

Ежедневная четвертинка

Именно такой результат получается, если провести нехитрые математические действия и разделить 87 запланированных министерством мероприятий на 365 календарных дней. Впрочем, эта статистика весьма условная, поскольку часть мероприятий рассчитана на проведение в течение всего календарного года. Да и здесь нужно внести уточнение: все они затрагивают не полный календарный год. Так, например, на декабрь вынесено всего одно мероприятие – конкурс студенческих авторских произведений «Жить здорово!». Возможно, наши чиновники посчитали, что перед Новым годом людям будет не до литературы?

Кстати говоря, название, невольно вызывающее ассоциации с одноименной программой Елены Малышевой, – не единственный забавный перл. Например, на октябрь запланирован молодежный поэтический батл «Муза лиры вдохновенной». Не правда ли, очень подходящее название для батла?

Программа на шести листах поделена на международные, межрегиональные и региональные мероприятия, а тематически разграничивает их на проводимые, скажем, для популяризации чтения для детей и подростков и на те, что посвящены 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. Многие приурочены к празднованию юбилеев классиков – 220-летию Грибоедова или 180-летию Марка Твена. Встречаются и довольно странные мероприятия типа 105-летия со дня рождения Ольги Берггольц и Александра Твардовского. Спору нет, поэты выдающиеся, вот только к Саратову не имеющие отношения, да и даты, прямо скажем, не самые серьезные.

Большинство литературных событий «на глазок» не кажутся крупными, здесь, скорее, наши радетели за литературу берут числом, а не масштабом. Наконец, многие мероприятия не новы, да и чисто литературными их назвать сложно. Например, в план попала «Саратовская студенческая весна», которая проходит ежегодно и исключительно литературной никогда не была. «Пущай будет», – видимо, решили наверху. Впрочем, передадим, наконец, слово специалистам в делах литературных.

Год литературы как паровоз

Писатель Роман Арбитман, на минувшей неделе презентовавший новую книгу «Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать», считает, что план похож на «профанацию», хотя и оговаривается, что все равно от него есть определенная польза: «Может быть, из тысячи мероприятий, запланированных по всей России, десятка два будут стоящими и что-то дадут... Может, в нашем регионе, может, в Москве, может, в Санкт-Петербурге, может, в маленьком городке каком-нибудь. Из миллионов, которые на это дело выделят, какие-то деньги перепадут правильным людям, хотя, конечно, многое украдут... В конце концов, это обычная ситуация в нашем государстве: 5–10 процентов эффективности, как у паровоза. У Года литературы эффективность, думаю, будет такая же».

А вот непосредственно министерским планом Роман Эмильевич не доволен: «Из того, что предложил наш минкульт, любопытного нет ничего. Я с большим интересом буду наблюдать за книжной ярмаркой (первая межрегиональная книжная ярмарка «Волжская волна». – Прим. авт.) – тут нас ждут неожиданности. Я не знаю, что это за книжная ярмарка, скорее всего, это будет катастрофа, но наблюдать за этим будет любопытно. Если на нее сумеют пригласить несколько приличных московских издательств и саратовцы смогут приобрести книги по ценам ниже магазинных, то уже хорошо. Я не очень на это надеюсь, но иногда случаются же чудеса! Иногда деньги перепадают на хорошее. Нам остаётся надеяться, что на что-то хорошее деньги перепадут в том числе».

Сходную точку зрения на план мероприятий имеет Алексей Александров, редактор отдела поэзии журнала «Волга»: «У меня отношение, скорее, негативное. Это показушная акция, которая, помимо освоения денег из бюджета, нужна еще и для того, чтобы всем сказать – вот как у нас с литературой всё хорошо. Но это же совсем не так. При том уровне конфронтации между властью и художником, при практически объявленном курсе на изоляцию страны с одновременным поощрением сервильности мы имеем сегодня то, что имеем. И эти праздничные хороводы с портретами «нужных» писателей только породят еще одно препятствие для понимания литературы для тех, которые и так не умеют современную литературу читать. Откройте чудесный план мероприятий по области с его 87 пунктами – чтения, вечерины, празднования юбилеев, где рядом с именами Пушкина, Лермонтова, Блока, Твардовского стоят имена Палькина, Шульпина, где довеском весь этот унылый раздел «Творческие встречи с саратовскими писателями», эти вечные «саратовские писатели – детям». Если бы не даты, можно подумать, что на дворе вторая половина прошлого века. А самое печальное, в названиях мероприятий и «приуроченных тем» легко угадывается та идеологическая тележка, которая бежит впереди паровоза по накатанным рельсам в «светлое будущее», на деле уводя дремлющих пассажиров-слушателей на запасный путь в тупик».

Жёстко высказывается и писатель Михаил Богатов: «Проведение Года литературы никак не связано с литературой, это мероприятие, затеянное по всей нашей Федерации лишь для отчёта людей, не интересующихся культурной ситуацией, но имитирующих её наличие перед людьми, просто не интересующихся культурной ситуацией. То есть это внутричиновничье дело. Какое это имеет отношение к литературе?»

«Год литературы в Саратове получается без Саратова»

Подробнее прокомментировать план мы попросили и доцента кафедры общего литературоведения и журналистики Института филологии и журналистики Игоря Книгина. «Маловероятно, что этот план будет осуществлен до конца, а если и будет осуществлен, то в формальной части, – считает преподаватель института. – Слишком много деталей, связанных с проведением мероприятий в школах. Нужен ли вообще план? Могут быть просто ключевые мероприятия, рассчитанные на год. На мой взгляд, он слишком дробный, 87 пунктов – это нечто неудобоваримое. Главное, чтобы у нас не «замероприятились», как всегда бывает в этих случаях, ведь такие события привлекают огромное количество чиновничьих сил... Мне план не близок, я не понимаю, как один из пунктов можно озаглавить «Просмотр мультфильмов и видеофильмов по любимым произведениям «Классика на экране»... Не лучше ли было вспомнить кино? У нас есть подлинные шедевры, связанные с русской литературой... Кстати, в этом перечне мы не встретим имен саратовских, за редким исключением. А ведь с Саратовом связано много имен и имен значимых, хоть и не классиков, как Чернышевский с Фединым. Кстати, в этом году отмечается 100-летие со дня рождения Константина Симонова, а ведь он связан с нашим городом. Симонова в плане нет, большого русского писателя вообще стали подзабывать. С Саратовом связаны имена Салова, Александра Федорова, Льва Гумилевского, Николая Каронина-Петропавловского. И их в этом плане нет. Год литературы в Саратове получается без Саратова».

Тем не менее, инициативу проведения Игорь Анатольевич оценивает позитивно и отмечает, что она дает положительные результаты, в частности, наблюдается определенный всплеск интереса в СМИ, «которые о литературе, надо сказать, давно подзабыли». Книгин считает: «Когда о литературе говорят во всеуслышание, да и еще в течение года на возвышенных тонах во времена бездуховности и с каждым днем утрачиваемого интереса не просто к печатному слову, но и к слову художественному, разве это плохо? Когда это у нас было? Несмотря на неизбежные накладки, потешные несостыковки, возникающие из-за чиновничьей приказной ретивости, все равно это благо, прорыв через толщу четвертьвековой безнравственности и пропаганды общества потребления. Литература – это врачеватель».

Под белы рученьки

К счастью, литература не ограничивается планами министерств. А между тем на литературной карте Саратова имеются две очевидные проблемы, на которые чиновники стремятся закрыть глаза. Начнем с фестивалей.

Несмотря на целый блок в разделе плана, там не увидишь проходящий в девятый раз фестиваль современной поэзии «Центр весны» под руководством Михаила Богатова. В недавней публикации Михаила Александровича «Год литературного подполья», появившейся на портале «Новости Саратова», он прямо пишет:

«Вот и сейчас можно крикнуть, за месяц до фестиваля: помогите нам. Пожалуйста!

Слышите, как помогают? Нет? Странно!

Мы тоже не слышим. Некогда людям. Они осваивают литературные деньги и готовят отчеты».

Такие дела. Удивительная ситуация: на фестивале, как на днях объявил организатор, выступит замечательный московский поэт Сергей Шестаков, с моноспектаклем приедет Анатолий Рясов, между прочим, лауреат престижной литературной премии «Дебют». Остальное пока держится в секрете, но и этого немало, тем более что программа обещает быть плотной – фестиваль вновь растянется не на два, а на три дня, как несколькими годами ранее. Вот, казалось бы, и искомое крупное мероприятие с местными авторами! Однако чиновники предпочитают делать ставку на иные поэтические фестивали, тот же «Свободный микрофон над Волгой», организуемый комитетом общественных связей и национальной политики.

О степени «свободности» этого фестиваля мы в курсе. Всё тот же Богатов рассказал, как на Соколовую гору позвали участвовать литературный клуб «Дебют»: «Мы пришли. Нас предупредили – будет «министр» (глава комитета по нацполитике, как я понимаю), поэтому нельзя «политики и ненормативной лексики». Одна из наших девочек произнесла строчку «порождение иллюзий сродни онанизму». Выступление нашего клуба прервали, согнали со сцены. Видимо, слово «онанизм» (медицинский термин, кстати) было признано либо ненормативной лексикой, либо, простите, политикой. В любом случае в присутствии «министра» нельзя упоминать о самоудовлетворении. Почему – я не хочу даже об этом думать».

Впрочем, сомнительно, что и чиновники хотят думать про «Центр весны». «Очень взаимно», как говорит ведущий Дмитрий Дибров.

Волга без XXI века

Зато о чем они думают, так это о дальнейшей судьбе литературного журнала «Волга – XXI век». С недавних пор издание испытывает определенные трудности. Владимир Вардугин, подводивший итоги Года культуры в «Деловом Саратове», писал: «В будущем году хотели было чиновники из минпечати отказаться от журнала «Волга – ХХI век», закрыв его издание, да их остановил аргумент редактора журнала Елизаветы Сергеевны Даниловой (воспитанницы поэтического клуба «Диалог»): «Так 2015 год президент России объявил Годом литературы!» «Хорошо, – смилостивились чиновники, – мы журнал в 2016 году закроем». К сожалению, связаться с редакцией нам не удалось, как, к слову, и найти свежие номера журнала в Сети. В печати он теперь не издается и, по всей видимости, может исчезнуть совсем. Тем не менее, саратовские литераторы не торопятся его оплакивать и замечают, скорее, что властям нет дела до престижной и выживающей своими силами и на голом энтузиазме «Волги» – большего, чем «Волга – XXI век», преемника традиций той, старой «Волги».

Вот мнение Богатова по этому поводу: «Мне кажется, что распадение или сохранение журнала «Волга – ХХI век» никак не влияет ни на идею проведения Года литературы, ни на литературу в Саратове в принципе. Все знакомые мне авторы, на какие бы категории они ни делились, ни разу не слышали об этом журнале, кроме как от более взрослой категории авторов, которые ещё застали делёжку тёплых мест от административных структур. Я знаю, что «Волга – ХХI век» особо не наживается, но даже сам факт зарплаты за литературу в нынешних условиях не очень ясен... Кто видел этот журнал? Устраивали ли авторы этого журнала встречи – не запланированные и с административным «сгоном» публики – с жителями города? Что-то я не помню о таких прецедентах. Хотя, по мне, лучше бы журнал был. Он привлекает к себе какую-то (мне неведомую) часть публики, которая рада тому, что журнал есть. Почему бы и не быть ему тогда? У нас же типа того – демократия полная. Правильнее, конечно же, было бы поддерживать журнал, который отыскивает новых авторов, предоставляя им важную для них (и всех) площадку для публикации. Имя этого журнала – «Волга». Просто «Волга», которая находится в подвешенном состоянии несколько лет и держится только за счёт подлинного энтузиазма его создателей».

Арбитман высказывается еще жестче: «Если бы наше министерство культуры дало грант на издание хотя бы в течение года журнала «Волга», то это был бы хороший вариант. Но они даже помыслить не могут об этом. Вот что меня угнетает. Удивительно – существует в Саратове журнал российского уровня, с традицией, занявший место в истории. Помогите ему – копейки будет стоить, гораздо меньше, чем все эти пафосные мероприятия, никому не нужные! А то, что прикрыли проект «Волга – XXI век», – оно, может, и к лучшему. И лучше было бы, если бы их деньги отдали «Волге», – это было бы достойно».

Услышат ли чиновники наших литераторов? Может быть. Но, наверное, произойдет это в те замечательные времена, когда губернатор Радаев не будет называть Олешу Алёшей, а начальник управления культуры и кино Вольского района Ольга Родионова не будет путать Чехова с Пешковым.