Во всем виноват Воздушный кодекс
Саратовские городские власти при поддержке городской общественности замахнулись на корректировку федерального законодательства. В частности, подправить, по мнению чиновников администрации Саратова, требуется Воздушный кодекс РФ. Потому что в нынешнем своём виде этот свод законов мешает раздавать землю многодетным семьям. Эта тема в минувший четверг обсуждалась на заседании комиссии по вопросам градостроительства, экологической безопасности, охране окружающей среды и ЖКХ Общественной палаты города Саратова.
Цель, конечно, благородная, но на пути её достижения муниципальные чиновники рискуют заблудиться совсем. Хотя это тоже может быть цель – местные власти ведь обязаны раздавать многодетным участки, обеспеченные инженерной инфраструктурой, денег на строительство которой в муниципалитете, как известно, нет.
Закон противоречив и абсурден
Перед представителями общественности выступил заместитель главы администрации Саратова по градостроительству и архитектуре Андрей Гнусин, который заявил, что действующий Воздушный кодекс РФ не позволяет исполнять указ президента и закон Саратовской области. Кроме того, в самом кодексе, по его словам, присутствуют взаимоисключающие нормативные акты, которые, по уму, надо бы привести в соответствие друг другу.
Андрей Гнусин пояснил, что в соответствии со статьёй 21 Градостроительного кодекса для получения разрешения на строительство застройщикам необходимо подготовить целый пакет документов, включающий различные экспертизы и в том числе согласование от аэродромов.
Саратов находится в зоне сразу пяти аэродромов, расположенных в Энгельсе, Дубках, Соколе. Непосредственно в черте города Саратова расположен аэропорт Центральный. При этом зоной действия аэродромов определена территория радиусом в 30 километров. Таким образом, город целиком находится в этой зоне. И процедура согласования становится обязательной при любом строительстве на территории города и оказывается очень «забюрократизированной». По словам Андрея Гнусина, чтобы получить согласование с собственниками аэродромов, необходимо послать им запрос. Но сначала нужно пересчитать координаты: «Потому что мы работаем в местной системе координат, а аэродромы работают по географическим координатам».
Гнусин пояснил, что пересчётом координат в Саратове занимается одна-единственная организация, которая за пересчёт одной точки на карте берет 20 тысяч рублей.
А теперь собственно проблема, с которой в своей «повседневной» работе столкнулась администрация города. Во исполнение указа президента и соответствующего закона Саратовской области городские власти обязаны предоставлять многодетным семьям земельные участники под строительство жилых домов или дач. И получая от государства в собственность участок, многодетная семья вместе с тем получает и обязанность по согласованию своего будущего строительства со всеми пятью аэродромами.
«В Заводском районе нами подготовлено порядка 760 площадок, которые должны быть переданы многодетным семьям. Администрация города предприняла попытку согласовать весь участок целиком. Мы сами пересчитали все координаты, отправили письмо в Самару собственникам аэродрома. Но в ответ было получено заявление, что каждый индивидуальный участок, предоставляемый под застройку, должен быть индивидуально согласован, – рассказал Гнусин. – То есть получается, что многодетная семья, подходя к застройке, должна обратиться за пересчётом координат (а речь идёт о пересчёте как минимум двух точек), заплатить 40 тысяч рублей, направить данные в пять аэродромов и больше месяца ждать ответа. Это, на наш взгляд, неправильно».
С другой стороны, по словам чиновника, к Воздушному кодексу РФ, содержащему положение об обязательности такого согласования, прилагается инструкция по безопасному использованию воздушного пространства. В нём сказано, что без согласования с аэродромами запрещается строить только здания высотой 50 метров и более относительно уровня аэродрома.
«То есть по кодексу мы обязаны согласовывать все объекты строительства. Но по инструкции можно не согласовывать те здания, высота которых ниже 50 метров, – отмечает Гнусин. – Это два взаимоисключающих документа. Каким из них руководствоваться в случае с участками многодетных семей, непонятно».
Чтобы подкрепить подозрение в абсурдности федерального законодательства, Гнусин вспомнил пример из практики городского строительства. По его словам, когда прокладывалась тепломагистраль – объект, находящийся под землёй, – тоже потребовалось согласование от аэродромов. «Зачем?! – недоумевал чиновник. – С этим же нужно что-то делать!»
Быстро не делается
Председательствующий в комиссии Яков Стрельцин недоумение Андрея Гнусина разделял полностью. Но сообщил, что проблемы, связанные с исполнением Воздушного кодекса РФ в Саратове, всплывают не впервые.
«Когда мы пытались разобраться в этом вопросе, нам в вышестоящих инстанциях заявили, что кодекс – это основополагающий документ. Ориентироваться нужно на него, мол, и не выпендриваться, – сообщил Яков Саввич. – Но на практике это конфликтная ситуация, которая требует или какого-то судебного решения, или изменения законодательного».
По словам Стрельцина, для решения проблемы городским властям придётся обратиться в областную думу или к губернатору, то есть к кому-то, кто наделён правом выхода с законодательной инициативой в Государственную думу. Но обращаться, мол, нужно с конкретным предложением.
«Администрация города Саратова сейчас у нас просит поддержки в этом вопросе, и я думаю, что мы должны её поддержать», – заявил Стрельцин. Он добавил также, что на самом деле обсуждаемый вопрос касается не только многодетных семей или крупных застройщиков, возводящих высотные многоквартирные дома. Актуальной эта проблема становится даже для тех, кто на месте старого частного дома захочет построить новый коттедж.
«40 тысяч рублей, извините, – это и без кризиса деньги для граждан немалые, а сейчас это просто обдираловка. Особенно в отношении многодетных семей, для которых преференция от государства в виде бесплатного участка превращается в форменное издевательство», – добавил Яков Саввич. При этом он заявил, что обойти исполнение Воздушного кодекса никак невозможно. И яркое тому подтверждение – скандальные дома «Новостроя – 21 век». Дело по ним дошло до Верховного суда, и тот заявил, что Воздушный кодекс такой же обязательный, как и Градостроительный.
Никто из присутствующих на заседании комиссии с актуальностью и злободневностью поднятой Гнусиным проблемы не спорил. Только депутат городской думы Дмитрий Кудинов пустился в пространные рассуждения о важности всеобщего равенства перед законом. Он заявил, что и нахождение в черте города аэропорта, как у нас в Саратове, само по себе уже является нарушением положений Воздушного кодекса – «и по шумам, и по санитарно-эпидемиологическим нормам, и прочему». Так почему закон не соблюдается в этой части?
Яков Стрельцин напомнил депутату, что и право, и возможность, и безопасность работы саратовского аэропорта уже неоднократно доказывались его собственниками. Но Кудинова это не убедило.
«Я не знаю, как они это доказывали и перед кем, если я, находясь в центре города, слышу, как у самолётов двигатели прогреваются, – возмущался Кудинов. – Я не к тому, что надо ужесточать требования к нашим авиаперевозчикам, а к тому, что есть закон, и он, наверное, должен быть единым для всех тогда. Наверное, когда законодатель писал законы, он руководствовался регулированием каких-то взаимоотношений, а не просто тем, чтобы взять и написать какую-то букву. И если велено соблюдать законы, то это должны делать все».
Развивать тему, поднятую Кудиновым, не стали. Решили просто определиться со сроками подготовки поправок в федеральный закон. Андрей Гнусин бодро заявил, что ему хватит двух недель. Там ведь всего-то надо почётче прописать, в каких конкретных случаях строительству должно требоваться согласование с аэродромами. Но бдительный депутат Кудинов возразил: «Вы сейчас начнёте прописывать одно, а там другое потянется, и вам придётся переработать весь Воздушный кодекс. Быстро это не делается».
«Тогда до конца месяца», – попросил новый срок Андрей Гнусин. И все согласились с ним.