Николай Шадрин: Люди не перестанут ходить в рок-клубы
Зимнее время традиционно богато на музыкальные события. Не так давно прошла презентация очередного сборника SIM (Saratov Independent Music), куда попадают лучшие саратовские рок-группы, следом – четвертый фестиваль «Желтая гора», презентация проекта «Музыкальный ринг «13 пятниц» и в конце февраля «Фестиваль джазовой музыки». О ситуации в Саратове с музыкой и клубами мы говорили с Николаем Шадриным – организатором рок-концертов.
– В феврале прошел четвертый рок-фестиваль «Желтая гора». Какие плюсы и минусы ты можешь выделить?
– Звучали самые разные мнения на этот счет. Были дискуссии по поводу того, что на фестиваль выбрали не самый сильный состав участников. Я не скажу, что он получился плохой, хотя есть слабые места. Выбор приезжих меня разочаровал в основном... Но я скажу лучше про саратовских, с кем я контактирую по профилю.
Я был на всех «Желтых горах», все их помню. Участники никогда не повторялись, за исключением Gonnalon. С учетом того, что на фестивале выступали «Кок Оду», «Пляски Святого Витта», Radioaction, Василий Уриевский, то уже сложно взять группу, проверенную временем. Поэтому и попали на фестиваль те, кому уделяют меньше внимания. Но по отдельности эти саратовцы имеют немало плюсов и показали себя хорошо. И фестиваль в целом удался. Единственный минус – второй раз не могут заполнить большой зал на крупном музыкальном событии. Вернее, оно позиционируется как крупное, а чисто внешне, по количеству людей в зале, так не выглядит, к сожалению. Я не знаю, почему. Было много рекламы и пиара события.
– Нет ли в этом признака того, что Саратов пресытился музыкой? Ведь в нашем городе, как ты сам замечал, восемь-девять действующих рок-площадок, что гораздо лучше, чем, скажем, в Пензе, Волгограде или Тольятти. Может, у саратовского зрителя просто нет желания идти на фестиваль, если он и так постоянно это слушает в клубах?
– Хороший вопрос. Но, наверное, в этом причину я не вижу. Просто для того, чтобы собрать «Звездный», на фестивале должны играть исключительно популярные группы и артисты типа Уриевского. И, наверное, за месяц до мероприятия им нужно отменить все свои концерты, чтобы не мелькать. Но так редко происходит.
– Получается, в Саратове спрос не соответствует предложению?
– Да. Можно сказать, что у большой аудитории нет интереса к местным командам. Рок-музыку любят многие люди. Чтобы убедиться в этом, достаточно сходить, скажем, на «Би-2» или «Сплин». Но местные артисты их не интересуют, они появляются только на привозных звездах. Как менять эту ситуацию, не совсем понятно. Одно из решений, достаточно очевидных, – увеличение количества открытых массовых мероприятий вроде Дня города, на котором перед многотысячной толпой выступили четыре саратовских коллектива. Если таких акций будет больше, то и народ в клубы сильнее потянется.
– Есть и прямо противоположное решение: дать зрителю «поголодать», чтобы он накинулся потом.
– То есть как «поголодать»?
– То есть нет ли попытки со стороны организаторов форсировать события? Когда некоторые мероприятия недостаточно удаются, инициаторы могут взять перерыв, чтобы исправить ошибки и чтобы зритель успел соскучиться. Я не пытаюсь навязать свою точку зрения, просто спрашиваю: возможно, Саратов просто не готов к таким массовым мероприятиям?
– (Долго думает.) Наверное, ты прав. Но в последние 4–5 лет ситуация изменилась в лучшую сторону. Когда я только начинал заниматься организацией концертов, у меня было четкое ощущение, что народ пресыщен. Пресыщен, потому что считал, что легче скачать музыку в интернете, чем пойти в клуб. И людей на концертах было меньше, чем сейчас. Но постепенно ситуация улучшилась. Сейчас я вижу, что это кому-то надо и всё не так плачевно и даже идет в гору.
– Другое событие в музыкальной жизни Саратова – это проект «Музыкальный ринг «13 пятниц» в «Leningrad Hall», в котором местные музыканты будут соревноваться между собой, как в некогда популярной программе «Музыкальный ринг». Как ты относишься к этой инициативе?
– Как и к любой затее, делающейся ради привлечения интереса к местной музыке, я отношусь положительно, независимо от того, занимаюсь этим я или кто-то другой. Критиковать мне идею не за что.
– Можно ли сказать, что это мероприятие делается не столько для того, чтобы показать саратовскую музыку здесь и сейчас, сколько для создания информационного пространства вокруг местной сцены?
– Кстати, создатели программы сами говорили, что делали ее в 1984 году отчасти с целью привлечь внимание к группам, находящимся в подполье. А дело было в Ленинграде, где тогда существовал первый ленинградский рок-клуб и где творили «Аквариум» и «Кино», где чуть позже появится «Алиса» и где создавалась передовая рок-музыка страны. Но все равно это был клуб. А создатели хотели, чтобы тот же «Аквариум» вышел на какую-то более широкую аудиторию посредством телевидения. Появился «Музыкальный ринг» с достаточно уникальным форматом поединка зрителя с музыкантом. Конечно, там тоже была цензура и свои нюансы, но тем не менее именно на «Музыкальном ринге» состоялся всесоюзный эфир «Аквариума» в 1986 году, эфиры у «Алисы» и «АукцЫона», продвинулся благодаря этому Игорь Корнелюк. В общем, формат показал способность создавать медийное пространство, без которого никуда. Я не могу сказать, что саратовская версия что-то изменит, но она тоже может улучшить ситуацию.
– Концертный фотограф Олег Елкис как-то писал в своем ЖЖ, что его радует нарождающаяся в Саратове тенденция к мультиформатности клубов, когда пропадает жесткое разграничение «такую музыку мы играем, а такую – нет». Эта тенденция действительно есть? И чего здесь больше: попытки учесть интересы зрителей или выживать в современных тяжелых экономических реалиях?
– Насколько я знаю, эта идея давно используется и работает в Москве и Петербурге, но мы, как бы я ни не любил это говорить, отстаем от этих городов. Отстаем не потому, что этого не делаем, а потому что люди оказываются к этому не готовы. Я не скажу, что эта тенденция везде происходит, но ничего плохого в ней нет. Возможно, приживется и здесь, но пока многим она кажется не к месту. Прогнозировать же сложно – мало опыта было в этом русле.
– А если посмотреть на перспективу, то это неизбежность или Саратов может пройти мимо мультиформатности?
– Да, это может стать следующим этапом, поскольку мы рано или поздно в чем-то берем пример с Москвы или Санкт-Петербурга. Это вопрос времени.
– Как живется музыкальным клубам в нынешних экономических реалиях?
– Я не думаю, что им живется просто. Люди стали экономить. Но, знаешь, есть один очень хороший пример из истории – Великая депрессия. Казалось бы, когда американскую экономику постиг крах, людям было не до искусства. И тем не менее выросла популярность кинематографа. Почему? Потому что надо было отвлекаться. Как бы грубо ни звучало, но индустрия развлечений всегда будет иметь успех. Потому что людям нужно не только отдыхать, но и уходить от проблем. Поэтому я сомневаюсь, что в клубы перестанут ходить люди.
– Какие формации с жанровой точки зрения не имеет смысл везти в Саратов?
– Это очень сложный вопрос. Не уверен, что могу на него ответить.
– Тогда я иначе его построю. У всех клубов есть более или менее конкретный формат: «Варьете» везет альтернативу и металкор, «Черчилль» – джаз, вы и «On Air» достаточно мультиформатные заведения. А есть ниша, которая вообще не осваивается в нашем городе?
– Есть ряд групп, про которые лично меня очень давно спрашивают. Например: когда привезете Everything is Made in China? Хорошая группа, не спорю... Я вообще не люблю, когда задают этот вопрос. Привезти напрямую кого-то из Москвы дорого, да и в туре непросто бывает. Я порой сам думаю: хорошая группа, крутая, известная, но соберем ли зал? Потому что не проверяли раньше. И таких артистов много. Есть, например, известный и постоянно ныне упоминаемый авторитетными СМИ проект «Наадя». Я про него слышал, но мне не ясно, как вне меломанской общественности он может интересовать людей. В общем... Я не знаю, как ответить на твой вопрос.
– Расскажи, в чем заключаются обязанности музыкального организатора.
– В первую очередь придумывать мероприятие. Допустим, у меня есть какие-то свободные даты. Моя задача – чтобы клуб в этот день не пустовал и чтобы в этот день пришли люди. Не каждую группу поставишь на пятницу или субботу, потому что в случае неудачного выбора клуб понесет финансовые потери. Но мало поставить команду, которая собирает народ, надо еще и провести какую-никакую пиар-компанию. Часто это акция низкобюджетная, потому что реклама на радио или афиши по городу – роскошь. Поэтому включается Интернет, паблики, сайты, с которыми сотрудничаешь. Важно отслеживать зрительский интерес, чтобы представлять, какой минимум человек может прийти. А может оказаться и ситуация, когда понимаешь, что концерт лучше отменить. У меня, правда, такого не было. Но отслеживать все равно надо. Что касается непосредственно самого выступления, то здесь организатор должен договариваться со звукачом и группой о том, когда они должны прийти в клуб на отстройку звука, во сколько начнут, во сколько закончат. Во внутрикоммерческие вопросы я не буду вдаваться, но они тоже задействованы.
– Помнишь свой первый организованный концерт?
– Я где-то с 2001 году кручусь в саратовской рок-музыке и долгое время помогал организаторам по мелочи. Первый же полноценный мой концерт был провальным, но через два месяца я его исправил.
История такая: в 2010 году Джону Леннону исполнилось бы 70 лет. И я понял, что никто не будет отмечать это событие, и решил заморочиться сам. Созвонился с клубом «Верста», сказал, что нашел желающих выступить. «Верста», конечно, не очень подходила для подобного мероприятия, но в силу ряда причин я выбрал ее. Туда в основном ходили любители тяжелой музыки, и битломаны смотрелись не очень в тему. Хотя пришло 70–80 человек, что для такого андеграундного места было почти аншлагом. Провал же был в музыке. Накануне концерта у меня заболевают две группы из четырех. Катастрофа. Не знаю, что делать. Кое-как мы все-таки проводим, договариваемся, чтобы музыканты поджемовали. Но я благодаря этой неудаче многому научился.
А через пару месяцев другая дата, уже печальная, – 30 лет со дня смерти Леннона. И я решил снова делать концерт, пригласил ребят, которые не смогли тогда принять участие, сменил площадку – на «Machine Head», и 8 декабря 2010 года состоялась, как позже назовет это событие Кир.Зах. (Кирилл Захаров, фронтмен группы «З-Бэнд». – Прим. авт.), «Леннониана». Это был успех, сверхудача. Тогда, кстати, впервые выступила на публике группа The Frozen Gold. Думаю, если бы не было провала на первом концерте, у меня бы не получился так хорошо следующий.
– Какие ошибки чаще всего допускают начинающие организаторы?
– Если ты берешь организовывать концерт местных команд, то надо, во-первых, сцену знать. Например, кто-то начинал с того, что брал, скажем так, невыигрышные группы. Сам через это проходил. Часто перегибают с «мультиформатностью», когда ставят в одном концерте не сочетаемых артистов. Это минус многих начинающих организаторов. Хотя и я иногда думаю, почему бы не поставить, скажем, Gonnalon с Gordon Blaze, мол, придут разные аудитории? Но это будет провал, потому что сочетания не будет, атмосферы не будет. Есть, впрочем, и исключения. Например, на открытии «Machine Head» выступали разные коллективы. Но мы хотели таким образом показать нашу мультиформатность и просто разные группы. Однако это особый случай. Сочетать несочетаемое все-таки нужно уметь.
– Кого ты хочешь привезти в Саратов?
– Я мало занимаюсь привозами. И не могу сказать, что я к этому сильно готов. Но мне бы очень хотелось, чтобы в Саратове выступила группа Zorge, которая образовалась из другой знаменитой команды – Tequilajazzz. Хотя в Саратове дважды отменялись концерты более известных Tequilajazzz, потому что не раскупали билеты. Боюсь, и с Zorge будет та же ситуация. Я очень хотел бы осуществить их привоз, но я знаю, сколько они стоят и насколько они здесь интересны. Потому это маловероятно.