Неужели? В самом деле? Огурцы подешевели!

Оценить
Тепличная продукция местного производства выгодно отличается от импортной

Первые огурцы местных производителей появились на прилавках магазинов и рынков в конце января. Цены на них «выгодно» выделялись даже на общем фоне удорожания ряда продуктов: от 300 до 500 рублей за килограмм. И ведь это были не «забугорные», а наши отечественные огурцы, выращенные в тепличных хозяйствах Саратовской области. Народ искренне возмущался.

Волну гнева подхватили СМИ. На заоблачные цены жаловались губернатору на различных встречах, призывали обуздать хищнические аппетиты производителей и торговцев. Глава региона поручил правительству разобраться и взять ситуацию под контроль. Не осталась безучастной антимонопольная служба, потрепав нервы прежде всего производителям. Тогда в «Газете недели» вышел материал-исследование огуречного рынка. Ситуацию комментировали руководители ведущих предприятий по выращиванию тепличных овощей, министр сельского хозяйства региона Александр Соловьев. Все рассуждали о сезонности и уверяли, что в скором времени цена на огурцы неминуемо снизится. Овощеводы хором утверждали, что их огурцы вкуснее и безопаснее импортных, но это качество требует дополнительных затрат, а значит, стоит денег.

К 8 марта огурцы подешевели вдвое

Спустя месяц, накануне 8 марта корреспонденты редакции решили проверить, сбылись ли прогнозы и обещания о снижении цены.

Мы обнаружили, что местные тепличные огурцы подешевели вдвое. В Крытом рынке за килограмм отборных, красивых плодов просили 150 рублей, в сетевых магазинах 170–190. Огурцы менее правильной формы, нестандартные шли по 110–120. Цена, кстати, была обусловлена повышенным предпраздничным спросом. Кто не ленился, мог добраться до фирменных точек производителей, на сельхозрынки в Юбилейном и Солнечном, а также на ярмарки, организованные по команде губернатора, где с машин тепличных хозяйств огурцы расходились по 120–140 рублей. В очередь!

Связавшись с производителями, выяснили, что оптовая цена прошлого года в этот период была примерно такой же, и после праздника неминуемо ее резкое снижение. Законы рынка никто не отменял: увеличилось предложение – снизилась цена.

Как выяснилось, огуречная истерия была напрасной! К хорошему привыкаешь быстро, и тепличные овощи на столе стали нормой. За последние годы мы как-то успели забыть, что с осени и до середины лета огурцы на столах чаще всего были маринованными или солеными, а свежий огурец в начале февраля был экзотикой, как бананы во времена развитого социализма. Удалось этого достичь за счет увеличения производства овощей закрытого грунта на территории области. В регионе уделяется большое внимание поддержке отрасли, и динамичное развитие – модернизация, реконструкция и строительство новых теплиц – тому подтверждение.

В защиту саратовского огурца

В Саратовской области площадь тепличных комплексов составляет 92 га (зимние 70 га, пленочные 22 га). Урожаи увеличиваются: в 2013 году в теплицах собрано 25,2 тыс. тонн овощной продукции, или 122 процента к уровню 2012 года, второй показатель в ПФО и седьмой в России. В 2014 году собрано более 31 тыс. тонн, это на 23 процента больше, чем в 2013 году. Основные культуры: огурцы – 20 тыс. тонн, помидоры – 11 тыс. В планах на 2015 год – сбор урожая в объеме 33,7 тыс. тонн, строительство 12 га новых теплиц и реконструкция 13 га. Губернатор ставит задачу увеличения площади теплиц до 100 га и наращивания объемов производства овощей, что очень актуально в свете введенного продуктового эмбарго и обеспечения продовольственной безопасности региона. Область полностью обеспечивает себя овощами, и с каждым годом они становятся более доступными.

В настоящее время действуют семь тепличных хозяйств: «Совхоз-Весна», «Волга», «РЭХН», «МГ Групп», «Отдых-2010», «Лето-2002», «Теплица Балаковская». Привлечены инвесторы, планирующие в ближайшие годы реализовать крупные проекты по строительству теплиц в Красноармейском и других районах.

Две трети тепличных овощей производят ОАО «Совхоз-Весна», ОАО «Волга» и ООО «Рэхн». В феврале руководители этих хозяйств грудью встали на защиту своих огурцов. Говорили о том, что наши огурчики отличаются от турецких, как вологодское сливочное масло от спреда: упаковка схожая, а содержимое разное! В числе главных аргументов в пользу местного огурца – экологическая безопасность и высокие вкусовые качества. Это обеспечивается защитой растений биологическими методами, без ядохимикатов, жестким контролем остаточного содержания нитратов на выходе продукции, опылением пчелами и шмелями. Еще один плюс – время в пути от грядки до стола потребителя. Известно, что местные овощи портятся гораздо быстрее, в отличие от импортных, которые хранятся месяцами. Стоит насторожиться, за счет чего это достигается и безопасно ли для здоровья.

Сетовали производители на сложность и высокую затратность технологического процесса по сравнению с зарубежными производителями. Как объясняет заместитель директора ОАО «Совхоз-Весна» Петр Комиссаров, значительный вклад в цену огурца вносит российский климат с продолжительной зимой и огромными затратами на отопление и освещение.

Обеспечить зарплату и сохранить коллектив

В Балаковском районе в теплицах ОАО «Волга» нас встретил завораживающий пейзаж: залитые ярким мартовским солнцем бесконечные ряды теплиц, внутри – бесконечные овощные грядки. Целых 14 гектаров. Из них 4 гектара – совсем новые теплицы, построенные по голландской технологии в 2013–2014 годах. Самые большие плантации отведены под огурцы, также растят томаты, перцы, баклажаны, рассаду цветов. А трудятся здесь 375 человек.

Комментируя нашему изданию ситуацию с ценой первого урожая, генеральный директор тепличного комбината ОАО «Волга» Роман Ковальский делал акцент именно на гарантированное качество продукта и подробно разложил затратный механизм и ценообразование, а также объяснил сезонные колебания цен.

В начале февраля был первый урожай. К примеру, в «Волге» собрали всего тонну. Пока рынок не насыщен, любой коммерсант старается продать товар по максимальной цене. Первую партию «Волга» реализовала по 300 рублей за килограмм. Через два дня цена опустилась до 250. Потом, по мере увеличения объемов производства и насыщения рынка, цена неуклонно снижалась. Сейчас на фирменных точках хозяйства огурцы можно купить по 120–140 рублей. В сетевых магазинах цена повыше, с учетом НДС и торговой наценки. В мае огурцы будут стоить около 40 рублей. С началом массового сбора урожая в открытом грунте, на огородах и дачных участках цена на тепличный огурец падает до 10–15 рублей, что гораздо ниже себестоимости. По оценке экономистов, она около 45 рублей за год. Комбинаты зарабатывают лишь с февраля по май, и на эти средства живут весь год.

Летом деятельность убыточна. С точки зрения бизнеса целесообразно распускать коллектив на летние месяцы и ничего не выращивать. Но такого допустить нельзя: людей не оставишь на полгода без средств к существованию, да и не соберешь к осени половину коллектива. Покупателя не интересует, как выживает в этот период предприятие. Ковальский сообщает, что в прошлом году на зарплату с начислениями ушло около половины валовой выручки хозяйства. Овощеводство – дело весьма трудоемкое, работа, как ни крути, ручная. Кризис также вносит свои коррективы. Роман Ковальский сетует, что придется перекраивать пятилетнюю программу развития предприятия. Начало 2015 года оказалось непростым: импортные комплектующие и материалы подорожали до 70 процентов. Это субстраты, удобрения, семена, укрывные материалы.

«Будем пытаться заменять их отечественными аналогами, но риск трудно просчитать. Сэкономив на этапе закладки урожая, можно проиграть в конечном итоге, – рассуждает директор. – Да и на отечественные материалы цены не стоят на месте. Может ли в таких условиях огурец стоить как в прошлом году?»

Конечная цена в магазинах зависит не только от отпускной цены производителя, но и от количества посредников и совести продавца. Значительную часть урожая хозяйства сбывают оптовикам. С сетями работать нелегко: разное налогообложение (сельхозпроизводители без НДС), субъективный контроль качества приемщиком продукции, ретро-бонусы и отсрочка оплаты. Производители надеются, что в условиях санкций сетевики развернутся в сторону отечественных производителей, и работа будет строиться на взаимовыгодных отношениях. Это позволит вывести из игры посредников, от которых страдают и потребители, и производители.

По мнению Ковальского, работать по старинке бесперспективно: только модернизация и применение инноваций способны увеличить продуктивность и снизить издержки. А это конкурентоспособность и снижение цены на овощи. Развиваться без доступных кредитов невозможно, с увеличением ключевой ставки они стали просто недосягаемы. К тому же банки увеличили процентные ставки по заключенным инвестиционным договорам, хотя средства по ним и освоены год назад.

«Без господдержки придется туго. И обещанные аграриям субсидии на оплату части процентов по коротким кредитам на проведение посевной в размере почти 15 процентов будут хорошим подспорьем. А в основном рассчитываем только на свои силы», – рассуждает директор.

В прошлом году овощеводам были выделены субсидии на уплату части процентов по инвестиционным кредитам и компенсирована часть стоимости технологического оборудования для теплиц. Ковальский говорит, что в этом немалая заслуга губернатора и сельхозминистра Соловьева. Глядишь и в этом году государство не оставит без внимания.

Опыленный пчелами, экологически чистый

Мы захотели сами убедиться, действительно ли повторяемое чаще всего утверждение «экологически чистый продукт» правда, а не маркетинговый ход, рассчитанный на легковерного потребителя.

Заходим в цех, всё строго: надеваем халаты и бахилы. В проходах – стопки картонных ящиков с зелеными нежными огурчиками, один к одному. Спрашиваем: так чем отличаются турецкие огурцы от ваших? «А вы попробуйте и скажите», – улыбается главный агроном Александр Гуриш. Срываем по огурцу. Действительно: ароматные, сладкие, хрустящие – с импортными не сравнить!

На заботливо подвязанных плетях повсюду видны желтые цветы, маленькие огурчики и спелые плоды. А вот и пчела присела на цветок. В проходе «колдуют» над ульем пчеловоды. Выращиванием пчелоопыляемых гибридов занимаются только в России и СНГ, за рубежом культивируют самоопыляемые огурцы, уступающие по вкусовым качествам. Для опыления на предприятии пасека на 650 пчелиных семей.

Экологическая безопасность, являющаяся главным козырем «Волги», обеспечивается на разных этапах производства продукции, возделываемой по интенсивной технологии. В хозяйстве своя агрохимическая лаборатория – контролирует питательные растворы, отслеживает остаточное содержание нитратов в спелых плодах.

Анна КириченкоЗащита растений от вредителей проводится биологическим методом, а не химией, с помощью насекомых энтомофагов. Для этого есть биологическая лаборатория – царство «защитницы» Анны Кириченко, выпускницы СГАУ. Здесь в специальных тепличках разводят колонии полезных букашек-энтомофагов – фитосейулюса, амблисейуса, галлицу. Они поедают вредителей, которых «не видно глазами», – паутинного клеща, табачного трипса и тлю.

В перспективе «защитники» собираются наладить на предприятии производство биопрепарата «Триходермин» для борьбы с болезнями растений. Агрохимики и защитники растений, которых более 10 человек, регулярно посещают семинары, курсы повышения квалификации, чтобы внедрить самые современные методы защиты и питания растений. Предприятие несет огромные затраты на содержание лабораторий, чтобы обеспечить заявленное качество, так как считает это главным конкурентным преимуществом. И стоя у прилавка магазина, покупатель должен задуматься: нужно ли экономить на здоровье?

«Я никогда не буду есть турецкие огурцы и томаты, потому что видел, как их выращивают! У них там нет зимы, как у нас, когда вредители погибают. В их климатических условиях невозможно справиться с вредителями биологическими способами. Только химия, химия, химия! Вот и думайте, почему импортные огурцы дешевле наших», – поделился наболевшим Александр Гуриш.