«Общечеловеческие» цены?

Оценить
Корреспондент «Газеты недели» поинтересовался, что почём в аптеках Саратова

Цены в аптеках Саратова повысились в некоторых случаях до 10 раз. Об этом на минувшей неделе сообщили СМИ, основываясь на жалобах горожан. Председатель областной общественной палаты Александр Ландо призвал аптечный бизнес «исходить из общечеловеческих ценностей» и предложил коммерсантам добровольно ввести ограничения по росту цен на свои товары, как это недавно сделали продуктовые сети.

Ранее президент Владимир Путин поручил правительству РФ до 15 марта провести мониторинг цен для недопущения их роста на лекарства первой необходимости, а еще до 15 апреля проанализировать целесообразность создания сети государственных (муниципальных) аптек. Как надеются федеральные власти, это может послужить целям «доступности для населения лекарственных препаратов, в том числе низкого ценового сегмента и сильнодействующих обезболивающих препаратов».

В низком ценовом сегменте, по сообщениям саратовских СМИ, популярный обезболивающий препарат «Найз» подорожал со 100 до 200 рублей, витамины «Пентовит» – с 30 до 120 рублей, лекарство для сердечно-сосудистой системы «Кардиомагнил» – со 135 до 235 рублей, обезболивающее «Темпалгин» – с 70 до 120 рублей. Даже антибактериальный порошок стрептоцид взлетел в цене с 3,5 до 35 рублей, валерианка в таблетках – с 22 до 56 рублей.

– Да, подорожали, – рассказала девушка за прилавком одной из аптек. – Намного? В зависимости от фирмы. Российские – нет, зарубежные – да. Но то, что в несколько раз, – это преувеличение.

– Не на всё и не в несколько раз, – пояснили мне в другой аптеке.

По словам местных аптекарей, подорожали в основном импортные лекарства, хотя жизненно важные препараты в цене «вообще не выросли». Удорожание работники аптек видят с начала года. «Потому что скачет доллар», – объяснила одна из аптекарш.

– Доллар? Да это по фигу всем, – не соглашается другой работник аптеки. – Почему же тогда дорожают российские лекарства? – В том, что они будут дорожать и дальше, собеседник сомневался мало: по его словам, каждый новый приход товара сопровождает новая цена.

«Срок действия контрактов – два-три месяца, – рассказывает «Газете недели» председатель гильдии внебюджетной медицины Торгово-промышленной палаты Саратовской области, главный врач частного госпиталя «Авеста» Андрей Шубин. – Поэтому в конце 2014 года по сути дела продавалось то, что уже было ввезено в Россию и растаможено. А сейчас, по всей видимости, пошли уже новые контракты. Что касается роста цен на российские препараты, то нередко действующее начало, элементы лекарств тоже являются импортными. Они, естественно, влияют на конечную цену».

К предложению Александра Ландо о заморозке цен на лекарства Андрей Шубин относится неоднозначно – надо понимать, с какими категориями аптек можно вести такие переговоры: «Крупным сетевым предприятиям, а они почти все московские, такие обязательства выполнять легче. Если это отдельные аптеки, то им это практически нереально, иначе половина из них закроется. И никому от этого лучше точно не станет».

Идею создания сети госаптек Шубин одобрил, но предупредил, что они будут работать в тех же условиях. «Механизмы ведь те же самые, рыночные. Если эти аптеки будут дотироваться, тогда они смогут держать другие цены... Сейчас на весь Саратов государственных аптек осталось пять штук. Но у них цены не ниже, только форма собственности другая. Им же тоже надо содержать помещение, платить зарплату, выплачивать коммунальные платежи, а также выдерживать максимальный уровень ценовых надбавок на жизненно важные препараты, которые одни и те же что для государственной, что для коммерческой аптеки».

По мнению Шубина, не стоит думать, что низкие цены на лекарства в этом случае можно будет обеспечить только за счёт того, что госаптеки станут работать без расчёта на прибыль («в ноль»), – современные аптеки и так имеют не слишком большие доходы: «Прибыль появляется там, где есть сети. А где аптека не сетевая, не такие уж там и великие прибыли. Аптечный бум 90-х прошёл».

Как заметил собеседник, сложившаяся ситуация с ростом цен уже привела к тому, что некоторые лекарства стали вовсе исчезать из продажи: «По факту, я знаю, некоторые лекарственные позиции в Россию вообще перестают завозить в связи с тем, что они стали слишком дорогими на ввозе, и продажи по ним у западных компаний упали. Мы столкнулись с этим по некоторым анестезиологическим препаратам. И не всегда у них есть российские аналоги».