Страшная тайна второго этапа

Оценить
На расселение ветхих и аварийных домов не хватает миллиарда рублей

В Саратовской области стартовал второй этап программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. По этому поводу в минувшую пятницу в Саратовской областной думе организовались депутатские слушания. Бурного обсуждения не получилось. Хотя проблемы, поднятые в ходе разговора, выглядели очень серьёзными.

Эмоций не скрывала только депутат Госдумы Ольга Алимова. Она ругала действующие федеральные законы, загнавшие в тупик невинных граждан. Да еще саратовский городской депутат Дмитрий Кудинов казался обеспокоенным отказом федеральных властей помогать муниципалам финансово. Остальные участники принимали программные показатели на веру, не особо сомневаясь в их выполнимости. Да и как не верить, если про любую проблему ответственные за реализацию программы лица уверенно заявляли, что «работают в этом направлении».

Дома посчитаны, люди тоже

Вёл слушания председатель облдумы Владимир Капкаев. Он же сообщил, что проблемы ветхого и аварийного жилого фонда, возникшие в нашем регионе, на самом деле общие для всех субъектов РФ. Капкаев отметил, что ветхость домов определяется ненадлежащим их содержанием и отсутствием денег на проведение ремонта. Поэтому и увеличивается ежегодно количество домов, признаваемых в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Конечно, государство взяло на себя обязанность по предоставлению гражданам нового жилья, но на её выполнение нужно очень много денег. И не только из бюджета. В короткие сроки, как пояснил Капкаев, уложиться с решением проблемы расселения всех аварийных домов просто невозможно. Но поэтапно, за счёт «консолидации бюджетных средств, внебюджетных источников, а также средств Фонда содействия реформированию ЖКХ» всё непременно решится, обеспечится «безопасность граждан», и получится «социальное благополучие».

После этой оптимистичной прелюдии министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин рассказал о том, что уже сделано.

Нынешняя программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда стартовала в 2013 году и продлится до сентября 2017 года. Состоит она из пяти этапов и предполагает расселение 814 многоквартирных домов и переселение в новое жильё свыше 20 тысяч граждан. Общая стоимость этого масштабного проекта оценивается в 8,6 миллиардов рублей за всё время его действия.

В Саратовской области программа охватывает 19 муниципальных районов, включая Аткарский, Балаковский, Балашовский, Вольский, Ершовский, Петровский, города Саратов, Энгельс и другие населённые пункты.

Первый из пяти этапов программы пришёлся на 2013-й и 2014 годы. За эти годы успели расселить 178 аварийных домов (более 72 тысяч кв. м). Новые квартиры получили 4114 человек, на что было потрачено в общей сложности 1,8 млрд рублей. Причём почти 1,7 млрд пришли из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Без проблем не обошлось, конечно же. Но они были связаны со случайным выбором недобросовестных подрядчиков. В Хвалынском и Советском районах строительные компании, выигравшие конкурс, не смогли достроить дома, да и делали это не качественно. Министр Тепин сообщил, что эта ситуация сейчас расследуется в судах, куда обратились власти с намерением расторгнуть договоры и забрать у недобросовестных исполнителей казённые деньги. Исправлять положение поручено другим подрядчикам, которые были отобраны на новом конкурсе.

Второй этап реализации программы приходится на 2015 год. До конца года в Саратовской области должно быть расселено 230 многоквартирных аварийных дома (87,5 тыс. кв. м), а 5526 граждан, проживающих в них, должны получить новое комфортное жильё. Работа будет вестись в 9 районах – Балашовском, Краснопартизанском, Ершовском, Красноармейском, Петровском, Пугачевском, Саратовском, Энгельсском и в городе Саратове.

Стоимость второго этапа, по словам министра Тепина, оценивается в 2,3 млрд рублей. В этот раз средства Фонда содействия реформированию ЖКХ составят меньше половины от необходимой суммы – 940 миллионов рублей. Миллиард рублей должен вложить регион и 334 миллиона – муниципалитеты.

Неудобная ценовая политика

Пока Фонд щедро сыпал миллионами, претензии возникали только к скорости строительства домов и к процедуре переселения. Когда Фонд стал резко сокращать долю своего участия, перекладывая нагрузку на регионы, финансовая составляющая стала главной проблемой. Застройщиков окончательно перестала устраивать условная цена квадратного метра, установленная для Саратовского региона на строительство домов для переселенцев: всего 24,5 тысячи рублей. Повышенная в этом году до 26 с лишним тысяч рублей цена квадратного метра тоже не привлекла строительные компании. Оно и понятно, ведь средняя рыночная стоимость квадратного метра на сегодняшний день составляет 41–42 тысячи рублей – почти в два раза выше предлагаемого государством ориентира.

В Саратове, как оказалось, строительные фирмы давно отказались сотрудничать с государством по таким расценкам. Дома для переселенцев в областном центре строило казённое предприятие – КПСО «Госжилстрой». Если ничего не изменится, то в этом году строить дома и осваивать программные деньги снова будет КПСО, как единственный поставщик строительных услуг не отказывающийся от участия в аукционах. Но местные власти на изменения рассчитывают. Вот, например, депутат Саратовской городской думы Дмитрий Кудинов интересовался у министра новостями по повышению цены на квадратный метр. Депутат заявил даже, что без новой цены реализовать программу будет невозможно. Дмитрий Тепин заявил в ответ, что областное министерство строительств и ЖКХ ведёт переговоры с федеральными ведомствами и Фондом на предмет изменения ценовых параметров программы. В частности, Саратовский регион предлагает установить цену на квадратный метр в размере 34 тысяч рублей.

«Мы доказываем, что подход в государственных жилищных программах должен быть одинаковым, – сообщил Тепин. – Вот, например, в новой программе «Жильё для российской семьи» цена квадратного метра установлена в размере 30 тысяч рублей, или 80 процентов от рыночной стоимости. 2 марта премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, разрешающее регионам повышать цену квадратного метра жилья экономкласса до 35 тысяч рублей. Почему в программе переселения граждан из ветхих и аварийных домов она должна быть ниже?! Но пока все наши предложения отвергаются. Дело в том, что если для всех регионов будет изменён этот параметр, то придётся пересматривать все федеральные лимиты, а также доли регионального и муниципальных бюджетов. Быстро такие вопросы не решаются, но мы в этом направлении работаем».

Дополнительные и неподъёмные

Дмитрий Кудинов задал ещё один вопрос, волнующий все муниципалитеты. Речь о финансировании покупки дополнительных квадратных метров из средств федерального бюджета. Необходимость покупать дополнительные квадратные метры возникает в связи с разницей между занимаемой гражданами площадью и той, в которую им предстоит переселиться. Первая площадь всегда оказывается значительно меньше последней. При этом переселять людей в равные по площади помещения, возможности у местных властей нет.

Во-первых, закон требует соблюдения нормативов жилой площади, приходящейся на человека. Во-вторых, никто не строит малогабаритных квартир. Поэтому часто бывает так, что из девятиметровой комнаты в доме барачного типа гражданина переселяют в самую маленькую однокомнатную квартиру площадью 33 квадратных метра. Теперь, правда, говорят, что минимальная площадь «однушек» в новых государственных заказах будет составлять 28 квадратных метров. Есть такие, мол, строительные нормы. Но по условиям программы, средствами, заложенными на её реализацию, оплатить при покупке новой квартиры можно только ту площадь, которая равна изымаемой. Остальные метры считаются дополнительными и оплачиваются из муниципальных бюджетов. В этом году муниципалитетам, участвующим в реализации второго этапа программы расселения ветхого и аварийного жилья, придётся где-то найти на оплату дополнительных квадратных метров целый миллиард рублей.

Дмитрий Тепин, отвечая на вопрос депутата Кудинова, сообщил, что позиция федерального центра в этом вопросе жёсткая и однозначная: денег не дадут.

«Решаться этот вопрос может только на уровне субъекта Федерации», – сообщил министр, поясняя, что помочь муниципалитетам может только областной бюджет. Станет помогать или нет – это вопрос, который, как заверил Тепин, обсуждается.

Между тем для Саратова дополнительные метры влетят в копеечку. Как рассказал Павел Мигачёв, начальник управления капитального строительства администрации города Саратова, в реализации второго этапа программы расселения ветхого и аварийного жилья на территории областного центра главная финансовая нагрузка будет лежать на городском бюджете. По его словам, на сегодняшний день в Саратове расселения ждут 299 многоквартирных аварийных домов. В текущем году расселить планируется только 81 из них. Общая стоимость расселения составит 1,68 миллиарда рублей. Из них регион вложит 485 миллионов, Фонд содействия реформированию ЖКХ – 455 миллионов, а 730 миллионов ляжет на плечи муниципалитета. И сумма эта сложилась в основном за счёт всё тех же дополнительных метров.

Сэкономить бюджетные расходы, по мнению участников слушаний, могут инвесторы. Их могут заинтересовать освобождающиеся после сноса аварийных домов земельные участки. Вовлечением этих площадок в оборот, по мнению представителей власти, можно было бы компенсировать часть затрат на строительные материалы, например. Тема эта обсуждается не первый раз, но пока дальше разговоров не двигается. Никаких конкретных решений по этому вопросу нет, всё только планы и намерения. Мешает преимущественно отсутствие соответствующей нормативной базы. Да и инвесторы на самом деле в очередь за такими участками в городе Саратове не выстраиваются, потому что не видят для себя реальных выгод.

Правда, у некоторых представителей региональной власти есть какая-то непоколебимая уверенность в том, что освободившиеся в течение ближайших трёх лет 800 земельных участков в целом по региону, непременно привлекут бизнесменов, которые построят там новые дома, в которые расселят жильцов оставшихся «авариек».

Некоторые проще не замечать

На слушаниях выступали общественники, представители прокуратуры Саратовской области и даже депутаты Госдумы.

Представитель прокуратуры Саратовской области Илья Яковлев, например, рассказал, что прокуратура ежемесячно пересчитывает аварийные дома. Причём не только официально зафиксированные, но и те, которые по всем признакам должны оказаться в одном с ними списке. Так вот, по данным последнего мониторинга, в Саратовской области насчитывается 1197 официально аварийных многоквартирных домов. В них проживает в общей сложности 29 тысяч человек. А ещё, по подсчётам прокуратуры, есть в регионе 360 домов, имеющих все признаки аварийности, но официально таковыми не признанных.

Кроме того, в ходе своих мониторингов прокуратура заметила, что органы местного самоуправления не очень-то стараются пополнять список аварийных домов, поэтому многие признаки аварийности во многих домах не замечают. Таким подходом грешат, город Саратов, Красноармейский, Краснокутский, Дергачевский районы и прочие муниципалитеты. Прокуратура уже заставила через суд признать аварийными 54 дома и работа в этом направлении продолжается.

На самом деле вновь признанные аварийными дома являются для власти настоящей головной болью. Как признался в одном из своих комментариев председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной думы Сергей Нестеров, властям «непонятно, что делать с аварийными домами, попавшими в перечень после 1 января 2012 года». Действующая программа на них не распространяется. Поэтому регионам предстоит решать эту проблему самостоятельно. Этот вопрос, как и многие другие, «находится в стадии обсуждения». Причём вялотекущего, надо сказать, обсуждения.

Человек за каждым несделанным шагом

Депутат Госдумы Ольга Алимова, обращаясь к региональным коллегам, говорила о недопустимости равнодушия и о необходимости активизации работы в поисках решения проблемы ветхого и аварийного жилья. Некоторые законы, рождающиеся в органах федеральной власти, по её словам, в буквальном смысле ущемляют права граждан. К таким законам она отнесла принятый и уже действующий закон о капитальном ремонте многоквартирных домов. И рассказала о доме в центре Саратова под номером 72 на Первомайской, который, по словам жильцов, был построен в 1861 году, а теперь разваливается. Этот дом не был включен программу переселения, зато попал, как и все другие, в программу капремонта. По словам Алимовой, «если дом устоит», то в 2016 году в нём отремонтируют крышу, в 2027 году наладят свет, газ и фундамент, а в 2029-м покрасят фасад. «Это просто цинизм и издевательство над людьми, – заявила Ольга Алимова. – Законы должны защищать права граждан, а не ущемлять их».

Кроме того, она сообщила, что федеральная власть пока не отказалась от идеи обязывать жильцов аварийных домов сносить свои жилища самостоятельно и искать инвесторов, а также всё ещё обсуждает инициативу Минстроя РФ предоставлять жильё не всем жильцам аварийных домов, а только малоимущим и нуждающимся. Депутат призвала коллег «пытаться все-таки убедить правительство», что их идеи, расчёты и представления о стоимости жилья и квадратного метра, которые спускаются в регионы, не соответствуют реальности.