Стой! Не стой где попало!
Городские власти дозрели до решения проблемы нехватки парковочных мест в городе Саратове. В администрации города появилось понимание, в каком направлении нужно двигаться и даже был разработан кое-какой план действий. Тема парковок стала основной на заседании комиссии по промышленности, транспорту, связи и торговле Саратовской городской думы, состоявшемся в минувший четверг.
Представители муниципалитета рассказали депутатам о планах сделать платными парковочные карманы в городе, построить подземную парковку под Театральной площадью, ограничить въезд автотранспорта в центральную часть города и других. В ходе обсуждения намерений городских властей случайно выяснилось, что областное правительство (его руководство и просто сотрудники) незаконно используют под парковку кусок городской земли между Театральной площадью и областной научной библиотекой.
Ограничить и поделить
О том, что необходимость что-то решать с парковками в Саратове назрела и обострилась, потому что ежегодно увеличивается количество легкового автотранспорта, рассказывал глава городского дорожного комитета Валерий Данилин. Неконтролируемое размножение легковых авто оборачивается пробками, затрудняющими движение общественного транспорта и машин экстренных служб. Но это еще и сложность уборки улиц, ведь припаркованные везде автомобили просто не дают городским службам нормально убрать мусор, грязь, снег и прочее. А еще это в целом снижение уровня безопасности дорожного движения.
Особенно сложно ситуация выглядит, по словам Данилина, в центре города, где находится множество офисных и торговых комплексов, к которым, соответственно, и стягиваются в массовом порядке саратовцы, вынужденные парковаться (из-за дефицита парковочных мест) где повезёт и как придётся.
Один из способов решения этой проблемы – ограничение въезда в центр города на личном авто. До сих пор этот вариант существовал для чиновников только в виде идеи. Теперь она начала обретать реальные очертания. Её уже закрепили в своего рода программе развития городской парковочной сети, которую разработали в муниципалитете.
Как сказал Валерий Данилин, специалистами городской администрации подготовлена схема размещения временных и постоянных парковок, а также проведена работа по зонированию центра города с целью перераспределения и снижения транспортной нагрузки на эту часть Саратова. Всего выделено три зоны: 1) зона преимущественно пешеходного движения, 2) зона ограниченного использования автомобильного транспорта и 3) зона свободного использования автотранспорта.
Площадь «над», гараж – «под»
В двух первых зонах, которые охватывают в основном центр города, предполагается строительство механизированных (элеваторных, карусельных, роторных) парковок малой вместимости, а также парковки для автомобилей сотрудников предприятий на территории самих предприятий, если, например, вынести их за пределы исторической части города невозможно. Здесь же, как мечтают чиновники, когда-нибудь будут построены и подземные многоуровневые гаражи.
В городской администрации даже определились с местами размещения будущих парковок и гаражей в центре Саратова. По словам Данилина, в условиях плотной застройки центральной части города использовать под строительство и размещение парковок можно только свободные участки. Например, Театральную площадь. Многоуровневый гараж разместить предлагается под ней. Земельный участок, занимаемый театральной площадью (около 18 тыс. кв. м) уже поставлен на кадастровый учёт и сейчас готовится конкурсная документация. Другими словами, администрация города готовится разыграть «Театралку» на конкурсе и сдать её в концессию какому-нибудь инвестору.
Такие же объекты могут появиться и под площадью имени Киселёва (перед новым тюзом) или площадью им. Чернышевского (напротив парка «Липки»). Рассматриваются также площадь им. Кирова (со стороны Мирного переулка), площадь перед зданием городской администрации (рядом с областной думой, где сейчас находится открытая автостоянка) и другие места.
Пора брать плату
Зона свободного использования автомобильного транспорта располагается вокруг первых двух зон и в периферийных районах города. Здесь тоже нужны и предполагаются парковки разных видов, в том числе «перехватывающие», и гаражей-стоянок, в том числе и в жилой зоне.
«Необходимо сформировать общегородскую систему автостоянок, перехватывающих потоки легкового автотранспорта на подходах к центральной части города, вблизи остановок общественного городского транспорта. Это нужно для того, чтобы автовладелец мог оставить свой автомобиль на стоянке и продолжить свой путь на общественном транспорте», – пояснял Валерий Данилин.
На реализацию этих планов потребуется очень много денег. Сколько именно, вслух даже не говорят. По словам Данилина, на все вопросы по источникам финансирования, сроках строительства и технико-экономических показателях можно будет отвечать только после того, как придут конкретные инвесторы и подпишут концессионные соглашения на реализацию соответствующих проектов. Пока же в городской администрации пристально изучают возможность запуска пилотного проекта по взиманию платы с горожан-автомобилистов за парковку в уже существующих в Саратове парковочных карманах. Попробовать хотят на кусочке центра города ограниченного улицами Московская, Советская, Рахова и Горького. Здесь насчитали 1750 машино-мест в парковочных карманах. Реализация этой идеи, по словам Данилина, может стать первым этапом реализации всех остальных муниципальных планов на развитие парковочной сети.
Однако, как считают в муниципалитете, строительства многочисленных парковок, стоянок и гаражей все равно недостаточно для окончательного решения проблемы загруженности центра города автотранспортом. Глава дорожного комитета города Саратова уверен, что одновременно нужно ужесточать штрафы за парковку вдоль улиц, развивать благоустроенные пешеходные зоны, ограничивать в историческом центре количество крупных торговых и офисных зданий, к которым стягиваются транспортные потоки. Торговые и офисные центры, по словам Данилина, строить нужно за пределами центра города, а конкретно в тех местах, которые специально для размещения таких объектов предусмотрены Генпланом Саратова.
А где парковка? И чья парковка?
Обсуждали планы городской администрации депутаты недолго. Все согласились, что эта проблема решения ждёт давно и дело наконец потихоньку сдвигается с мёртвой точки. Депутат Андрей Иващенко не сдержался и укорил муниципалитет за то, что и инвесторы, готовые заниматься строительством городских парковок (многоуровневых, автоматизированных, каких хотите), в город уже вошли – ещё четыре года назад, но результата до сих пор нет. По мнению Иващенко, чиновники администрации недостаточно хорошо работают с инвестором. Надо было помочь ему и посодействовать.
В частности, депутат интересовался судьбой инвестора и его проекта по строительству многоуровневой парковки в пределах улиц Чапаева, Киселёва, Рахова и Б. Казачьей. Иващенко требовал объяснений причин отказа администрации в предоставлении участка инвестору.
Андрей Гнусин, заместитель главы администрации по градостроительству и архитектуре, пояснил депутату, что квадрат, очерченный вышеназванными улицами, вообще-то плотненько застроен и администрация города не имеет никаких прав выделять там участки и кому-то их предоставлять. Инвестор, выступивший с таким проектом, выкупал там земли самостоятельно. Но того, что он смог приобрести, не хватило для размещения того объекта, который он запланировал. Поэтому и никаких разрешений на строительство оного не получил. Если он доберёт площадь до нужного размера, его проект пересмотрят.
Депутат Александр Дегтярев поинтересовался, будут ли стоянки в районе Привокзальной площади и Городского парка. Чиновники ответили, что планы по строительству парковок в этих районах у города есть. Ещё депутаты вспомнили про парковку за областной библиотекой со стороны Театральной площади. Всех интересовало, кому она принадлежит. После некоторого замешательства Андрей Гнусин и Валерий Данилин ответили, что прав аренды на этот участок нет ни у кого. Вернее, они не оформлялись, но фактически это парковка областного правительства. По словам чиновников, так исторически сложилось. Должностные лица и лица, приезжающие в правительство области, оставляют свои машины на этой территории (огороженной, кстати, со шлагбаумом и охраной). Непродолжительная немая сцена закончила депутатское обсуждение парковочного вопроса.