Откуда растут цены?

Оценить
Общественники искали ответы на денежные вопросы, но не нашли

Некоторым категориям малоимущих граждан будут предоставляться купоны со скидкой для приобретения продуктов на рынке на Топольчанской. Там же может появиться «уголок потребителя» – видеокамера для приема жалоб и предложений. Об этих новшествах стало известно на заседании совета областной общественной палаты в минувший четверг.

В своем традиционно длинном вступительном слове председатель общественной палаты отметил незаменимую роль общественной палаты в контроле над рынком продовольствия. Общественники регулярно совершают рейды по торговым точкам, и не было ни разу, чтобы они вернулись без замечаний. Ревизоры из них, по признанию Александра Ландо, выходят крайне дотошные, оправданий продавцов не принимают. «Вот сыр, например, достаточно дорогой продукт: на общей головке указывается дата изготовления и срок годности. А когда его делят на части, должен быть срок всего три дня, а не такой, как на общей головке», – привел пример глава ОП.

Но главный больной вопрос, бередящий душу председателя, – это, конечно же, цены. «Все мы живем в непростое время. Можно зарабатывать на продаже 30–40%, а можно 20%. Хотелось бы узнать: на каком этапе происходит повышение цены на продукты питания?» – поставил вопрос Александр Ландо.

Сырный рост

Представители прокуратуры и антимонопольной службы по Саратовской области отделались сухими статистическими данными. По словам прокурора по надзору за соблюдением законодательства в сфере экономики Михаила Бранова, в ходе проведенных полномасштабных проверок было вынесено 111 предупреждений предприятиям и индивидуальным предпринимателям. Например, претензии, связанные с необоснованным ростом цен, предъявлены торговой сети «Гроздь» и предприятию «Балашовский сахарный завод». И прокуратура, и управление Федеральной антимонопольной службы признали, что вести речь о сговоре между собой продавцов продовольственными товарами не приходится.

Тогда Александр Ландо в знак несогласия зачитал письмо покупательницы, которая купила в магазине сыр по 400 рублей за килограмм, а за три недели он дорос до 850 рублей за килограмм. При этом дата изготовления молочного продукта была указана одинаковая. «Что мне отвечать этой женщине? – спросил он у представителей надзорных ведомств. Начальник отдела контроля товарных рынков антимонопольной УФАС по Саратовской области Ольга Евсеева ответила, что указанная проблема не входит в компетенцию ее ведомства, на что Ландо отреагировал: «У вас полномочий хоть и нет, но вы ситуацию мониторите. Мы все в одной лодке плывем».

Сети и сетки

Депутат областной думы, бизнесмен Сергей Михайлов изложил версию, согласно которой за последние лет десять средний бизнес сделал крупные вложения в свои предприятия и теперь нуждается в возврате потраченных средств.

Он дал совет местным производителям, выпускающим продукцию, с трудом допускаемую в крупные сети, – открывать собственные сети торговых точек. В качестве примера он привел свое предприятие – ОАО «Молочный комбинат Энгельсский», владеющий сетью магазинов под брендом «Белая долина». По его мнению, несколько мелких производителей могут самоорганизоваться в кооператив и совместно реализовывать свою продукцию.

Смелые идеи внес член общественной палаты Юрий Виткин. Он предложил, чтобы на ценниках в магазинах указывалась не только цена продажи, но и закупочная цена, а также цена, затраченная на производство товара. Так покупателю сразу будет видно, где и насколько «накрутили». Более того, он обратился к опыту других стран (каких, не уточнял) и предложил установить твердый размер надбавки для производителей (не более 15%), оптовиков (не более 10%) и розничных продавцов (не более 15%). Александр Ландо эту идею подхватил. Полет творческой мысли оборвал министр экономического развития и инвестиционной политики области Владимир Пожаров. Он назвал предложенную схему неэффективной, поскольку такой шаг «убьет инвестиционную составляющую» и создаст тяжелые условия для ведения бизнеса.

– Ждал, пока все скажут. Слышал тут уже фразы, что нужно просвещать министра, что министерство недостаточно работает. Если я промолчу, наверно, будет неправильно, – наконец взял слово Владимир Пожаров. – Начнем с того, что 380 торговых точек мониторится нами в ежедневном режиме. Второе: оценивать работу министерства нужно по каким-то объективным показателям. У нас как были самые низкие цены на продукты питания в ПФО и вторые по России, так и остались. Мы вынуждены вносить ограничения, опять же только с согласия хозяйствующих субъектов, но чтобы только при этом не страдал бизнес. Что может сделать власть: организовывать ярмарки, где местный производитель имеет возможность бесплатно получить место и продавать. Мы должны на 20% увеличить количество ярмарочных мест, чем мы сейчас и занимаемся.

Социальные магазины, купоны, уголки потребителя

Слово взяла председатель комиссии по социальной политике и здоровому образу жизни Наталия Королькова. «Мы стоим на пороге нищеты большой части нашего населения! Те, у кого пенсия составляет 6–7 тысяч рублей, повышением цен на товары и услуги поставлены на грань выживания», – заявила Наталия Александровна. Она выразила сомнение, являются ли эффективными регулярно проводимые общественной палатой рейды, которым та придают столь важное значение. «Александр Соломонович, это стало уже смешным местом: вы приходите – у продавцов одна цена, уходите – другая».

Наталья Королькова, замечая то, что массово закрываются мелкие магазины (в сетевых магазинах цены пусть и на несколько рублей, но дешевле), предложила власти подумать об открытии так называемых социальных магазинов.

Депутат областной думы, председатель саратовского областного союза потребительских обществ Олег Подборонов, как оказалось, тоже думает о малоимущих семьях и пенсионерах. На заседание он пришел с готовой для реализации идеей: до боли знакомые продуктовые карточки. Поскольку мы живем в условиях рыночной экономики, то продукты на них предоставляются не бесплатно, а с 20-процентной скидкой, и лишь на 30 наименований продуктов, цены на которые будут заморожены на уровне февральских. Льгота будет предоставляться посетителям рынка на Топольчанской при предъявлении соответствующих купонов. Всего напечатано уже 200 тысяч экземпляров. Тираж предложено было передать в министерство социального развития, которое распределит его среди наиболее уязвимых категорий граждан. Каких именно категорий – пока неизвестно, уточняют лишь, что купоны будут распределены в пользу жителей Ленинского и Кировского районов (территориально прилегающих к рынку). В дальнейшем Олег Подборонов обещал продолжить переговоры с другими предпринимателями и подтолкнуть к взаимодействию сетевые магазины.

В завершение заседания Александр Ландо тоже поделился своей идеей – организовать в магазинах «уголок покупателя» и оснастить его специальной камерой. Через такую коммуникацию человек может заявить о росте цен, качестве продуктов и других нарушениях прав покупателей в конкретной торговой организации. Видеоэкраны и операторы будут находиться в общественной палате области, Облпотребсоюзе или правительстве области. В качестве пилотного проекта такие видеокамеры появятся скоро на двух рынках на Топольчанской и в поселке Юбилейном. А вот сетевые магазины пока без энтузиазма отреагировали на предложения председателя ОП.

Итог всего заседания пресс-служба общественной палаты сформулировала так: «Одним словом, ценообразование – это сложный процесс, который, к сожалению, не обходится без фантазий продавцов. Поэтому общественный контроль за такими нерадивыми продавцами является одним из действенных средств их сдерживания». То есть понятно, что ничего не понятно, но свое любимое занятие – контрольные мероприятия – общественная палата продолжит с еще большим размахом.