Предмайданная ситуация

Оценить
Жители отдельно взятого Волжского района готовы перекрыть трассу и взять в заложники главу города

Об этом стало известно во время встречи губернатора области Валерия Радаева и главы города Олега Грищенко с населением, прошедшей 18 февраля. Власть в течение трех часов узнавала о жизни вверенного ей народа из первых уст, оправдывалась, перекладывала ответственность за проблемы на прежнее руководство и самих жителей. А еще пыталась убедить, что люди живут не так плохо, как им кажется.

Подобный формат общения представителей власти и районов был введен в практику несколько лет назад. Ранее проводились встречи с жителями Ленинского, Заводского, Кировского районов, постоянно организуются встречи в районах области.

Майдан на Соколовой горе

Первый вопрос, который задал пожилой мужчина, сразу заставил понервничать сидящих в президиуме. Пенсионер кричал о непомерно высоких тарифах ЖКХ, о проблемах с капитальным ремонтом и бесчинствах управляющих компаний. «Отец, отец, вопрос понятен», – обратился к нему Олег Грищенко и выразил недоумение: а встречалась ли с недовольным гражданином администрация Волжского района?

Одного «перевода стрелок» в сторону чиновников оказалось мало. Вопросы опрокидывались на голову, как помои из ушата. Быстро стало понятно, что страшнее рассерженных мужчин могут быть только разгневанные женщины.

– Парк Победы – это святое место. А что, жители Соколовой горы не святые? Мы – быдла, быдла! За куб горячей воды я плачу 120 рублей. Это обдираловка! – возмущалась одна женщина и завершила свое выступление угрозой: – У нас скоро, как на Украине, Майдан будет. Мы устроим Майдан на Соколовой горе!

Ее соседка рассказала представителям власти о «сталактитах» и протекающих трубах, которую «работнички» из управляющей компании в преддверие встречи с губернатором обмотали изолирующими материалами, но течь так и не устранили.

Некоторые жалобы жителей Волжского района были похожи на математические задачи для чиновников, представленные в максимально доступной форме. «Мы платим 10 с лишним, а делают нам на 2 с копейками. Вопрос: где 8 рублей, на которые можно мрамором обделать стены?» – спросил пожилой мужчина, недовольный высокой платой за общедомовые нужды.

Одного челобитчика глава города Олег Грищенко (не без помощи подчиненных) узнал в лицо и даже назвал по имени-отчеству: «Можно, не будете дальше? Вы были у меня на приеме три года назад и задавали те же самые вопросы. Но ничего сформулировать не можете, вам лишь бы за жизнь поговорить. Специально для вас делегировали целого депутата Кудинова Дмитрия Геннадьевича, он с вами работает-работает, а у вас всё вопросы».

Наконец Олег Грищенко решил насильно остановить поток печальных коммунальных историй:

– Вы что, думаете, что мы не боремся с руководством управляющих компаний? Если я позову сюда руководителя управляющей компании, он скажет, что вы деньги за коммунальные услуги не платите. Зная эту проблему, что вы не платите, потому что у вас нет денег, государство идет навстречу, выделяет необходимые средства, – сказал Олег Грищенко. Он рассказал, что в прошлом году в Госдуму подавалось обращение разрешить учреждать муниципальные управляющие компании, но эта инициатива была отклонена. По его словам, сейчас вопрос прорабатывается.

– Я сам до 10 лет прожил в бараке. Я знаю абсолютно все ваши проблемы. Я за эти годы прополз все ваши дворы. Чиновник – он всегда плохой. Правильно, ругайте нас больше, а мы должны работать. Я говорю главам: ходите, встречайтесь. 500 раз уже говорил, Сергей! – обратился мэр к главе администрации Волжского района, который всё это время стоял по стойке смирно.

Присутствующие на встрече министр строительства и ЖКХ Дмитрий Тепин и представитель Госжилинспекции рассказали о процедуре лицензирования управляющих компаний, о проведении квалификационного экзамена для руководителей УК и о курсах эффективных собственников, которые организует профильное министерство. Губернатор Валерий Радаев преисполнился оптимизма:

– Вы должны понять, что идет аттестация управляющих компаний – быть им или не быть. Нужно обратную связь получить от собственников домов. И если большинство собственников жилья говорят, что эта компания пришла случайно, давайте меры принимать. А для чего тогда существует закон? Эта перепись для того и ведется, чтобы та УК, которая издевается, можно сказать, над своими жильцами, ушла. Мы не можем бесконечно на это смотреть.

Надежда для обманутых

Микрофон взял молодой человек, назвавший себя представителем собственников дома на Питерской, 16 и 16а. Эти слова произвели какое-то тревожное действие на властных лиц. Олег Грищенко обвинил молодого человека в неуважении к ветерану, попросил предоставить последнему слово. Представитель жильцов таунхауса с извинением уступил микрофон, но получить его обратно оказалось непросто. Ему упорно не давали возможности высказаться, предоставляя слово другим.

Не дожидаясь взрывной реакции зала, о таунхаусе заговорил подготовившийся к выступлению Александр Буренин. Глава городской администрации повторил всем известные данности, что застройщик продал не квартиры, а доли, что есть решение суда о сносе. Он посмотрел на проблему со стороны истцов (построили коттеджи, а цены на них упали) и доложил, что переговоры с обеими сторонами не прекращаются ни на минуту.

Дольщики таунхауса, как оказалось, не слышали ни о каких встречах и переговорах, которые власть проводит с ними в усиленном режиме. Александр Буренин спорил с кричащей толпой:

– С вами лично не помню, встречались или нет, ну, наверное, не дошли до вас. Подождите, не надо кричать, вы меня не перекричите! Вы когда покупали квартиру, интересовались тем, что у застройщика нет разрешения на строительство? Кто вам показывал документ? Не знаю, где вы были, но после этого случая... подождите, не надо кричать... мы совместно с прокуратурой проверили весь город и нашли еще 53 таких объекта, из них 26 уже жилых. Просим регпалату не регистрировать ничего. Разбираемся персонально с каждым. Но если вы будете покупать квартиру без разрешения на строительство, к кому претензии? Вот застройщик скрылся, полиция его ищет. Я не говорю, что вы виноваты, но решение суда не в нашу с вами пользу. От вас никто не отказался.

– Ребята, с нами вот вообще никто не встречается! – вернул в свои руки микрофон представитель ответчиков Антон Киров. – Мы просили встречи с Сараевым, Тепиным. Они встречаются с нашими истцами, с нами никто не говорит. Мы в полном неведении, мы просто в отчаянии! У нас некоторые готовы выходить перекрывать дороги. Почему приставы ретиво исполняют решение о выселении малолетних детей, когда не могут годами исполнить решение суда по другим каким-то моментам? Ребенку 16 дней было в момент выселения – вы его выкинули на улицу. Вы обещали нам помочь предоставить альтернативное жилье – никто ничего не сделал. Нам сказали, что мы не имеем на него права, хотя изначально обещали с ним помочь. От нас все отворачиваются. Мы стараемся не выносить этот сор из избы губернии, но...

– Хорошо, хорошо, – не дал закончить мысль Валерий Радаев. – Завтра с вами встретятся те, кого вы назвали по фамилиям.

На встрече губернатор завел речь и о дольщиках «Новостроя XXI век»: ситуация, по его словам, находится под его личным контролем. 25 февраля состоится встреча в Москве с депутатом Госдумы Александром Хинштейном, который собирается посодействовать разрешению ситуации в сторону сохранения жилья у собственников. «Вы сами так сделали, а теперь приходится разбираться за вас. Пока мы с 21-м веком решаем, уже 22-й появляется. Наверное, надо чтобы здесь какие-то показательные вещи были», – подытожил губернатор.

Зоны отдыха, поликлиники, многоуровневые стоянки

Следующая по остроте проблема, волнующая граждан, – планировка благоустройство городской территории.

Олег Грищенко рассказал, как однажды его «взяли в заложники» жильцы одного дома и поставили условие, что выпустят, если он распорядится отремонтировать асфальт в их дворе.

Одна пенсионерка взяла эту информацию на вооружение:

– Я вас, Олег Васильевич, если весна наступит теплая, так же, как уже вас где-то держали, пока вы не дали обещание, тоже буду держать. Вокруг делали асфальт, а у нас во дворе асфальт 23 года не делают! – пригрозила женщина и заодно попросила прощения у присутствующих граждан, поскольку она – уроженка Октябрьского района. По ее мнению, мэр города мало уделяет внимание ее району, отдавая явное предпочтение Заводскому. Она попросила организовать аналогичную встречу в Октябрьском районе.

Подняли проблему застройки исторического центра. Глава города переложил на прежнее руководство вину за продажу участков в центре города. По его словам, с 2006 года не было выдано ни одного разрешения на строительство многоэтажных домов. Все дома, которые были построены за эти годы, начиная с 2006-го, получили разрешения на строительство ранее. На ближайшем заседании городской думы должны были представить проект, разделяющий Саратов на три зоны, для которых будет определена этажность строений. Идея принадлежит нашему земляку Вячеславу Володину.

Один мужчина поинтересовался судьбой участка рядом с гостиницей «Словакия». По планам там должна быть построена дорожная развязка, хотя, на его взгляд, уместнее было бы организовать зону отдыха с фонтаном и скамейками. Олег Грищенко обратился к событиям 10–12-летней давности, когда с аукциона этот участок ушел за «четыре миллиона иностранных рублей». Собственник выразил желание построить там жилой дом. Городские власти хотят вернуть земельный участок, но пока не имеют таких средств. Они уже вроде бы провели процедуру оценки и планируют сделать транспортную развязку. При этом Олег Грищенко порадовал ветерана, что, как только город приобретет землю, организует там зону отдыха. Что там будет на самом деле: есть основания думать, что многоэтажный жилой дом, учитывая финансовые возможности (скорее, невозможности) бюджета.

Жительница поселка Юбилейный пожаловалась, что в быстрорастущем районе не хватает поликлиник. Министр здравоохранения Алексей Данилов новую поликлинику не обещал, но пообещал изменить режим работы имеющихся медучреждений. Он также рассчитывает на государственно-частное партнерство – договоры аренды помещений у собственников недвижимости под пункты по оказанию амбулаторной помощью.

Один присутствующий попросил уделить внимание такому историческому памятнику, как Алексеевское городище, которое относится к домонгольской эпохе. Он предложил организовать там постоянно действующий музей славянского быта от древних времен до настоящего времени.

Прозвучали и совершенно фантастические пожелания: «Хотелось бы стояночки многоуровневые», – помечтала одна женщина, недовольная засильем автомобилей на городских улицах. «Неплохо наши люди живут, если столько автомобилей по городу ездят», – поразмышлял вслух Олег Грищенко.

Не хотелось говорить, что денег нет

– Я вспоминаю свое детство, молодость и юность, и такого не помню, чтобы мы огурцы зимой ели. Хорошо жить стали. Предложение рождает спрос. Если огурец стоит тысячу рублей, значит, есть спрос на него, – так отреагировал глава города на обращения граждан по поводу роста цен на продукты питания. Особенное внимание уделили разговору о дорогих огурцах.

Вызвали к ответу министра экономики области Владимира Пожарова, которые рассказал про самые низкие цены в ПФО на многие продукты питания, про регулярно проводимый мониторинг цен и социально ориентированные сельскохозяйственные ярмарки.

Одна женщина пожаловалась на уменьшение социальных выплат:

– При Аяцкове было 22% субсидий, при Ипатове они сохранились – мы тогда написали слёзные письма. Но при вас в 2013 году вместо 22% субсидий стало 13%, – обратилась женщина к губернатору. – Скажите, как жить на 7 тысяч рублей? Это же невыносимо!

– Сегодня хороший идет разговор, вот такой разговор должен быть! – порадовался Валерий Радаев. – Тогда у нас что-то получится. Кто-то подарил вам эти 22%, кто-то обещал... Но, к сожалению, тот, кто вам обещал, оставил долг 50 миллиардов рублей. А что делать, скажите? У человека не было телефона – ему давали компенсацию за него, за радио, которого не было. Давайте будем объективнее. Я просто не хотел вам говорить, что денег нет. Нужно поменять позицию, иначе мы с вами свалимся в яму. Если у вас в кармане пусто, то и в городе пусто.

А потом он зачитал с листков бумаги оптимистичные планы по ­обустройству будущего. Только после всего вышесказанного они прозвучали не такими убедительными.

Предмайданная ситуация